Гуманистическое воспитание определение. Гуманистическое воспитание

Гуманистическая основа воспитания - путь к личностному росту ребенка. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание».

В 80-х годах XX в. гуманно-личностный подход у воспитанников обосновал и практически реализовал в «Школе жизни» известный грузинский психолог и педагог ШО Амонашвили.

В российских школах, утверждает профессор Д. Левитес из Мурманска, воспитание все еще тяготеет к авторитаризму, т.е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении зависимости. Иногда такое воспитание называют директивным (руководящим), вследствие чего воспитанник вырастает пассивным, безынициативным исполнителем.

Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим другой подход: воспитывать умение думать раньше, чем действовать, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией и принятыми решениями . Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников: от состояния «Я должен» - к состоянию «Я хочу».

Личностно- ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса. Ученика не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами. Поскольку многие качества у ребенка заложены на подсознательном уровне, то воспитатель лишь создает условия для детского саморазвития.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка. А важнейшая потребность ребенка - быть правильно понятым, принятым, признанным. Он подсознательно надеется, что его поймут в любом состоянии.

Только учитель и воспитатель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях: в труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими, - словом, в реальных жизненных ситуациях. Они ближе всех к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, могут составить наиболее правильное и целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.

Признание права ребенка быть самим собой - еще один принцип гуманистической педагогики. Признание - это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией. Ненавидим поступки - любим ребенка.

Для каждого своего воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания. Определившись с системой воспитательных целей, он подбирает такие средства воспитательного воздействия, которые актуализируют присущие ребенку функционально-психологические особенности. При этом учитывается, что независимо от своих индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять необходимые моральные требования.

Принципиальное положение гуманизации воспитания - принятие ребенка. Принятие - это признание того, что ребенок имеет право быть таким, какой он есть. Если педагог принимает ребенка, то принимает и его особенности, не выделяя и оценивая их. Чаще приходится принимать неблагополучных. В основе принятия - любовь. Путь к любви лежит через справедливость. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть обязательно.

Чтобы формы и методы воспитания «повернуть» в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой личностно- ориентированного воспитания. Итак, воспитатель должен:

1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, закреплять дружеский тон в практике повседневного общения. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель.

Вывод: авторитаризм служит мощным источником отклоняющегося поведения. Ребенок относится к учителю, к взрослым точно так же, как они относятся к нему. Воспитание ребенка может быть только гуманным. В его основе комплексное изучение, понимание, признание, принятие ребенка. Воспитатель понимает, почему ребенок действует так, а не иначе. Он признает право ребенка быть самим собой. Наша задача - научить его действовать правильно, но не путем насилия, принудительного изменения форм поведения, а гуманными методами. Относясь уважительно ко всему тому, что составляет детские ценности, воспитатель показывает воспитаннику, что любит и уважает его. Актуально в этой связи звучат слова Л.Н.Толстого: «С грехом ссорься - с грешником мирись».

Итак, существенными чертами гуманистической школы воспитания являются: 1) особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) - главная задача школы, а становление индивидуальности личности - ее главный результат.

2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.

3) гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;

4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.

Званцова М.Е. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 5 - стр. 71-73

На современном этапе все больше внимания уделяется гуманистической направленности воспитания, показу путей гармоничного развития субъектов образовательного процесса. Цель гуманистического воспитания - создание условий для саморазвития, самореализации и гармоничного развития личности при сочетании ее собственных интересов с общественными, что предполагает гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Из цели вытекают соответствующие задачи гуманистического воспитания:

Дать личности возможность осознать смысл жизни, собственную уникальность, ценность,

Приобщить личность к системе культурных ценностей и помочь выработать отношение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, *

Раскрыть общечеловеческие нормы и содержание гуманистической морали,

Развить интеллектуально-нравственную свободу личности, ее способность к рефлексии,

Развить чувство патриотизма, уважения к законам страны,

Вырабатывать отношение к труду как к социальной и личностно значимой потребности,

Развить представления о здоровом образе жизни и направленности на реализацию личностных и социальных перспектив.

В системе гуманистических метапринципов воспитания выделяют:

1. Принцип непрерывного гармоничного развития личности (обеспечение базовыми профессиональными знаниями, овладение общечеловеческой культурой и на этой основе развитие всех сторон личности.

2. Природосообразность воспитания, т.е. воспитание должно согласовываться с общими законами-развития природы и человека, развивать стремление к здоровому образу жизни, природоохранному поведению. i

3. Культуросообразность, т.е. основа на общечеловеческие ценности, этическую и другие виды культуры.

4. Деятельностный подход как принцип (овладение культурой происходит эффективнее в случае включения личности во все более разнообразную и продуктивную деятельность.

5. Личностный подход как принцип предполагает рассмотрение учащегося в качестве субъекта воспитания, т.е. ученик - это самоценная личность, которая должна воспринимать окружающих в таком же качестве.

6. Диалогический подход как принцип ориентирует на равноправное сотрудничество субъектов образовательного процесса.

7. Индивидуально-творческий подход как принцип предполагает создание условий для самореализации личности и развития ее творческих возможностей.

Кроме данных основных принципов гуманистического воспитания существуют еще и частные принципы:

Воспитания и обучения детей в коллективе, предполагающий оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

Опоры на положительное в человеке;

Единства и согласованности требований школы, семьи и общественности;

Связи воспитания с жизнью и производственной практикой, т.е. систематическое знаком­ство учащихся с текущими событиями в жизни страны, ее экономике, политике, культуре, вклю­чение учащихся в общественно-полезную деятельность;

Сочетания прямых и параллельных педагогических действий и др.

Важно помнить, что для успешного определения и решения воспитательных задач, отбора содержания, методов, форм и средств необходимо использование данных принципов в совокупно­сти, а не изолированно.

Вопрос 11

Педагогические идеи Я.А.Коменского

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) возглавлял общину «чешских братьев», боровшихся за свою национальную независимость. В 1628 г. после начала тридцатилетней войны в Европе и репрессий со стороны церкви община покинула Чехию и перебралась в Польшу. Там Коменский прожил около 30 лет. Но за это время посетил:

Швецию, составляя учебники для школ,

Англию, разрабатывая планы реформы школы,

Венгрию, где работал консультантом по организации школьного обучения.

В самой Польше Коменский руководил братской школой, осуществил задуманные реформы, пи­сал учебники. За время изгнания им было написано немало трудов: «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Великая дидактика», «Открытая дверь языков всех наук», «Мир чувственных ве­щей в картинках», «Материнская школа» и др.

После 1656 г. Коменский жил в Амстердаме, где он издал многие свои произведения. Там же он и умер.

Обоснование системы воспитания.

Коменский первым обосновал принцип природосообразности воспитания. По его мнению, при­родному началу в человеке присуща способность к самодвижению, и, следовательно, ребенку необхо­димо предоставлять возможность самостоятельного освоения и осмысления мира.

Провозглашая принцип природного равенства людей, Я.А. Коменский признавал наличие у них индивидуальных задатков. По его утверждению, академические учебные занятия будут успешными, ес­ли каждый посвятит себя тому виду работы, к которому его предназначила природа.

Возрастная периодизация

Исходя из принципа природосообразности, Я.А. Коменский делил жизнь ребенка (от рождения до 24-х лет) на 4 шестилетних цикла: детство, отрочество, юность, возмужалость.

Для каждого цикла он разработал образовательные ступени.

1. Для детей до 6 лет (детство) - «Материнская школа», т.е. дошкольное воспитание под руково­дством матери. Содержание обучения, по мнению Коменского, должно включать в себя: развитие речи, первоначальное знакомство с явлениями природы и общественной жизни, приучение к труду, развитие таких нравственных привычек как трудолюбие, правдивость, уважение к старшим и др.

2. Для детей 6-12 лет (отрочество) Коменский предложил школу родного языка, которая долж­на быть в каждом небольшом селении (это начальная школа). Традиционное содержание образования Я.А. Коменский расширил предметами: геометрия, география, естествознание, политика, экономика, религия (вместо простого заучивания молитв), знакомство с ремеслом, пение.

3. Для воспитанников 12-18 лет (юность) в каждом городе должна быть латинская школа или гимназия. К традиционным тогда «7 свободным искусствам» Коменский добавил следующие предметы: историю, географию, естествознание, латинский, греческий и родной языки, мораль, богословие, хро­нологию (принципы летоисчисления).

4. Для людей 18-24 лет (возмужалость) Коменский предложил создать в каждой крупной об­ласти или государстве академию с тремя традиционными факультетами: богословским, медицинским, юридическим. Для зачисления в академию Коменский требовал от молодых людей необычайных умст­венных способностей. Наряду с одаренностью студент должен обладать трудолюбием и честностью. Наибольшее внимание следует уделять проявлению самостоятельной работы студентов. Образование в академии должны довершать путешествия. Содержание образования Коменский не разрабатывал.

Дидактические взгляды.

Важнейшее место в педагогическом наследии Коменского занимает дидактика. Основные дидак­тические идеи носят сенсуалистический характер (т.е. основаны на чувственном восприятии человека, его ощущениях). Все проблемы, которые относятся к дидактике, Коменский связывал с построением процесса обучения, обеспечивающего успешное, легкое, краткое и основательное усвоение знаний (это сердцевина дидактики Коменского).

Положив в основу теории обучения идею природосообразности, Коменский считал, что основ­ным для обучения должен быть «естественный» метод, т.е. основанный на подражании природе. Идти вслед за природой, значит развивать в ребенке:

В «Материнской школе» - внешние органы чувств,

В школе родного языка - воображение и память (т.е. внутренние чувства) вместе с рукой и языком,

В гимназии - понимание и суждение,

В академии - волю.

Т.о., речь идет о последовательности развития духовных сил ребенка.

В дидактическом учении Коменского прослеживаются следующие дидактические принципы:

1) наглядности (главный). Коменскому принадлежит разработка т. наз. «золотого правила дидак­тики »: «Все, что можно, предоставлять для восприятия всеми органами чувств».

2) Последовательность,

3) Сознательность,

4) Систематичность,

5) Посильность,

6) Прочность.

Организация школьного обучения. Заслугой Коменского является то, что он создал совершенно новую для своего времени классно-урочную систему обучения детей в коллективе (которая функционирует до сих пор). Наиболее харак­терные указания Коменского:

необходимо создать все педагогические условия, которые обеспечивают обучение коллек­тива учащихся под непосредственным руководством учителя.

Каждый класс должен иметь свою учебную комнату.

Детально рассмотрел вопрос о распределении времени в школах. Он обосновал теорию учебного года и учебного дня (учебные занятия должны начинаться осенью; в течение года 4 раза кани­кулы; учебный год делится на месяцы, недели, дни, часы; был против домашних заданий - все необхо­димое нужно выполнять в школе).

Без твердой дисциплины невозможно учить основательно и успешно. Коменский высту­пал за сознательную дисциплину, основанную на интересе к знаниям и уважении к учителю.

Требования к учителю: честность, деятельность, призвание к своему делу, своим приме­ром обогащать учащихся, владеть не только знаниями, но и методами обучения, вести контроль и про­верку работ и знаний учащихся.

Коменский создал пансофическую школу, т.е. школу всеобщей мудрости. Пансофизм - объе­динение всех добытых человечеством знаний и донесение их через школу на родном языке до всех лю­дей. Эта школа была призвана: - распространять знание всего известного в то время - как выражение мудрости. В ней обучают всем предметам нужным для настоящей и будущей жизни. -Школа предна­значена для всех слоев общества. - Учащиеся должны не только научиться применять знания, но и при­обрести способность хорошо говорить. Т.о., Коменский придавал этой школе практический характер.

Учение Коменского оказало огромное влияние на прогрессивную мировую педагогику. Его счи­тают выдающимся основоположником педагогической науки и в наши дни, т.к. его идеи актуальны и полезны до сих пор.

Вопрос 12 Педагогическая мысль эпохи просвещения в России. Реформы Петра 1 в области образования.

XVIII век вошел в историю духовной культуры как век просвещения. Особенностью русских просветителей стало не только стремление освободить человеческий разум от церковных догм, но и сформировать новую национальную культуру, в частности, взгляды на воспитание. Новый нравствен­ный идеал - это светски образованный человек, обладающий широким взглядом на мир, сохраняющий национальные традиции и готовый на подвиг ради блага Отечества.

Давнее западноевропейское влияние создало базу для преобразования в разных сферах жизни, в том числе в сфере образования, что и было осуществлено в царствование Петра I (1672 - 1725). Благода­ря Петру I образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры для человека любо­го сословия (кроме крепостных), что вызывало недовольство родовитых бояр.

С целью преодоления культурной отсталости страны в 1700 г. в России было введено новое ле­тоисчисление «от рождества Христова» (а не от «сотворения мира»). Началом года стало 1 января, а не 1 сентября. С 1702 г. выходит газета «Ведомости», где печатались статьи о наиболее важных событиях в стране. В 1708 г. введен гражданский шрифт. Это облегчило развитие светской литературы. По указа­нию Петра на русский язык были переведены некоторые иностранные книги, и, в частности, учебные книги Я.А. Коменского.

Для проведения реформ были необходимы подготовленные исполнители - по мнению Петра, это должны быть отечественные кадры. У него было 2 пути подготовки специалистов: 1) путем обучения за границей, 2) путем создания собственной государственной системы образования. Именно в это время вместо традиционного на Руси слова «училище» прочно закрепляется термин «школа». Так, были от­крыты: Навигацкая школа, Артиллерийская (Пушкарская) школа, «русские» школы (обучение ве­лось на русском языке). Первая основана на корабельных верфях под Воронежем. В них готовили мас­теровых для строительства морских судов. Медицинская (Хирургическая) школа, Инженерная, Ар­тиллерийская школы, 42 цифирные школы. Их цель - последующая профессиональная подготовка детей к государственной светской и военной службе. Сюда добровольно и принудительно зачисляли всех детей (от солдатских до дворянских), кроме крепостных крестьян. Их обучали грамоте, арифмети­ке, геометрии. Однако они не получили поддержки среди всех слоев населения по ряду причин: - далеко от дома, - материальные трудности, - письменные просьбы дворян, купечества, духовенства об обуче­нии детей на дому и т.п. Постепенно школы были закрыты.

Морская академия, горные школы на Урале для детей низшего сословия.

Проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духов­ные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу.

Все школы ставили своей задачей подготовку специалистов в определенных отраслях хозяйства или военнослужащих.

1725.Г. - Академия наук, имевшая университет и гимназию (открыта после смерти Петра, но по его проекту).

«Ученая дружина» петровской эпохи. Петровские реформы в области образования поддерживали известные деятели: И.Т. Посошков, Феофан Прокопович, Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев и др. Это интеллектуальное объединение называ­ли «петровской ученой дружиной». Их отличал государственный подход к проблемам образования.

Иван Тихонович Посошков (1652-1726). Свои философско-педагогические взгляды он изложил в своем сочинении «Книга о скудости и богатстве». Он считал обязательным начальное образование для крестьян, в т.ч. для «малых» народов - мордва, чуваши. Просвещению народа должно способствовать создание общеобразовательных школ и профессиональных заведений. Ему принадлежит мысль о созда­нии учебных книг на русском языке, построенных по принципу самоучителя, которыми учащиеся могли бы пользоваться самостоятельно. Говорил о необходимости упростить церковнославянский шрифт. Главную роль в распространении просвещения среди крестьян Посошков отводил духовенству. В его сочинении «Завещание отеческое сыну своему» даются рекомендации по организации воспитания и обучения детей, например, ввести в обучении строгий порядок, фиксировать знания каждого ученика в специальной книге и др. Он подробно описывает правила церковного поведения - молитвы, поклоны, борьба с ересью, при этом четко прослеживаются идеи Ветхого и Нового Заветов (т.е. сталкиваются старые и новые взгляды). Так, он призывает к суровости воспитания детей, выступает за крепкую от-цовскую власть в семье. Но при этом советует опекать детей, воспитывать в них честность, трудолюбие, милосердие по отношению к людям и животным.

Феофан Прокопович (1681 - 1736) - идеолог и интеллектуальный наставник дружины. В своем сочинении «Духовный регламент» (1721) он изложил программу нового школьного обучения. Он рас­сматривал образование как средство подготовки и формирования нового человека, влияющего на про­гресс общества и новое устройство государства. Он выступал против схоластического обучения (фор­мального, оторванного от жизни). Считал необходимым заложить основы морального поведения, осно­вой которого является религия. Свои взгляды он пытался применить в практике обучения в архиерей­ских школах, духовных семинариях и в доме для сирот и бедных детей, который он открыл в 1721 г.

Василий Никитич Татищев (1686 - 1750). Он ставил перед образованием практические задачи, считая их важнее религиозного, духовно-нравственного воспитания. Он был сторонником обществен­ного воспитания и требовал расширения сети школ. И, хотя, он отстаивал сословный принцип просве­щения (для детей дворян - гимназия, кадетский корпус, академия), тем не менее, он являлся сторонни­ком и организатором народных школ и промышленных училищ, в которых ремесленное обучение сле­довало сочетать с обучением счету, письму, чтению. Школа, по его мнению, должна формировать «ра­зумного эгоиста», что предполагало осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, умение различать добро и зло. В содержание общего образования, которое должно предшествовать профессио­нальному, должны входить: родной и иностранные языки, красноречие, математика, физика, анатомия, история и некоторые другие «полезные» и «нужные» науки. Их должны дополнять «щегольские» науки - поэтика, живопись, танцы, музыка.

Татищев предъявлял высокие требования к учителю, который должен быть высоконравствен­ным, благоразумным, честным, хорошо знать свой предмет, не воровать, не лгать, не быть пьяницей и блудливым, учитывать индивидуальные способности ребенка и делать упор на те предметы, к которым он проявляет склонность. Нравственное воспитание должно осуществляться дома. Качества личности должны зависеть от будущего рода деятельности: для будущих гражданских служащих - терпеливость, самостоятельность, бескорыстие; для военных - рассудительность, храбрость, но не безрассудство и др. С 18 до 30 лет - госслужба, после 30 лет - женитьба.

Теоретические разработки и их практическое воплощение представителями «ученой дружины» говорят как о масштабности, так и реальности замыслов. Они внесли значительный вклад в развитие педагогической науки, явились идейными предшественниками Ломоносова М.В.

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова (1711 - 1765).

Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Образование он рассматривал как средство переустройст­ва жизни общества. Считал, что правильно поставленное образование совершенствует нравы, развивает пытливость и способность к творчеству.

Ломоносов впервые в России разработал педагогическую теорию, методологической основой ко­торой явилось материалистическое миропонимание. Он разграничивал науку и религию, т.е. отстаивал идею светского образования. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником соединения классического естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования.

Ломоносов был сторонником принципа природосообразности, считая важным руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. По его мнению, природные особенности и склонности детей - это основа их развития.

Ломоносов видел органическую связь воспитания и обучения, настаивал на взаимосвязи умст­венного развития с физическим и нравственным воспитанием. В воспитании , которому он отводил большую роль, он исходил из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, способного бескоры­стно служить Родине, трудолюбивого, высоконравственного, проявляющего любовь к науке и знаниям. Важным методом и условием воспитания он называл порядок и дисциплину. В случае необходимости не возражал против телесных наказаний.

Обучение: Основываясь на учете детской психологии и индивидуализации обучения, Ломоносов выдвинул дидактические принципы: главные 2 - развивающего обучения и доступности, а также логич­ности, наглядности, научности, связи теории и практики, основательности знаний. Ему принадлежит разработка методик преподавания физики, химии, географии, русского и иностранного языков.

Ломоносов принимал активное участие в создании Московского университета (1755 г.). В уни­верситете было 3 факультета: медицинский, юридический, философский. При университете было от­крыто 2 гимназии: 1 - для детей дворян, 2-я - для разных чинов, кроме крепостных крестьян. Ломоно­сов так и не сумел добиться для них права обучения в гимназии (хотя старался до последних дней жиз­ни). Т.е. он был сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. В гимназии изучали математику, географию, русский язык и латынь. В этих гимназиях + в академической Ломоно­сов начал первым внедрять классно-урочную систему, считая ее наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за д/з и экзамены.

В 1755 г. вышло его учебное пособие «Русская грамматика». Он первым начал читать лекции на русском языке с 1748 г., переводил учебные пособия по разным наукам, обогатил лексику русского язы­ка научными терминами, в частности выделил главные научные категории в педагогике, которыми мы пользуемся до сих пор.

Ломоносов заложил основы педагогической этики, сформулировав идеал народного учителя, к которому он предъявлял особые требования: - быть природным россиянином, - научная подготовка, -педагогическое мастерство, - нравственная чистота, - трудолюбие, - любовь к детям, - ответственность, -быть «добрым примером». Эти требования соблюдал и он сам.

Другие его произведения: «Краткое руководство к риторике», «Древняя российская история», «Проект регламента московских гимназий» и мн. др.

Т.о. Ломоносов, заложив основы научной отечественной педагогики, проявил себя педагогом-новатором. Как истинный патриот, он считал, что любая наука, и в т.ч. педагогика, должна служить Отечеству. По его мнению, положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием "социального заказа", на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из "прокрустова ложа" такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.

Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:

  • * философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
  • * оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
  • * приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
  • * раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
  • * развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
  • * возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
  • * формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
  • * развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие "воспитание" - одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях". По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание.
Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф.Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону"; управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.
Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.
Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.
Преодоление этих недостатков требует разработки гуманистической концепции воспитания.

§ 2. Цель и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное _развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание.". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.
Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.


Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.


Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основеличностных качеств. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.
Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее "Я", которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.

§ 3. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания


Понятие "личность" является не только понятием, отражающим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, "есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность". Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики.
В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.
Благодаря этим отношениям происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение - своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.
В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника и причины активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии они проходят две стадии (А.Н.Леонтьев). Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности. На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания о данной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На второй стадии потребность - реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности.
Потребность, следовательно, активизирует деятельность и на ходит свое завершение в ней. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей. Она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъектом и объектом и рождения новых. При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но и процессом изменения человеческой личности.
Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Самые сокровенные моменты личностного "Я" скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Система ценностей в этой связи может рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы - как его тактика. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны - со стороны ее "самости". Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив.
Личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение потребностям. Свобода личности есть уход от власти низших потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации.
В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности, но прежде всего исторический опыт, накопленный человечеством. Воплощенный в системы критериев, норм, эталонов, ценностных ориентаций, он становится доступным каждому человеку и позволяет ему определиться в культурных параметрах деятельности. Меру возможного в реализации гуманистического потенциала ценностей, их содержательную определенность (системные качества) обусловливают именно ценностные ориентации.
Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.
Понимание ценностных ориентаций как нравственного идеала приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека.
Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, вот почему они выступают в качестве мотива совершенствования личности. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливают преемственность лучших гуманистических традиций, и прежде всего в образовании.
Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.

§ 4. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
Общественные нормы, требования, идеалы, ценности культуры воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Ценностные ориентации личности поэтому не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том _случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь _его личностными ценностями, убеждениями, идеалами, целями.
Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманитарной культуры. Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить сознательный выбор личностью духовных ценностей и сформировать на их основе устойчивую, непротиворечивую, индивидуальную систему гуманистических ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.
Чтобы ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, представляет необходимый момент внутреннего существования, когда человек может четко формулировать цели своей деятельности, видеть ее гуманистический смысл, находить эффективные средства их реализации, правильного своевременного контроля, оценки и корректировки своих действий.
Та или иная ценность становится объектом потребности личности в том случае, если осуществляется целенаправленная деятельность по организации, отбору объектов и созданию условий, которые вызывают необходимость ее осознания и оценки личностью. Таким образом, воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
Психологический механизм интериоризации позволяет понять динамику духовных потребностей личности. Деятельность, осуществляемая личностью при определенных условиях, создает новые объекты, которые вызывают новую потребность. Если в педагогическую систему "учитель - учащийся" ввести определенные факторы, которые стимулируют самодеятельность воспитанника, то он будет находиться в условиях расширенного формирования духовных потребностей. Учащийся, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует ее в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации.
Интериоризация личностью общечеловеческих ценностей в процессе осуществления учащимся оценочной деятельности помогает ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе самообразования и самовоспитания, и реализовать ее на практике. Новые объекты деятельности становятся новой потребностью - происходит экстериоризация. Характерной особенностью этого процесса является то, что здесь проявляется в своеобразной форме действие закона отрицание отрицания: одна потребность отрицает другую, хотя и включает ее в себя на более высоком уровне.


Восприятие и интериоризация личностью, перевод во "внутренний план" общечеловеческих ценностей и выработка собственных ценностных ориентаций невозможны только на уровне осознания (когнитивном). В этом процессе активную роль играют эмоции. Эмоциональная природа процесса интериоризации подтверждается многочисленными исследованиями. В них показано, что социальные ценности воспринимаются не только сознанием, рациональным мышлением, но прежде всего чувствами. Даже понимание общественного значения не просто "сопровождается", а "окрашивается" чувствами. Участие чувств определяет реальность принятия этого значения личностью, а не просто его понимание. Таким образом, интериоризация общечеловеческих ценностей требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного, рационального и практического (готовность к деятельности), социального и индивидуального в личности.
Такое единство характеризует достаточно высокий уровень развития ценностных ориентаций личности, что позволяет ей избирательно относиться к окружающим явлениям и предметам, адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать не только их субъективную (для себя), но и объективную (для всех) ценность, т.е. ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.
Можно выделить два способа организации воспитания как целенаправленного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей. Первый заключается в том, что стихийно сложившиеся и специально организованные условия избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Такой способ организации процесса интериоризации общечеловеческих ценностей основывается на естественном усилении тех побуждений, которые по своему содержанию выступают как бы в качестве исходного момента (например, интерес к чтению). Это предполагает стимулирование деятельности в основном изменением внешних условий воспитания.
Второй способ организации воспитания с целью интериоризации общечеловеческих ценностей состоит в усвоении воспитанником предъявленных ему в "готовом виде" побуждений, целей, идеалов, которые по замыслу педагога должны у него сформироваться и которые сам учащийся должен постепенно превратить из внешне воспринимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В этом случае требуется объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими. Это облегчает воспитаннику внутреннюю смысловую работу и избавляет его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Данный способ опирается на содержательно-смысловую переработку действующей системы мотивов. Он предполагает ее стимулирование изменением внутриличностной "среды" через сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
Полноценная организация воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей требует использования и первого и второго способов. Это связано с тем, что оба они содержат в себе достоинства и недостатки. Недостаточность первого способа состоит в том, что, даже организуя воспитание в соответствии с теми или иными психолого-педагогическими условиями, нельзя быть уверенными, что сформируются именно требуемые по содержанию гуманистические побуждения. Вот почему его необходимо дополнить вторым способом, согласно которому к воспитанникам предъявляются требования, нормы поведения и идеалы, имеющие социальную ценность, объясняется их смысл и необходимость. В то же время недостаточность второго способа связана с возможностью чисто формального усвоения требуемых побуждений.
Воспитание, ограниченное предъявлением формальных требований, не учитывает, что их выполнение легко может оказаться внешним. С.Л.Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление к ним, а формирование внутренних устремлений, отвечающих моральным требованиям, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы нравственное поведение. Гуманистическое воспитание имеет в качестве внутреннего условия собственную нравственную работу воспитуемого. С достижением необходимого уровня развития мотивационно-ценностного отношения образуются механизмы саморегуляции и самоактуализации, которые создают новые возможности формирования гуманистической направленности личности.

§ 5. Тенденции и принципы гуманистического воспитания

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.
А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность, речевое или мысленное общение) составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе". В процессе общения ребенок, человек научается адекватной деятельности. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания.
Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в" том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на "зону ближайшего развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.
Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.
Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий и воспитания.
Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.
Личностный подход - это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное педагогическое взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предписаниями, что противо речит другому гуманистическому принципу - полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к учащимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.
Диалогизация педагогического процесса - это не возврат к "парной педагогике", поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и появления отношений партнерства между ними.
В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей.
Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики.
Сущностная специфика выделенных принципов состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса. Принципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение понятий "воспитание" и "воспитательная работа".
2. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?
3. Дайте аксиологическую характеристику личности.
4. Какова сущность мотивационно-ценностного отношения личности? 5. В чем сущность воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей?
6. Назовите ведущие тенденции и принципы гуманизации образования.

1.Сущность процесса гуманистического воспитания.

2.Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

3.Критерии эффективности гуманистически-ориентированного воспитания. Самовоспитание в гуманистической педагогике.

4.Современная отечественная концепция гуманистического воспитания.

1.Сущность процесса гуманистического воспитания. В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно. Сегодня воспитание понимают как: передачу социального опыта и мировой культуры; воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);организацию образа жизни и деятельности воспитанника; воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника; создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности. Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления. Как выражение протеста против авторитарного воспитания воз­никает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естест­венное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последова­телей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику. Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата. Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуще­ствляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения. Историческая и мировая практика показывают, что цель-идеал воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обще­стве, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

2.Закономерности и принципы гуманистического воспитания. В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек-человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. В то же время саморазвитие личности зависит от степени инди­видуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики.

3.Критерии эффективности гуманистически-ориентированного воспитания. Самовоспитание в гуманистической педагогике. Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях – наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе. Последнему студенты должны учиться на школьной практике и в самостоятельной работе. Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. "Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает" (В.Сухомлинский). Задача школьного воспитания - разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение.

4.Современная отечественная концепция гуманистического воспитания. Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации).

Авторы концепции делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, совместно-разделенной деятельности детей и взрослых, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов. Основное, что характеризует эту концепцию это: деидеологизация воспитания – освобождение от политической доктрины, идеологии и политического давления на личность; личностная ориентация воспитания - определение целей, содержания, методов от потребностей учащихся и в их интересах, а не в интересах государства; демократизм и гуманизм системы отношений между учениками и учителями. Это следует признать положительным, хотя многое в складывающейся концепции воспитания в российской школе нуждается в серьезной проработке. В связи с этим становится актуальным вопрос о соотношении, сравнении отечественных подходов к воспитанию (традиционных и новых) с мировыми педагогическими концепциями.

Литература:

    Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2008.

    Борытко Н.М., Солодцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Н.М.Борытко и др. /Под ре. Н.М.Борытко. – 2-е изд., стер. - М., Изд. центр «Академия», 2009

    Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и сред. учеб. заведений / ред. С. А. Смирнов. - 8-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.

    Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. - 9-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008. – 567 с.

Задание для студентов:

1. Каким образом может использоваться в гуманистической педагогике принцип параллельного действия?

2. В чем состоит альтернативность гуманистической и формирующей парадигм образования? Какими ценностями должно обладать содержание воспитания с позиций гуманистической педагогики?

3. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов: связи школы с жизнью, целостности, педагогического руководства и самостоятельности учеников, уважения и требовательности к ребенку, опоры на положительное, воспитание в группе и пр. 4.Продолжите фразы:

«Результативный критерий оценки воспитания состоит в том...»

«Процессуальный критерий оценки воспитания означает...»