Эволюция образа родины в творчестве блока. Тема родины в лирике А

В лирике А. Блока тема Родины являлась ведущей. Любовь к России оставалась незыблемой на протяжении всей жизни поэта. На примере ранних («Осенняя воля», «Русь») и поздних («Россия», «Новая Америка») стихотворений Блока можно проследить эволюцию темы Родины в его творчестве.

Итак, в ранних работах поэт представляет Россию как страну бедную: «Так - я узнал в моей дремоте / Страны родимой нищету, / И в лоскутах ее лохмотий / Души скрываю наготу». Также в стихотворениях преобладают картины необъятной природы, которой Блок искренне дорожит и любуется.

Легко заметить, что Россия у поэта ассоциируется с загадочной красивой девушкой и также не лишена загадочности, окутана тайной. Часто можно встретить фольклорные образы: «Где ведуны с ворожеями / Чаруют злаки на полях / И ведьмы тешатся с чертями / В дорожных снеговых столбах».

Несмотря на все несовершенства Родины, Блок искренно любит её.

Поэт крепко был привязан к ней и к ее природе. Лирический герой всегда неотделим от Родины, такой любимой и такой дорогой сердцу, хотя она и бедна и несовершенна. В ранних стихах Блока Россия дремлет, но она и «во сне необычайна».

В поздних стихотворениях Блок всё так же не стремится идеализировать Россию, он показывает ее такой, какая она есть. Она всё так же представлена девушкой («А ты все та же - лес да поле, / Да плат узорный до бровей»), все такая же нищая («Россия, нищая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, - / Как слезы первые любви!»), но поэт любит ее всем сердцем. Теперь же только Россия не дремлет. Наступил расцвет промышленности, что отражено в стихотворении «Новая Америка». Россия стала мощнее, ее облик немного меняется, но неизменна любовь Блока к ней. Он восторгается новой Россией, она смогла подняться и встать в ряд передовых стран мира: «То над степью пустой загорелась / Мне Америки новой звезда!»

В стихотворении «Двенадцать» поэт открыл новый образ России, демонстрирует крушение старого мира. Революционная Родина теперь идёт вслед за Христом, что может значить начало новой религии, символизирует новую жизнь. Поэма проникнута всемирноисторическим значением. Блок считал ее вершиной своего творчества.

Итак, я пришла к выводу, что на протяжении всей своей жизни в своей лирике Блок отражал любовь к Родине, какой бы ее ни представлял, - нищей ли, убогой или необъемлемой, прекрасной. В своей безграничной любви к России Блок стал великим национальным поэтом.

Сочинение по произведению на тему: Тема родины в лирике А. Блока

В сборник стихов о России, наряду с новыми, впервые появившимися стихами, были помещены стихи, напечатанные несколько лет назад. И каждое стихотворение несет в себе определенную идейную нагрузку, оно - своеобразное звено в цепи. Открывается книга циклом стихов о Куликовом поле. Этот цикл задает тон всему сборнику - просветленную грусть и мудрую любовь поэта к России, - даже такой:

И под лампадой у иконы

Пить чай, отщелкивая счет,

Потом переслюнить купоны,

Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые

В тяжелом завалиться сне...

Сколько душевных сил и истинной любви надо иметь, чтобы после этого сказать:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

В книге более двадцати стихотворений, и почти каждое - новый этап лирического познания России. От первых горьких откровений до заключительных строк:

И опять мы к тебе, Россия,

Добрели из чужой земли.

Цикл “На поле Куликовом” открывается стихотворением “Река раскинулась”. Здесь родина для Блока - буйная, хаотическая, хмельная; ее путь “в тоске безбрежной”. В стихотворении “На поле Куликовом” небесная Возлюбленная охраняет спящих воинов:

И когда наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите твой лик нерукотворный

Светел навсегда. В строках:

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови! -

не только человеческий бунт, но и природная стихия - бунт неба. Поэт хотел разбудить родную Россию, но вместо этого всюду льется кровь.

Но у Блока есть другая, совершенно противоположная Русь -

С болотами и журавлями

И мутным взором колдуна.

Это старая Русь. Ее толкование сходно с пушкинским; “Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…”

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого Бога страстно верил,

Какую девушку любил, -

говорил поэт.

Но Блок не жалеет Россию:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Он твердо верит в ее будущее:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

В “Последнем напутствии” возникают любимые образы:

Еще леса, поляны,

И проселки, и шоссе,

Наша русская дорога,

Наши русские туманы,

Наши шелесты вовсе.

Поэта волнует не политическая судьба родной страны, а спасение ее живой души. К судьбе России он подходит не как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью. Россия для него - Возлюбленная, и как меняются ее черты - от Прекрасной Дамы до музы последних стихов, так и чувство к родине выражается в меняющихся символах романтической любви. Сначала как невеста, жена или мать она напоминает своими светлыми чертами Возлюбленную:

Вот она - с хрустальным звоном

Переполнила надежды,

Светлым кругом обвела... ...

Это - легкий образ рая,

Это - милая твоя...

Только Блок, со свойственным ему личным чувственным, интимным восприятием, может полюбить такую Россию и признаться ей:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!

Но интимно-личное у поэта неотделимо от вселенского: образ невесты, жены связан с вечной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души...

В более позднем творчестве тема родины, а впоследствии и революции, у Блока стала связываться не только с идеалом Вечной Женственности, но и с духовно-нравственным мотивом и образом Христа. Часто эти два образа сливаются:

О том, что было, не жалея,

Твою я понял высоту:

Да. Ты - родная Галилея

Мне - невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает,

Пусть множит дикую молву:

Сын Человеческий не знает,

Где преклонить ему главу.

Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, носит лирический характер, а с другой - эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении “Родина”:

Когда-то там, на высоте,

Рубили деды сруб горячий

И пели о своем Христе.

В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездие:

И капли ржавые, лесные,

Родясь в глуши и темноте,

Несут испуганной России

Весть о сжигающем Христе.

Эпический и лирический образы Христа из стихов о России, соединившись, станут в поэме “Двенадцать” трагическим символом “русского строя души”.

Итак, мы проследили эволюцию темы родины в творчестве Блока от идеала Вечной Женственности - России - Возлюбленной, жены, матери, до сложного, неоднозначного образа Христа, несущего в себе идейные духовно-нравственные искания поэта, а также слияние двух этих образов.

Александр Александрович Блок - гениальный поэт XX в., один из самых выдающихся представителей русского символизма. Его стихи завораживают своей стремительностью, выразительностью, необычной красочностью. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX в., но и человек-эпоха».

Главной темой в творчестве Александра Александровича Блока является тема Родины. О чем бы он ни писал - все это было о России. Начало этой темы звучит в стихотворениях «Осенняя воля» и «Русь». Чувство простора, бесконечности, воплощенное в образах безбрежных лесов и степей, рек, возникает в стихотворении Блока. То же ощущение простора рождается в образах ветра и пути. Лирический герой чувствует себя причастным и к этой нищете, и к этим далям, и к этому простору: Запою ли про свою удачу, Как я молодость сгубил в хмелю...

Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю... Много нас- свободных, юных, статных - Умирает не любя... Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! В стихотворении «Русь», которое было написано в 1906 г., главное в образе Родины - это тайна. У Блока возникает ассоциация России с загадочной красавицей, верящей в ворожбу.

Страна почивает в дремоте, сохраняя завораживающую таинственность и сказочность: Так - я узнал в своей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу.

В более позднем творчестве Россия из Возлюбленной превращается в Жену: «О Русь моя! Жена моя!» Слово «жена» в лирике Блока многозначно. «Жена» - поэтический идеал, та «Вечная Женственность», которая «спасет мир». А еще женщина.- это ветер, это простор. В этом стихотворении («Река раскинулась») Русь предстает перед нами в образе степной кобылицы, которая мчится сквозь кровь и пыль:

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови!

Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!

Здесь Родина для Блока буйная, хаотическая, хмельная.

В стихотворении «Россия» Блок вновь признается в любви к отчизне. Образ Родины у поэта словно оживает в облике женщины, сильной и невероятно прекрасной. Образ этот динамичен, он словно раздваивается, переходит, перетекает из одного русла в другое: сначала это Россия, потом женщина «с разбойной красотой» и нелепой судьбой, затем снова Россия, Родина, просторы - «лес да поле», а после опять женщина - «плат узорный до бровей». Через все стихотворение проходит мотив дороги, тоски, но вместе с ним и уверенности, что у многострадальной родины поэта есть будущее, гордости за нее. Только Блок может полюбить такую Россию и признаться ей: Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви! В более позднем творчестве тема родины у Блока стала связываться с духовно-нравственным мотивом и образом

Христа, а не только с идеалом Вечной Женственности. Часто эти два образа сливаются:

О том, что было, не жалею, Твою я понял высоту: Да. Ты - родная Галилея Мне - невоскресшему Христу.

И пусть другой тебя ласкает, Пусть множит дикую молву: Сын Человеческий не знает, Где преклонить ему главу.

Образ Христа в творчестве Блока, с одной стороны, лирический, а с другой - эпический, народный. О таком Христе Блок говорит в стихотворении «Родина»: Когда-то там, на высоте, Рубили деды сруб горячий И пели о своем Христе.

В образе Христа, весть о котором идет из темной России, нет смирения, он несет возмездию И капли ржавые, лесные, Родясь в глуши и темноте, Несут испуганной России Весть о сжигающем Христе.

Совершенно иной представляется Родина в стихотворении «Новая Америка». Если в раннем творчестве Блока мы видим нищую, бедную Россию, то теперь перед нами предстает Россия, кот

смогла подняться, обрести необходимую мощь, встать вровень с передовыми государствами. Автор серьезно размышлял о том, какую роль национальная промышленность может играть в «великом вам рождении» России. «Будущее России, - писал он, - лежит в еле еще тронутых силах народных и подземных богатств». В последних строфах гениальный поэт говорит о том, что ископаемые богатства родины помогут ее обновлению:

Черный уголь - подземный мессия, Черный уголь - здесь царь и жених, Но не страшен, невеста, Россия,

Однако Блоку чужда идеализация образа Родины. В период патриотического подъема, в начале Я войны, когда патриотические гимны звучали повсюду, поэт пишет стихотворение, которое потрясло я всех своей прямотой, - «Грешить бесстыдно, беспробудно...» Страшные, уродливые образы рисуют картины духовно убогой жизни, жизни греха, пьянства, лицемерия и ханжества. Это храмы с «заплеванным полом», иконы в бедных окладах. А тот, кто оставил в церкви «грошик медный», на этот же грош и обманет кого-нибудь. Тот, кто клал поклоны, отпихнет «пса голодного» ногой от двери, будет «под Я лампадой у иконы» пить чай и пересчитывать деньги из «пузатого комода», а потом забудется на пуховых перинах в «тяжелом сне». Уродливая, страЩная картина: И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне... Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.

Какой бы ни представала перед нами Родина в творчестве Блока - нищей, убогой, мятежной или богатой, - во всех стихотворениях поэта мы чувствуем его любовь к России. Он готов любить то, что до него не прощал никто. Это и есть подлинная любовь, любовь не «благодаря», а «вопреки», любовь не за что-то, а просто так. Это действительно любовь. И в этой безграничной любви Александр Александрович Блок стал великим национальным поэтом, поэтом-символистом, поэтом, чье имя останется надолго у каждого на устах, поэтом, имевшим право говорить от лица поколения: «Мы - дети странных лет России».

Разработка урока предназначена для учащихся 11 класса. Урок-исследование предлагает внимательно прочитать и сравнить 3 самых известных произведения Блока о Родине: "Русь", "Россия" и "На поле Куликовом". Учащиеся вместе с учителем прослеживают развитие темы и в конце урока составляют общую таблицу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по творчеству А. Блока

Подготовила: Учитель русского языка и литературы

СУВОРОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА

Тема Родины в творчестве А.Блока

  1. Слово учителя:

После 1906 г. для Блока главной темой становится тема Родины, России.

Если для Блока Европа – это гармонические линии, нежные тона, томные розы, воздушность, мечта о запредельном, искания невозможного, то Россия – это „безобразная история“ где „боярские“, где „хлюпает кровь“, „тяжелая, гнилая, болотная“.Здесь все земляное, небо - „серое, как мужицкий тулуп“ и... „Здесь от края и до края – чахлый кустарник. Пропадаешь в нем, а любишь его смертной любовью;выйдешь в кусты, станешь на болоте. И ничего -то больше не надо. Золото,золото где-то в недрах поет“.

Тема Родины лучше всего прослеживается в 3х произведениях:

„Русь“-1906г

„Россия“-1908г

цикл „На поле Куликовом“ -1908г

  1. Сравним эти стихотворения.

(Работа в группах)

Группа А. Стихотворение„Русь“

Вопросы :

  1. Какой рисуется родина в представлении Блока?
  2. Почему Русь, а не Россия?
  3. Сравните первую и последнюю строфы стихотворения. Что дает для понимания кольцевая композиция?
  4. Каким предстает автор в этом стихотворениии?

(Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков,автор благоговеет перед ней,боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.)

Группа Б. Стихотворение „Россия“-

Вопросы:

  1. В чем разница названий?
  2. Какие годы Блок считает „ золотыми“?
  3. На какое стихотворение идет ссылка?
  4. Какие черты родины Блок замечает прежде всего?
  5. О чем 4-5 строфы стихотворения? О каких событиях вспоминает Блок?
  6. Почему последнее 4-стишие меняется на 6-стишие?
  7. Что означают строки „невозможное возможно“?

(Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, Страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего – любовь.)

Группа В.Лирический цикл „На поле Куликовом“

Вопросы:

  1. Какие события российской истории отразились в этом цикле?
  2. О чем 1-я главка? Найдите сходство с конкретными строками из „Слова о пълку Игореве“..
  3. Как с помощью смены ритма Блоку удалось передать движение?
  4. Какой образ главенствует в этой части?
  5. С кем отождествляется родина в этом цикле?
  6. Кому, по-вашему, принадлежат слова 2-й главки?

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мёртвым лечь!»

  1. Обращение „Ты“ из 3-й части это слова к образу Богородицы, к жене, к матери, к родине? как вы поняли?

В ночь, когда Мамай залёг с ордою

Степи и мосты,

В тёмном поле были мы с Тобою, -

Разве знала Ты?

Перед Доном тёмным и зловещим,

Средь ночных полей,

В криках лебедей.

  1. Часть 4-я – это время прошедшее или настоящее? Докажите и объясните свою т. з.

4 глава.

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Умчались, пропали без вести

Степных кобылиц табуны,

Развязаны дикие страсти

Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моём,

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём…

Я«вись, мое дивное диво!

Быть светлым меня научи!»

Вздымается конская грива…

  1. Что объясняют слова В.Соловьева, взятые эпиграфом к 5-й главке?

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьёв

  1. Почему последняя часть заканчивается словами:

„Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем,

Теперь твой час настал. - Молись!

  1. К кому обращены последние слова?

(Здесь родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее, и поэт, его лирический герой, как и герои древности, не мыслят себя без России.)

Урок заканчивается составлением таблицы

Вопросы

Стихотворение Блока «Русь»

Стихотворение Блока «Россия»

Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

В каком году создано произведение?

Какой предстает родина в каждом произведении?

Русь – спящая красавица, пришедшая из глубины веков, автор благоговеет перед ней, боится нарушить ее покой. Она – загадка, которую невозможно разгадать. Поэтому возможно только преклоняться.

Россия – прекрасная молодая женщина, обманутая ухажером. Да, у нее были трудные времена, но она сумела выжить и с достоинством продолжать свой путь. Это страна радости, приходящей через слезы и испытания, страна, где возможны любые чудеса, так как в основе всего, всей жизни – любовь. Россия переживала много трудностей, переживет и возрождалась.

Здесь Родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее. Поэт (и его лирический герой), как и герои древности, не мыслят себя без России. Поэтому ее нужно не просто любить, а прежде всего - ЗАЩИЩАТЬ.

Какой из образов родины соответствует современности?

да

да

да

Выводы:

Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен («годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.


Тема родины в лирике А. А. Блока. Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее.

Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе…». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна…

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит

Русь за спасение души:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива.

Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны - «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали…

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись!

Любовь к Родине, к народу А. А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость: Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи…

(Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия - совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлеченной идеей, а как поэт - с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.