Допуски и посадки, основные понятия, обозначения. Квалитет, нулевая линия, допуск, предельное отклонение, верхнее отклонение, нижнее отклонение, поле допуска

Обозначения:

· Допуск IT = International tolerance;

· Верхние и нижние отклонения, ES = Ecart Superieur, EI = Ecart Interieur,

· Для отверстий большие буквы (ES, D), для валов малые (es, d).

Схема поля допуска на отверстие. По чертежу - 4 мм, предельные размеры - 4,1-4,5. В данном случае поле допуска не пересекает нулевую линию, так как оба предельных размера выше номинального.

Основные термины и определения по ГОСТ 25346-89 .

· Вал - термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

· Отверстие - термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

· Основной вал - вал, верхнее отклонение которого равно нулю.

Основное отверстие - отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.

  • Действительный размер - размер элемента, установленный измерением.
  • Предельные размеры - два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер.
  • Номинальный размер - размер, относительно которого определяются отклонения.
  • Отклонение - алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.
  • Действительное отклонение - алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.
  • Предельное отклонение - алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.
  • Верхнее отклонение ES, es - алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

Примечание. ES - верхнее отклонение отверстия; es - верхнее отклонение вала.

  • Нижнее отклонение EI, ei - алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

Примечание. ЕI - нижнее отклонение отверстия; ei - нижнее отклонение вала.

  • Основное отклонение - одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
  • Нулевая линия - линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные - вниз.

· Допуск Т - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями.


Примечание. Допуск - это абсолютная величина без знака.

· Стандартный допуск IT - любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.

· Поле допуска - поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.

· Квалитет (степень точности) - совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.

· Единица допуска i, I - множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска.

Примечание. i - единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I - единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.

Линейные размеры, углы, качество поверхности, свойства материала, технические характеристики указываются.

Допуск

  • Размер - числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т. п.) в выбранных единицах измерения.
  • Действительный размер - размер элемента, установленный измерением.
  • Предельные размеры - два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер.
  • Номинальный размер - размер, относительно которого определяются отклонения.
  • Отклонение - алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.
  • Действительное отклонение - алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.
  • Предельное отклонение - алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.
  • Верхнее отклонение ES, es - алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

Примечание. ES - верхнее отклонение отверстия; es - верхнее отклонение вала.

  • Нижнее отклонение EI, ei - алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.

Примечание. ЕI - нижнее отклонение отверстия; ei - нижнее отклонение вала.

  • Основное отклонение - одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.
  • Нулевая линия - линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные - вниз.
  • Допуск Т - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями.

Примечание. Допуск - это абсолютная величина без знака.

  • Стандартный допуск IT - любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.
  • Поле допуска - поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии.
  • Квалитет (степень точности) - совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.
  • Единица допуска i, I - множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска.

Примечание. i - единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I - единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.

  • Вал - термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
  • Отверстие - термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.
  • Основной вал - вал, верхнее отклонение которого равно нулю.
  • Основное отверстие - отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.
  • Посадка -характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.
  • Номинальный размер посадки -номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.
  • Допуск посадки -сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.
  • Зазор -разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала

Линейные размеры, углы, качество поверхности, свойства материала, технические характеристики

Линейные размеры, углы, качество поверхности, свойства материала, технические характеристики указываются:

Для устранения излишнего многообразия числовые величины рекомендуют приводить в соответствие (например, округлять расчетные значения) с предпочтительными числами . На основе рядов предпочтительных чисел разработаны ряды нормальных линейных размеров (ГОСТ 6636-69) . Нормальные линейные размеры, мм:

3,2 3,4 3,6 3,8 4,0 4,2 4,5 4,8 5,0 5,3
5,6 6,0 6,3 6,7 7,1 7,5 8,0 8,5 9,0 9,5
10 10,5 11 11,5 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 24 25 26 28 30
32 34/35 36 38 40 42 45/47 48 50/52 53/55
56 60/62 63/65 67/70 71/72 75 80 85 90 95
100 105 110 120 125 130 140 150 160 170
180 190 200 210 220 240 250 260 280 300
320 340 360 380 400 420 450 480 500 530
560 600 630 670 710 750 800 850 900 950

Примечание: под косой чертой приведены размеры посадочных мест для подшипников качения.

Предельное отклонение угла конуса

Предельное отклонение угла конуса: 1) если конус задан конусностью обозначается символами и числовым значением степени точности; 2) если конус задан углом обозначается символами и числовым значением степени точности.

Допуск формы и расположение поверхностей

Допуск формы и расположение поверхностей указывается в виде условных обозначений (графически с числовым значением допуска) или текстом.

Знаки видов допусков форм и расположения поверхностей
Группа допуска Вид допуска Знак
Допуск формы Допуск прямолинейности
Допуск плоскостности
Допуск круглости
Допуск цилиндричности
Допуск профиля продольного сечения
Допуск расположения Допуск параллельности
Допуск перпендикулярности
Допуск наклона
Допуск соосности
Допуск симметричности
Позиционный допуск
Допуск пересечения осей
Суммарный допуск формы
и расположения
Допуск радиального биения,
торцевого биения,
биения в заданном направлении
Допуск полного радиального биения,
полного торцевого биения
Допуск формы заданного профиля
Допуск формы заданной поверхности

Квалитет

Квалитет является мерой точности. С увеличением квалитета точность понижается (допуск увеличивается).

Значение допусков для размеров основного отверстия до 500 мм:

Размер, мм Допуск, мкм при квалитете
01 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
До 3 0,3 0,5 0,8 1,2 2 3 4 6 10 14 25 40 60 100 140 250 400 600 1000
3-6 0,4 0,6 1 1,5 2,5 4 5 8 12 18 30 48 75 120 180 300 480 750 1200
6-10 0,4 0,6 1 1,5 2,5 4 6 9 15 22 36 58 90 150 220 360 580 900 1500
10-18 0,5 0,8 1,2 2 3 5 8 11 18 27 43 70 110 180 270 430 700 1100 1800
18-30 0,6 1 1,5 2,5 4 6 9 12 21 33 52 84 130 210 330 520 840 1300 2100
30-50 0,6 1 1,5 2,5 4 7 11 16 25 39 62 100 160 250 390 620 1000 1600 2500
50-80 0,8 1,5 2 3 5 8 13 19 30 46 74 120 190 300 460 740 1200 1900 3000
80-120 1 1,5 2,5 4 6 10 15 22 35 54 87 140 220 350 540 870 1400 2200 3500
120-180 1,2 2 3,5 5 8 12 18 25 40 63 100 160 250 400 630 1000 1600 2500 4000
180-250 2 3 4,5 7 10 14 20 29 46 72 115 185 290 460 720 1150 1850 2900 4600
250-315 2,5 4 6 8 12 16 23 32 52 81 130 210 320 520 810 1300 2100 3200 5200
315-400 3 5 7 9 13 18 25 36 57 89 140 230 360 570 890 1400 2300 3600 5700
400-500 4 6 8 10 15 20 27 40 63 97 155 250 400 630 970 1550 2500 4000 6300

См. также

Примечания

Литература

  • А. И. Якушев, Л. Н. Воронцов, Н. М. Федотов . Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. 6-е изд., перераб. и доп.. - М.: Машиностроение, 1986. - 352 с.

Ссылки

  • Квалитет и шероховатость поверхностей отверстий и валов в системе отверстия в зависимости от класса точности

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Допуск" в других словарях:

    - (ПРИЗНАНИЕ) факт признания акций фирмы на бирже. Установление курса акций. С этого момента акции начинают котироваться на бирже. Словарь финансовых терминов. Допуск Допуск атрибут пользователя, разрешающий доступ ко всей чувствительной информации … Финансовый словарь

    Допустимое отклонение, толеранс, предельный размер, припуск; разрешение, впускание, впуск Словарь русских синонимов. допуск см. впуск Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    - (entry) Допуск на рынок нового поставщика. Новый поставщик может представлять собой вновь учрежденную фирму либо фирму, которая ранее действовала на других рынках. Иногда существует возможность вступить на новый рынок, начав все с нуля. Однако… … Экономический словарь

  • Нулевая линия - линия, соответствующая некоему размеру, от которой откладываются отклонения размеров при указании допусков и посадок. Все линии чертежа - нулевые. Размер этот называется номинальным размером .
  • Допуск - диапазон отклонения от нулевой линии. "Отверстие выполнено диаметром А с допуском +0,5" - это означает, что действительный диаметр отверстия находится между диаметром, заданным нулевой линией (номинальный размер=А) и диаметром А+0,5мм.
  • Предельное отклонение - разность между предельным (наиболее отклоняющимся) и номинальным размером.
  • Верхнее отклонение = верхнее предельное отклонение = разница между номинальным и наибольшим предельным размером.
  • Нижнее отклонение = нижнее предельное отклонение = разница между номинальным и наименьшим предельным размером.

Поле допуска - диапазон размеров, ограниченный верхним и нижним отклонением от нулевой лини. Положение поля допуска обозначают:

Для отверстия: Прописные (большие) буквы латинского алфавита. A, B, C, CD, D......
Для вала: строчные (маленькие) буквы латинского алфавита. a,b,c,cd......

Отклонение, используемое для указания поля допуска допуска называют основным отклонением - это отклонение поля допуска ближайшее к нулевой линии.

Отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю (не может быть меньше) - называют основным H .

Вал, верхнее отклонение которого равно нулю (не может быть больше) - называют основным и обозначают английской буквой h .

На рисунке ниже - положение полей допусков (заштриховано) относительно нулевой линии. Слева указаны отрицательные или положительные отклонения.

Посадка - характер соединения узлов (деталей), определяемый величиной существующих в нем зазоров или натягов. Различают посадки с зазором , посадки с натягом и переходные (промежуточные) посадки.

Посадки в системе отверстия - предпочтительнее на практике (исторически) , см. рисунок ниже:

Посадки в системе вала , смотри рисунок ниже:

Квалитет - установленная совокупность допусков, определяющая допуск для данного линейного размера (одинаковая степень точности для всех номинальных размеров). Величнины полей допусков обозначают буквами IT и порядковым номером квалитета.

Допуск (Т ) размера - это разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями.

Допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т. е. заданную точность изготовления. С уменьшением допуска качество изделий, как правило, улучшается, но стоимость производства увеличивается.

Для наглядного представления размеров, предельных отклонений и допусков, а также характера соединений используют графическое, схематическое изображение полей допусков, располагаемых относительно нулевой линии (рис.2.1).

Рис. 2.1 Поля допусков отверстия и вала при посадке с зазором (отклонения отверстия
положительны, отклонения вала отрицательны)

Нулевая линия - это линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении допусков и посадок. При горизонтальном расположении нулевой линии положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные - вниз.

Поле допуска - это поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Поле допуска определяется величиной допуска, а его положение относительно номинального размера определяется основным отклонением.

Основное отклонение (Eo) - одно из двух отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. Основное отклонение - это ближайшее расстояние от границы поля допуска до нулевой линии.

В готовых изделиях детали в большинстве случаев сопрягаются по своим формообразующим поверхностям, образуя соединения. Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей называют сопрягаемыми. Поверхности, по которым происходит соединение деталей, называются сопрягаемыми поверхностями.Остальные поверхности называют несопрягаемыми (свободными). В соответствии с этим различают размеры сопрягаемых и несопрягаемых (свободных) поверхностей.

В соединении деталей, входящих одна в другую, есть охватывающие и охватываемые поверхности.

Охватывающую поверхность называют отверстие , охватываемую - вал (рис.2.1). Термины "отверстие" и "вал" относятся не только к цилиндрическим деталям. Они могут быть применены к охватывающим и охватываемым поверхностям любой формы, в том числе не замкнутым, например, к плоским (паз и шпонка).

Размеры отверстий обозначают любыми заглавными буквами, например: A, B, G , Б, Ц и т.д., валов - строчными: a, b, g , б, ц и т.д. Предельные размеры обозначают с индексами max - наибольший предельный размер, min - наименьший предельный размер, например: A max , B min , a max , b min . Предельные отклонения отверстий обозначают: верхнее - ES , нижнее - EI , валов - соответственно es и ei .

При решении других задач, например расчёта размерных цепей, предельные отклонения можно обозначать Es - верхнее отклонение, Ei - нижнее. Таким образом, для отверстия ES = D max - D ; EI = D min - D ; для вала es = d max - d; ei = d min - d ; для любого размера Es = A max - A ; Ei = A min - A или Es = a max - a ; Ei = a min - a.
Допуски размеров охватывающей и охватываемой поверхностей называют соответственно допуском отверстия () и допуском вала (Ta ).

По степени свободы взаимного перемещения деталей различают следующие соединения:

  • а) неподвижные неразъемные соединения , в которых одна соединяемая деталь неподвижна относительно другой в течение всего времени работы механизма: соединения деталей сваркой, клепкой, клеем, соединения с гарантированным натягом (например, бронзового венца червячного колеса со стальной ступицей); первые три вида этих соединений разборке не подвергаются, а четвертый может разбираться лишь при крайней необходимости;
  • б) неподвижные разъемные соединения , отличающиеся от предыдущих тем, что в них возможно перемещение одной детали относительно другой при регулировке и разборке соединения при ремонте (например, крепежные резьбовые, шлицевые, шпоночные, клиновые и штифтовые соединения);
  • в) подвижные соединения , в которых одна соединяемая деталь во время работы механизма перемещается относительно другой в определенных направлениях.

В каждую из групп входит много разновидностей соединений, имеющих свои конструктивные особенности и свою область применения. В зависимости от эксплуатационных требований сборку соединений осуществляют с различными посадками .

Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов.

Посадка характеризует большую или меньшую свободу относительного перемещения или степень сопротивления взаимному смещению соединяемых деталей. Тип посадки определяется величиной и взаимным расположением полей допусков отверстия и вала. Номинальный размер отверстия и вала, составляющих соединение является общим и называется номинальным размером посадки .

Если размер отверстия больше размера вала, то их разность называется зазором (S ), т.е. S = D - d больше или равно 0; если размер вала до сборки больше размера отверстия, то их разность называется натягом (N ), т.е. N = d - D > 0. В расчетах натяг принимают как отрицательный зазор.

При расчёте посадок определяют предельные и средний зазоры или натяги. Наибольший (S max ), наименьший (S min ) и средний зазор (S m ), равны: S max = D max - d min ; S min = D min - d max ; S m = 0,5·(S max + S min ). Наибольший (N max ), наименьший натяги (N min ) и средний натяг (N m ) равны: N max = d max - D min ; N min = d min - D max ; N m = 0,5·(N max + N min ).
Посадки разделяются на три группы: с зазором, с натягом и переходные посадки.

Посадка с зазором - посадка, при которой обеспечивается зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала, рис. 2.2, а.. К посадкам с зазором относятся также посадки, в которых нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала, т. е. S min = 0.

Посадка с натягом - посадка, при которой обеспечивается натяг в соединении (поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала, рис. 2.2, в.

Переходная посадка - посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга (поля допусков отверстия и вала перекрываются частично или полностью, рис. 2.2, б.

Рис.2.2. Схемы полей допусков посадок: а - с зазором; б - переходные; в - с натягом

Допуск посадки - разность между наибольшим и наименьшим допускаемыми зазорами (допуск зазора TS в посадках с зазором) или наибольшим и наименьшим допускаемыми натягами (допуск натяга TN в посадках с натягом): TS = S max - S min ; TN = N max - N min .

В переходных посадках допуск посадки равен сумме наибольшего зазора и наибольшего натяга, взятых по абсолютному значению TS(N) = S max + N max . Для всех типов посадок допуск посадки равен сумме допусков отверстия и вала, т. е. TS(N) = ТD + Td.
В переходных посадках при наибольшем предельном размере вала и наименьшем предельном размере отверстия получается наибольший натяг (N max ), а при наибольшем предельном размере отверстия и наименьшем предельном размере вала - наибольший зазор (S max ). Минимальный зазор в переходной посадке равен нулю (S min = 0). Средний зазор или натяг равен половине разности наибольшего зазора и наибольшего натяга S m (N m ) = 0,5·(S max - N max ). Положительное значение соответствует зазору S m , отрицательное - натягу N m .

Взаимозаменяемость гладких цилиндрических соединений.

Гладкие цилиндрические соединения разделяют на подвижные и неподвижные.

Подвижные соединения должны создавать между валом и отверстием гарантированный наименьший зазор, обеспечивающий жидкостное трение, заданную несущую способность подшипника и сохранение указанного вида трения при увеличении зазора.

Неподвижные соединения должны обеспечивать точное центрирование деталей и передачу в процессе эксплуатации заданного крутящего момента или осевой силы благодаря гарантированному натягу или дополнительному креплению деталей шпонками, винтами и т.д. в случае применения переходных посадок.

Переходные посадки – это посадки, которые могут иметь как небольшие зазоры, так и небольшие натяги. В переходных посадках неподвижные соединения можно получить только за счёт применения дополнительного крепления.

Получить любой вид соединения (посадки) можно путём использования системы допусков, оформленных в виде стандартов. Эта система допусков позволяет производить массовое изготовление деталей, обеспечивающих хорошую собираемость и взаимозаменяемость.

Исходя из того, что в тракторном, автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении используют детали размером до 500 мм стандарт предусматривает соответствующую систему допусков и посадок в пределах этого интервала.

Независимо от вида соединения оно должно быть выполнено в одной из двух систем: системе отверстия или системе вала.

Квалитеты

Квалитет , по другому класс точности, (от французского gualite – качество) – совокупность допусков, изменяющихся в зависимости от номинального размера так, что уровень точности для всех номинальных размеров остается одинаковым.

В системе ISO для размеров до 3150 мм установлено 18 квалитетов: 01;0;1;..16. В системе СЭВ для размеров от 1 до 10000 мм предусмотрено 19 квалитетов (добавлен 17).

Квалитет характеризуется величиной допуска размера и сложностью получения размера независимо от диаметра.

Допуск устанавливается в зависимости от номинального размера и квалитета. Квалитеты обозначают буквами IT и порядковым номером 01, 0,1, 2..17. Например: IT 5; IT 9; IT 16. Применяются квалитеты:

IT 01; IT 0; IT 1- для изготовления концевых мер;

IT 2; IT 3; IT 4- для калибров;

IT 5…IT 13-для образования посадок;

IT 14…IT 17-для неответственных несопрягаемых поверхностей;

Применение квалитетов точности в соединениях (посадках)

Квалитет Применение
5–6 ответственные соединения в станкостроении и моторостроении (высокоточные зубчатые колеса, шпиндельные и приборные подшипники в корпусах и на валах)
6-7 соединения типа поршень - гильза, зубчатые колеса на валах, подшипники качения на вал и в корпус
7, 8, 9 точные соединения в тракторостроении и ответственных узлах сельхозмашин
при пониженных требованиях точности, а также в соединениях, где используется калиброванный материал для валов
подвижные соединения сельхозмашин при больших зазорах и значительных их колебаниях (грубая сборка), а также крышки, фланцы кольца…
12-13 неподвижные сварные соединения сельхозмашин (плуги, сеялки и др.)

Правильно назначить квалитет не менее важно, чем произвести расчет размеров детали. Назначение квалитета связано с точностью и эксплутационным назначением механизма, а также с характером требуемых посадок.

При выборе точности изготовления (квалитета) необходимо также учитывать и экономическую целесообразность. Изготовление деталей по расширенным допускам не требует больших затрат и уменьшает вероятность появления брака, но при этом снижается надежность конструкции (идет большой разброс зазоров и натягов) и, как следствие, долговечность работы машины.

Машины в основном выходят из строя не из-за разрушения, а из-за потери работоспособности, вызываемой снижением точности сборки узлов и агрегатов.

Связь точности и стоимости изготовления деталей

Для квалитетов от 5 до 17 значения допусков определяются исходя из единицы допуска i мкм, которая характеризует закономерность изменения допуска от величины диаметра. Для размеров до 500 мм

где d ср в мм, i в мкм.

Допуск выражается формулой

где а -число единиц допуска, постоянное для данного квалитета, независимое от номинального размера.

Значения числа единиц допуска для квалитетов с 5 по 17 представлены в таблице.

Таблица Значения единиц допуска для квалитетов IT5…IT17

Квалитет характеризуется величиной допуска. При переходе от одного квалитета к другому допуски увеличиваются по геометрической прогрессии со знаменателем 1,6,.

Изменение допусков при изменении квалитета

Через каждые пять квалитетов, начиная с IT 5, допуски увеличиваются примерно в 10 раз.

Основные отклонения

Для образования посадок с различными зазорами и натягами стандартами СЭВ установлены 27 основных отклонений для отверстий и валов. Они обозначаются прописной буквой латинского алфавита для отверстий и строчной - для валов. Рассмотрим на схеме положение полей допусков отверстий и валов относительно нулевой линии.

Основные отклонения отверстий и валов в системе JSO.

Отклонения от А до Н (от a до h) предназначены для образования полей допусков в посадках с зазорами; от Js до N (от js до n)- в переходных посадках; от Р до Zс (от p до z с)-в посадках с натягами. Для отверстий и валов, обозначенных буквами Js и js поле допуска располагается строго симметрично относительно нулевой линии, а предельные отклонения равны по величине, но имеют противоположный знак.

Основное отклонение – это отклонение, ближайшее к нулевой линии. Для всех полей допусков, расположенных выше нулевой линии, основным является нижнее отклонение (EI или ei); для полей допусков, расположенных ниже нулевой линии – верхнее отклонение (ES или es). Одноименные поля допусков отверстий и валов располагаются строго симметрично относительно нулевой линии и их предельные отклонения одинаковые, но противоположны по знаку (за исключением переходных посадок).

Для посадок от A до H известны EI

Для посадок от J до ZC известны ES

Основное отклонение отверстия должно быть симметрично нулевой линии основного отклонения вала, обозначенного той же буквой. Оно не зависит от квалитета, т. е. является постоянной величиной для одноименных полей допусков.

Верхнее (если поле допуска расположено выше нулевой линии) или нижнее (если поле допуска расположено ниже нулевой линии) отклонение определяют по величине основного отклонения и допуску выбранного квалитета.

Понятия – «система отверстия » и «система вала »

Стандартами установлены две равноправные системы посадок: система отверстия (СА) и система вала (СВ).

Как видно из рисунка, основное отверстие в системе отверстия имеет нижнее отклонение EJ равное нулю. Это является отличительной особенностью системы отверстия.

Образование посадок в системе отверстия

В системе отверстия – отверстие является основной деталью и независимо от посадки обрабатывается под номинальный размер (с допуском в тело детали), а различные посадки получаются путём изменения предельных размеров вала.

В системе вала – вал является основной деталью и независимо от посадки обрабатывается под номинальный размер (с допуском в тело детали), а различные посадки получаются путём изменения предельных размеров отверстия.

Образование посадок в системе вала

Как видно из рисунка основной вал в системе вала имеет верхнее отклонение es равное нулю. Это является отличительной особенностью системы вала.

В системе допусков и посадок ISO принято одностороннее предельное расположение поля допуска основной детали относительно номинального размера сопряжения. Поэтому, если допуски заданы в системе отверстия, то нижнее отклонение отверстия всегда будет равно нулю (EI=0), а если допуски заданы в системе вала, то верхнее отклонение вала всегда будет равно нулю (es=0) независимо от посадки.

Иными словами, посадки в системе отверстия СА – это посадки, в которых различные зазоры и натяги получают соединением различных валов с основным отверстием. Эти посадки принято обозначать буквой «Н».

Посадки в системе вала CВ – это посадки, в которых различные зазоры и натяги получают соединением различных отверстий с основным валом. Эти посадки принято обозначать буквой «h».

Выбор системы посадок .

Посадка образуется сочетанием полей допусков отверстия и вала. По экономическим соображениям (сокращения необоснованного многообразия посадок, систематизации режущего и измерительного инструмента для отверстий т.д.) рекомендуется применять две гостированные равноправные системы посадок: система отверстия СА и система вала СВ. Эти системы равноценны, но в промышленности применяются в разной степени. Для работы совершенно безразлично, в какой системе назначена посадка (с зазором, с натягом или переходная посадка); важна её конкретная величина. С технической точки зрения посадки в системе отверстия предпочтительнее. Вал, т.е. наружную поверхность обработать и проконтролировать намного проще, чем внутреннюю поверхность – отверстие. Для изготовления отверстий требуется размерный режущий инструмент: зенкер, протяжка, развертка и т.д. определенного типоразмера, сложный измерительный инструмент, что повышает стоимость детали. Поэтому в основном применяется система отверстия.

Система вала, как правило, применяется в трех случаях:

1) если валы изготовлены из пруткового калиброванного материала без дополнительной обработки посадочных мест;