Создание боярской думы год. Что такое боярская дума? Определение, функции, права


Предпосылки создания Боярской думы в системе государственных органов власти

В XV в. в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого земского собора 1549 г. (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана IV и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). Царь являлся главой государства. Он законодательствовал в масштабе всей страны, был главой исполнительной власти, командовал войсками, распоряжался финансами, был высшим судьей. В условиях сословно-представительной монархии появлялась необходимость в сословно-представительном органе, ограничивающем власть царя, каким и стала Боярская Дума. Все государственные функции теперь царь осуществлял при участии Боярской думы, а также Земских соборов через систему приказов и воевод. Именно Боярская Дума, с установленной системой местничества и Земский собор являлись необходимыми атрибутами сословно-представительной монархии. С упадком их роли в государстве и дальнейшей ликвидации этих органов власти закончилось существование сословно-представительной монархии.

Реорганизация государственного аппарата начинается еще с 80-х гг. XV в., после присоединения к Москве Твери, Рязани, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода и освобождения Руси от татарского ига. Дворцово-вотчинная система государственного управления, сложившаяся еще во времена феодальной раздробленности, стала непригодна в новых условиях. Значительно усиливается власть царя, оформляется Боярская дума, создаются центральные органы управления - приказы.

Боярская дума, постоянно действующий совет знати, сложилась при великом князе. Ее члены назначались великим царем на основе местнических правил. Боярская дума развивалась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу входили потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре (20-30 человек) Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть.

Дума была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как, например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова. Решение (приговор) Думы (особенно с участием царя) по сложному делу, поступившему из приказа, или по частной жалобе становилось прецедентом при разборе в приказах аналогичных дел.

Итак, главной предпосылкой становления Боярской Думы в системе органов государственной власти стало возникновение в России сословно-представительной монархии, которая должна была опираться на сословно-представительный орган, такой как Боярская Дума. Именно эта предпосылка сыграла огромную роль в становлении Боярской Думы.

Становление Боярской думы в системе государственного управления, ее социальный состав и круг полномочий

Хотя возникновение Боярской Думы относится к временам раннефеодальной монархии, ее роль возрастает при Иване III. Именно при Иване III Боярская Дума становится постоянным органом власти, который имел вековые традиции со времен Киевской Руси и периода феодальной раздробленности в виде совещаний при князе, функции которых были неотделимы от прерогатив московского князя.

Компетенция Боярской Думы.

Компетенция Боярской Думы в основном была намечена Судебником 1550 г. и Соборным Уложением 1649 г. Законодательное значение думы было прямо утверждено царским Судебником 1550 г. (ст.98). Дума участвовала в принятии законов вместе с царем, затем в качестве составной части Земского Собора. Боярская Дума не имела твердо очерченной компетенции, отдельной от царской власти. Дума участвовала в законодательстве, обсуждала законопроекты, утверждавшиеся царем. Она обсуждала запросы приказов и воевод о делах, которые эти органы не могли решить, давала указания приказам и воеводам по делам текущего управления. В ней обсуждались военные и международные вопросы, через нее проходила дипломатическая переписка. Дума была высшим контрольным учреждением. Она собирала сведения о служилых людях, интересовалась расходами приказов, вникая подчас в такие мелочи, как например, о том, сколько денег было потрачено в приказе на свечи, чернила и дрова.

Поскольку Дума часто выступала в роли высшей судебной инстанции, то ее решения в этой области, очень часто восполняли пробелы законодательства. Это было законодательство Думы посредством прецедентов. Дума также утверждала новые налоги, принимала решения по вопросам организации армии, земельным делам, международным связям, руководила приказами и надзирала за местным управлением.

Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела. Ею был утверждён великокняжеский судебник 1497 г. и судебники 1550, 1589 гг. Статья 98 Судебника 1550 г. считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: "а которые будут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства доклада и со всех бояр приговор вершаться". Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 г. царь "приговорил со всеми бояры", ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах "царь указал и бояре приговорили".

Значение думы было указано в царском судебнике: "А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, - и те дела в сем судебнике приписывати". Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: "Государь указал, и бояре приговорили". Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историей законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: "Все бояре на Верху приговорили". Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Грановитой палате, иногда в личной половине дворца (Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричном дворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.

Функции и прерогативы Думы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государственного управления. Фактически она превратилась в "соправительствующий" орган при монархе.

Социальный состав Боярской Думы

Боярская Дума развилась из совета при князе, включавшего наиболее крупных феодалов. В Думу вошли потомки бывших удельных князей и наиболее родовитые и влиятельные бояре. Представители менее родовитых фамилий состояли в Думе в чине окольничего.

В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих (высший придворный чин, означающий наиболее приближенных-околь-к князю людей), которые относились к думным чинам.

Бояре до конца XVII в. занимали одно из главенствующих положений в государстве. Царь по своему усмотрению назначает бояр в тот или иной чин, согласно традициям. Обычай местничества, т. е порядок назначения на должности по принципу родовитости и знатности, играет при этом немаловажную роль. Таким образом, признак местничества был существенным признаком при назначении на государственную должность.

Бояре занимали ключевые роли в государстве. Им жаловались чины бояр и окольничих. Лица в звании бояр могли занимать высшие должности по воинскому и гражданскому управлению. Они назначались начальниками-воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, присутствовали в государственной думе - высшем государственном органе страны. Бояре также управляли главными приказами, являлись послами и вели дипломатические переговоры с представителями иностранных посольств.

Лица в звании окольничих тоже могли занимать те должности, что и бояре, но с меньшим значением. Окольничие управляли многими приказами, назначались в помощники к боярам. В эти чины могли войти лишь лица, пожалованные государем.

Сословие боярства было наследственным состоянием, но иногда жаловалось царем. Служба государству являлась единственной обязанностью боярства. Права бояр были намного шире. Они могли занимать только высшие должности в государстве, имели право наследственного владения землей и крестьянами.

Кроме бояр и окольничих, с начала XVI в. в Боярской Думе появляются думные дворяне (С Ивана IV), затем думные дьяки.

Думные дворяне являлись третьим по "чести" разрядом (чином), после бояр и окольничих. Думные дворяне принимали участие в заседаниях Боярской думы, руководили приказами, а также назначались воеводами в города. Наряду с думными дьяками служили опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе.

Учреждение чина думного дворянина должно было служить средством умерения аристократического элемента в составе Думе Боярской; оно давало возможность вводить в состав Думы людей незнатного происхождения, людей для которых в силу последнего обстоятельства закрыты или, по крайней мере, до крайности затруднен был доступ к высшим чинам боярина и окольничего, но дарования и опытность которых могли быть полезны в Думе. В боярских списках чин думного дворянина впервые встречается в 1572 г., под названием "дворянин в Думе", причем первым дворянином в Думе показан Роман Васильевич Олферьев, вторым - Михаил Андреевич Безнин.

Дьяки являются в XVI в. правителями приказов и проявляют в этом звании непосредственное влияние на дела государственного управления, мало - помалу забирая в свои руки отдельные нити, приводящие в движение весь механизм государственной жизни. В эти приказы мало - помалу перетягивается из Думы Боярской центр тяжести правительственной деятельности.

Таким образом, к концу XVI в. Боярская Дума состояла из людей четырех степеней: бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

боярская дума государственное управление

Хотя Дума была обширной по своему составу и носила аристократический характер, она не могла удовлетворить потребности зарождавшегося самодержавного государства, которое нуждалось в более оперативном бюрократическом органе, но в XVI в. Дума все же была одним из главнейших органов в системе государственных органов власти. Боярская Дума при Иване IV

XVI в., в частности годы правления Ивана IV, считаются одной из мрачных полос в истории Российского государства. Именно на этот век пришлось наиболее сильное изменение Боярской Думы, как государственного органа управления.

Эпоха боярского правления в малолетство Ивана IV ознаменовалась лишь ожесточенною борьбою между боярскими родами князей Телепневых-Оболенских, Шуйских, Бельских и Глинских; представители каждого рода хотели стоять во главе Думы, выказывая непосредственное и преобладающее влияние на ход государственной жизни, каждый род старался "засесть" другой. Пошли в ход обоюдные клеветы, подозрения, заточения, убийства.

Тяжкая эпоха боярского правления не могла не отозваться па впечатлительном характере юноши-государя: она определила его отношения к боярству в последующие годы государствования его. Одною из первых забот Ивана IV в начале правления была реорганизация Думы Государевой. Царь советовался с этою Думою обо всех важнейших делах: при посредстве ее отправлялся суд, производилось назначение воевод и военное устроение, раздавались вотчины и поместья, сказывались высшие придворные чипы. Дума же в свою очередь контролировала деятельность царя.

Новая Дума оказалась вполне на высоте признания своего и ее влияние следует видеть в созвании первого земского собора, исправлении Судебника и во всех лучших начинаниях этой светлой эпохи царствования Ивана. Значение этой Думы было весьма велико, - она оказывала решительное влияние на ход государственной жизни.

С середины XVI в. в Боярской думе выделилась привилегированная часть (комнатная или ближняя дума), с которой царь решал ряд вопросов не собирая общих заседаний. При Иване Грозном в 1547-1580 гг. действовала "Избранная рада" из числа наиболее приближенных к царю думцев и чинов дворцовой администрации. Зачастую члены рады, например, А. Ф. Адашев, на местнической лестнице находились значительно ниже думцев, которые в этот орган не входили.

С этого же времени отношение Ивана IV к боярству резко ухудшилось. Под влиянием наущений партии противников Сильвестра и Адашева, царь стал негативно относиться к боярам. Но особенно подействовал на царя поступок бояр - приверженцев Сильвестра и Адашева - во время тяжкой болезни его 1553 г.: эти бояре у постели находившегося при смерти царя отказались целовать крест четырехлетнему сыну его Дмитрию, имея в виду возвести на престол двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича. Этот поступок, глубоко затронувший самую чувствительную сторону сердца Ивана - уже не мог быть забыт им по выздоровлении. С 1560 г. Иван начинает открытую борьбу с боярами. Сильвестр и Адашев удалены от двора, царь подпадает влиянию новых советников, противников партии Сильвестра и Адашева. Дума Сильвестра и Адашева падает: часть членов ее кончает жизнь от руки палача или удаляется в изгнание, другая часть постепенно вытесняется новыми элементами, направленными в новом духе политики Ивана.

Царь нуждался в освобождении из укоренившейся опеки со стороны Боярской Думы и церкви. В опричнине Иван IV видел выход из сложившейся ситуации.

В декабре 1564 г. царь со всем двором неожиданно покинул столицу и переехал в Александровскую слободу. В грамотах, посланных в Москву, Иван Грозный обвинял бояр в "измене", однако в отношении горожан говорилось, что царь на них "не гневается и опале их не подвергает". Купцы и горожане объявили, что сами готовы "потребить всех изменников", просили Боярскую Думу вернуть царя. У послов от митрополита и бояр Иван IV потребовал всей полноты власти, чтобы "опалы свои класть, а иных казнить и животы их имати". Так, объявив о своем отречении от престола и использовав поддержку московского посада, царь вырвал у Думы и Священного собора согласие на введение в государстве чрезвычайного положения.

Вся территория страны была разделена на "опричнину" и "земщину". Опричнина управлялась особым "государевым двором", имела свой приказной аппарат и войско. Земщиной по-прежнему управляла боярская Дума. Передача правления Думе носила фиктивный характер.

Иван Грозный создал репрессивный режим опричнины, чтобы устранить со своего пути те общественные группы и слои, которые ограничивали его власть. Опричный террор обрушился на многие княжеские и боярские фамилии. Опричнина явилась первой попыткой утверждения в России самодержавной формы правления.

Численность Боярской думы была увеличена в 3 раза. Это было сделано для того, чтобы ослабить боярскую аристократию, тормозившую принятие необходимых для государства решений.

Таким образом, именно с Ивана Грозного Боярская Дума полностью становится высшим совещательным органом при царе. Даже при Иване IV значение Боярской Думы было велико. Иван IV, относясь к боярам с недоверием, все же считался с мнением и деятельностью Боярской Думы. Следовательно, значение Боярской Думы при Иване IV Грозном не упало.

Значение Боярской думы в государственном управлении России в XV-XVI вв.

XV-XVI вв. являются временем расцвета законосовещательной деятельности Боярской Думы.

Уверенность боярства в прочности своего политического положения поддерживалась и отношением самих московских государей к учреждению, служившему оплотом этому положению.

Довольно трудно определить отношения, действовавшие между людьми, которые сами никогда не выражали их прямо и точно и даже по-видимому не чувствовали надобности их формулировать. Остается следить за отдельными фактами, в которых эти отношения обнаруживались. Существует довольно много фактов, в которых показывается огромное значение Боярской Думы.

Прежде всего, тот самый государь, на суровость и самовластие которого так жаловалось боярство, признавал его классом, на котором преимущественно лежит дело земского строения которым держатся внешняя безопасность и внутренний порядок в государстве. Взглянув на своих бояр, умирающий великий князь, отец Грозного, как рассказывает летописец, сказал им: "с вами держал я Русскую землю, вы мне клятву дали служить мне и моим детям; приказываю вам княгиню и детей своих, послужите княгине и сыну моему, поберегите под ним его государства, Русской земли, и всего христианства от всех недругов, от бесерменства и от латынства и от своих сильных людей, от обид и от продаж, все заедин, сколько вам Бог поможет".

Ту же мысль, только другими словами, выражает боярам умирающий Василий и по рассказу современного повествователя о его смерти, очень близкого ко двору, имевшего возможность слышать или узнать подлинные выражения великого князя. С боярами Василий говорит "о устроении земском", им приказывает перед смертью, как "без него царству строитися". Такому политическому положению класса соответствовали состав и правительственное значение боярской думы. Звание думного человека не было наследственным по закону: в думные чины жаловали, "думу сказывали" по назначению государя. Теперь это назначение стало само по себе необходимо при множестве боярских фамилий, при обилии наличных служилых лиц в отдельных фамилиях. Но по родословному составу думы XVI в. можно видеть, в какой степени государево назначение согласовалось с аристократическим распорядком лиц и фамилий, установившимся в боярской среде. Члены думы, особенно двух высших чинов, обыкновенно выходили из известного родовитого круга, который в лице своих очередных представителей "думу ведал"; как полковых воевод, так и советников своих государь "прибирал, рассуждая их отечество, кто того дородился".

И правительственное значение думы на деле далеко не было пассивным: она является более чем совещательным собранием при своем государе, пользуется известным простором в своей деятельности.

В 1510 г. тот же суровый великий князь Василий, властию своею над подданными превосходивший всех монархов в свете, решая в Новгороде политическую судьбу Пскова, "велел своим боярам по своей думе творити, как себе сдумали", и арест псковских властей и граждан, приехавших тогда к государю с челобитьями, является делом московских бояр, следствием их думного приговора.

Стереотипный язык официальных актов затенял значение бояр перед авторитетом царя. Но когда царь говорил простым неусловным языком, обе стороны являются в другом освещении. В речи, заготовленной для произнесения на соборе 1551 г., Иван, вспоминая свой приговор о местничестве в думе 1549 г., с удовольствием замечает, что "всем боярам тот был приговор люб". Собору, на котором присутствовали вместе с духовенством князя и бояре, Иван указывает задачу все устроить по св. правилам и праотеческим законам, "на чем мы, святители, царь и все, приговорим и уложим". Дума сама располагала порядком обсуждения вопросов, стоявших на очереди.

В конце 1552 г. царь, уезжая из Москвы к Троице крестить новорожденного сына, велел боярам промыслить об устройстве только что завоеванной Казани и потом сидеть о кормлениях, т.е. о замене их денежным жалованьем; но они пустили вперед ближе касавшийся их вопрос о кормлениях, a "казанское строение поотложили", за что на них жалуется летописец.

Эти факты доказывают, что сами цари уважали Боярскую Думу и понимали ее значение для них же самих. Царю необходимо было положиться на какой-либо орган, который давал бы советы князю по принятию решений государственной важности.

Боярская дума знала взлеты и падения своей государственной значимости, но даже Иван Грозный был вынужден с ней считаться, хотя периодически отправлял её членов на плаху. Роль Думы хорошо понимали и иностранцы, которые до того как попасть на царский прием, долгое время вынуждены были общаться с думскими чинами. Любопытные воспоминания о роли думы оставил англичанин Джильс Флетчер, побывавший на Руси при Борисе Годунове. Он писал: "Царь и состоящая под ним Боярская дума, как верховные правители, так и самые исполнители в отношении издания и уничтожения законов, определения правительственных лиц, права объявлять войну и заключать союзы с иностранными державами, права казнить и миловать, права изменять решения по делам гражданским и уголовным".

В XVI в. было формально утверждено политическое значение думы: боярский приговор был признан необходимым моментом законодательства, через который должен был проходить каждый новый закон, прибавлявшийся к Судебнику.

Таким образом, в XV-XVI вв. Дума играла не последнюю роль в политических делах государя. Князья, а затем и цари понимали значение Боярской Думы и опирались на ее деятельность. Многочисленные факты, свидетельствующие об отношении царя к Думе, доказывают высокое положение Боярской Думы в обществе и ее роль для государей. Следовательно, значение Боярской Думы среди органов государственного управления, было наиболее высоким.



По мере того как происходило усиление царской власти, снижалось значение Боярской думы. В течение XVI в. между Боярской думой и ве­ликокняжеской властью шла острая борьба за приоритет, за право уча­ствовать в управлении, ограничивать самовластье единодержавного монарха. Править единовластно, без Думы, пытался Василий III. Осо­бенно сильные опалы и казни члены Боярской думы и вообще родови­тое боярство пережили при Иване Грозном. Не случайно потом, во вре­мя Смуты, набравшая силу Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи («письма»), «чтобы им быти не жестокими и не опальчивыми и мыслити о всяких делах с бояры и с думными людь­ми сообща, а без ведома их тайно и явно никаких дел неделати». Такую «крестоцеловальную грамоту» подписал, например, Василий Шуйский. В 1549 г. была учреждена «Избранная рада» («Ближняя Дума») из осо­бо приближенных лиц. Она представляла собой совещательный орган царя по всем вопросам управления государством, т.е. выполняла функ­ции Боярской Думы. Тем не менее опричнина не уничтожила Боярскую думу как высший орган государственной власти, не поколебала местни­чества, закреплявшего привилегии знати.

После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы временно воз­росла. В 1610 г. в результате борьбы между различными группировка­ми боярства последовало свержение с престола царя Василия Шуйс­кого. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе, госу­дарством фактически управляли семь влиятельных бояр («семибояр­щина»).

При первых Романовых правление царя без Думы и Думы без царя считалось явлением ненормальным. Решения правительства определялись формулой «царь указал, бояре приговорили». Боярская дума стала важной составной частью сословно-представительной монар­хии как постоянно действующий высший государственный орган и как верхняя палата Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Боярская дума включала введенных бояр, окольничих, думных дворян и думных дья­ков. Получение думного чина зависело от воли государя. Высокород­ные князья могли сразу получить высший чин - боярина, менее знат­ные начинали с окольничего, прочие, из «худородных» служилыхлю-дей, получали чин думного дворянина, введенный для них при Васи­лии III. Первоначально в XV в. численность думы была около 20 че­ловек, к концу XVII в. она разрослась, достигнув при Федоре Алексе­евиче 167 человек.

Права Боярской думы определялись обычным правом. В компе­тенцию Боярской думы входили наиболее важные вопросы внутрен­ней и внешней политики, контроля административного и судебного аппарата. Дума занимала промежуточное положение между монар­хом и всей системой административных учреждений - приказов и органов местного управления. Как орган верховной власти она обла­дала правом назначения центральных и местных начальников (вое­вод, судей, приказных чинов и др.). Боярская дума руководила прика­зами и другими органами управления, разрешала дела особой труд­ности, которые по тем или иным причинам не могли быть решены в приказах, активно участвовала в решении внешнеполитических воп­росов. Участие Думы в делах такого рода выразилось в учреждении постоянной «Ответной палаты» при Думе. Чины посольского прика­за не могли сами вести переговоры с иностранными послами, с по­слами «в ответех бывают бояре» - два, один или два окольничих и думный посольский дьяк. В Боярской думе сосредоточивались судеб­ные дела (по Докладу и по апелляции). Для ведения текущих судеб­ных дел при думе из ее членов была учреждена в XVII в. расправная палата. Дума иногда действовала в качестве суда первой инстанции в отношении своих членов, иногда ей поручались наиболее важные дела по политическим преступлениям. Она обладала законодательной ини­циативой, имела право принимать и утверждать законы. Статья 98 Судебника 1550 г. указывает: «А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати». Уложение 1649 г. своими законодательными источниками признало государевы указы и боярские приговоры.

Боярская дума, высший совет при князе (с 1547 при царе) в Русском государстве X - XVIII в. Деятельность боярской думы носила законосовещательный характер.

В Киевской Руси боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), а иногда присутствовали и высшие представители духовенства. Боярская Дума не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности.

В Московском государстве членами боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент имел в этом учреждении господствующее место.

В состав Боярской думы, кроме бояр московского князя, входили бывшие удельные князья и их бояре.

С первой половины 16 века в составе Боярской думы появились и менее знатные феодалы окольничие, а также представители поместного служилого дворянства думные дворяне («дети дворянские, которые в думе живут») и верхов служилой бюрократии думные дьяки. Первоначально в Думе было четыре думных дьяка по посольским, разрядным, поместным делам и делам Казанского приказа. Думные дьяки вели делопроизводство Боярской думы.

Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); всё это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской думы. Аристократия имела особые преимущества для поступления в думу. Наиболее знатные роды (бывшие владетельные и старые боярские) имели право, обойдя низшие чины, поступать прямо в бояре. Менее знатные княжеские и боярские роды назначались сначала в окольничие. Для низшего служилого и бюрократического элементов открывался ход в думные дворяне и думные дьяки. Государь ежедневно принимал бояр, как думных, так и заведующих приказами. Имея нужду в совещании, государь призывал к себе или несколько ближних бояр и окольничих, или выходил в общее собрание думы. Приговор по делу писался дьяком по формуле: «Государь указал и бояре приговорили».

Случалось, что государь поручал думе решить дело без него, и тогда думский приговор носили к нему для одобрения и утверждения Боярской думы. С IX в. вследствии наделения землёй княжих мужей и их приравнивания к земским боярам дума состояла только из бояр.

В период феодальной раздробленности она являлась советом феодалов (великого князя с его вассалами), обладала значительным политическим влиянием.

В Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. в Боярской думе заседали путные бояре и лица административно-управленческого аппарата князя (тысяцкий, окольничий, дворецкий и др.).

С начала XV в. членами Боярской думы становятся бояре введённые (большие бояре) представители высшего слоя бояр, постоянные советники князя, исполнители наиболее важных поручений.

С конца XV в, Боярская дума превратилась в постоянный, совещательный орган при верховной власти. В неё входили думные чины бояре, окольничие, думные дворяне и несколько позже думные дьяки. Преобладающее значение в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати.

Однако во 2-й пол. XVI и в XVII вв. в условиях сословно-представительной монархии Боярская дума в известной степени разделяла власть с царём.

В XVI и XVII вв. состав Боярской думы пополнялся центр властью за счет менее знатных лиц.

Во 2-й половине XVII в. значение Боярской думы уменьшается.С образованием Сената в 1711 Боярская дума была ликвидирована.

Функции Боярской думы . Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. «Государь всея Руси» Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за «встречу», то есть за возражения и несогласия со своим мнением. А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой «запершись сам-третей у постели все дела делает». Князь Андрей Курский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с «лучшими мужами». При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.

Дума заседала ежедневно, заседания длились пять-шесть часов. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю.

Начиная с X по XVIII век боярская дума играла ключевую роль в правительственном аппарате русского государства. В своей политической значимости она знала и взлеты, и падения, но она была тем механизмом, с которым вынуждены были считаться, в том числе и князья-государи. При этом вся организация ее работы была такой, что боярскую думу трудно было уловить в правительственной деятельности. Она оставалась в тени для тех, кем управляла, не представляясь перед обществом открыто.

Вторые после князя

Вопрос происхождения слова «бояре» является дискуссионным среди историков и лингвистов. Есть предположение, что оно пришло из тюркского языка, но некоторые склоняются к его болгарскому происхождению. Впервые упоминания о боярах фиксируется в 882 году, чуть позднее они также отмечаются в договоре князя Олега с Византией.

Возникновение боярства на Руси относят к VI—IX вв., распаду славянских племенных союзов. Бояре являлись высшим слоем феодального общества и занимали ведущую позицию после князя. Такая схема правления была во всех областях, от Новгорода до Чернигова. Также историки сходятся во мнении, что примерно в период X-XI века боярство разделяется на княжеских и земских бояр. А в XIV веке появляются бояре путные, управляющие отдельными подразделениями княжеского хозяйства.

По сравнению с остальным населением бояре были очень богатыми людьми: владели крупными наделами земли и имели в подчинении множество слуг. В военных походах они возглавляли полки воинства князя и выставляли собственные отряды.

Точные функции бояр исследователи затрудняются определить, но, бесспорно, их политическое влияние и значимость в обществе того времени: управление городами и территориями от имени князя, решение важных государственных дел. Наряду с усилением политической власти бояр росло и их стремление к большей самостоятельности. И, как показывает в дальнейшем история, в некоторых областях влияние бояр было настолько сильным, что стало серьезным препятствием княжеской власти.

Что такое боярская дума?

Верховная власть Древней Руси была сосредоточена в руках князя и его советников. Постоянные советники представляли собой лучших людей каждой области - бояре, которые постоянно находились при правителе. А их совещания назывались думой или думой бояр.

Давать однозначную формулировку боярской думе будет не совсем верно. В разные периоды истории она занимала отличающиеся друг от друга позиции. Условно ее правление можно поделить на два этапа. И первоначальное определение боярской думе можно дать такое: консультативный орган при князе. Но позднее, в XVI-XVII веках, ее роль значительно возрастает, она становится фактически высшим контрольным органом государственной власти.

Сам факт существования боярской думы в России дает повод думать об ограниченной власти монарха в системе управления. И некоторые исследователи с этим соглашаются. Взаимоотношения между думой и князем (царем) на протяжении всей истории складывались не совсем гладко. С сегодняшней позиции трудно безошибочно установить пределы власти и полномочия обеих сторон. На самом деле существенную роль всегда играли стечения обстоятельств, которые выдвигали и задвигали ту или иную ветвь власти. Но в то же время были времена, когда более слаженного «дуэта» было и не найти.

Первые упоминания

Точные сведения о создании боярской думы отсутствуют, но первые упоминания появляются в летописях конца X века. При киевском князе Владимире находился определенный круг людей, которые входят в его совет. С ними он решает различные вопросы военных дел и устройства земли. Советники называются дружиной князя или боярами и находятся постоянно при нем.

Каждое утро боярская дума собиралась на обсуждение насущных вопросов: отношения с соседями, суды и наказания, торговые дела с иноземцами, заключения договоров, гражданские вопросы. Древние источники не дают информации о совете бояр как постоянно пребывающем государственном учреждении, но есть намеки, что он был и до князя Владимира.

С принятием христианства в совете князя появляются новые лица, епископы, но они не играли никакой существенной роли в принятии важных решений. Также в определенных ситуациях в думу звали и городских старцев (земские бояре). Эта практика не была долгой, чуть позднее их присутствие было упразднено и далее в летописях о них ничего не слышно. Таким образом, после правления Владимира дума обретает более точные черты и имеет в своем составе только односословных представителей.

Общественное мнение того времени абсолютно доверяло боярскому совету и придавало ему большую политическую значимость. Княжеское управление считалось хорошим в том случае, если князь находился в постоянном сотрудничестве со своей дружиной.

Состав боярской думы

В XII-XIV вв. состав княжеской думы несколько изменяется. В юго-западной Руси помимо бояр в думу начинают входить представители областной администрации - воеводы, тысяцкие. А в северо-восточной Руси общественные отношения складываются несколько иначе. Здесь в совет князя призываются бояре-начальники из отдельных подразделений дворцовой администрации. Понятно, что такая боярская дума имела переменчивый характер из-за часто сменяющихся лиц. В основном заседания носили только формальный характер, решение князя было уже принято, и бояре становились просто свидетелями выдачи какого-либо акта.

С образованием русского централизованного государства в XV веке боярскую думу представляют два чина - родовитые бояре, включая бывших удельных князей, и окольничие, избирающиеся из близкого окружения царя. Но уже через какое-то время появляется третий чин - думные дьяки. Это не родовитые, но весьма образованные чиновники, которые становятся основными исполнителями царской власти, занимаются делопроизводством всего аппарата боярской думы.

Права и полномочия думных дьяков способствовали преобразованию органов управления: теперь это не территориальное, а функциональное распределение дел. Впервые в приказах появляются судьи из бояр: приказ Казанского дворца, Ямской приказ. Думные дьяки специализируются также на выполнении специфических поручений - военных, финансовых, дипломатических.

В XVII веке основной состав боярской думы изменился и пополнился, теперь он был представлен родственниками царя и менее родовитыми дворянами, выдвинувшимися за счет личных заслуг. Но в дальнейшем вместе с сокращением полномочий и функций органа его численность уменьшается.

Важный государственный орган

Становление и укрепление боярской думы как важного государственного органа происходит при правлении московского князя Ивана III. Собиратель русских земель придавал особое значение своему совету, охотно выслушивая возражения и несогласия со своими решениями. Успех его предприятий нередко объясняется именно этими встречами.

В дальнейшем функции боярской думы по мере сложности поставленных государственных задач значительно расширяются. Она в действительности становится соправительствующим органом при монархе. В XV-XVI вв. дума представляет собой высший контролирующий орган государства, в руках которого сосредоточено все.

Царский Судебник 1550 года тщательно излагает функции боярской думы, но по факту ее полномочия нередко превышались. Через думу проходило все: принятие законов, международные отношения, вопросы государственной безопасности, судебные разбирательства, управление приказами, земельные дела, контроль государственных расходов и налогов, а также контроль местного управления.

Думская канцелярия

Документированные следы деятельности думы практически не сохранились. Какие-то документы уничтожались сознательно, в целях сокрытия правды от народа или из-за различных дворцовых интриг, какие-то уничтожались за ненадобностью. Большинство важных бумаг было утеряно при стихийных бедствиях, пожарах и войнах.

Конечно, некоторые вопросы просто и не требовали документального оформления, если носили тайный или частный характер. Например, такие, как организация торжества при дворе. Но если обсуждались вопросы учредительного характера, то все детали тщательно готовились и прописывались - составлялись проекты, справки, постановления. Также существовала и конфиденциальная переписка, и специальные записи по особым государственным деятелям, что являлось прототипом досье.

Основная часть времени заседания боярской думы посвящалась слушанию докладов комиссий. В зависимости от важности вопроса дела на рассмотрение могли поступить следующими путями: царю с боярами, боярам без царя, царю без бояр и царю в присутствии бояр. Каким способом доклад будет предоставлен, окончательное решение принимал Большой московский разряд. Это отделение, через которое проходили все документы. И оно выступало в роли посредника между верховной властью и приказами.

Итоговыми документами собрания становились царский указ и приказы боярской думы. На важных документах обязательно ставилась государственная печать, изображающая двуглавого орла. Все протоколы заседания вносились в опись архива и тщательно хранились в специальных переплетах.

Эпоха Ивана Грозного

Отрочество Ивана IV проходило в среде ожесточенной борьбы боярских родов за политическое влияние и главенство в думе. Шуйские, Глинские, Бельские, Телепневы-Оболенские, не гнушаясь никакими методами, старались прорваться к власти. Этот период охарактеризовал боярство как антигосударственную силу: казна постоянно разворовывалась, многочисленные казни, ссылки, смещения с постов. Как следствие, международная позиция государства существенно ослабла, а на внешних границах шли войны.

Неспокойное время оставило отпечаток на юном государе и в дальнейшем определило его отношение к боярству. В начале своего правления Иван Грозный применяет меры, чтобы ослабить позиции бояр старой аристократии, значительно увеличивая состав боярской думы. Царь также выделяет из нее верных людей, с которыми решает самые важные дела правления. Этот круг лиц называют «ближней думой».

С 1547 по 1560 год при Иване IV действует неофициальный совет, с помощью которого он проводит значимые реформы и на какое-то время оттесняет боярскую думу от управления и законодательства.

Земский собор и дума

Во времена правления Ивана Грозного появляется новый государственный орган - Земские соборы. Есть предположение, что идея организации собора принадлежит духовенству близкого окружения царя. Достоверную информацию о цели созыва первого Земского собора 1549 года источники не раскрывают. Исходя из документированной речи царя можно сделать вывод, что он был призван для стабилизации общества после всех предшествующих неурядиц. Конечно, только этой задачей собор не ограничивался. Он должен был поддерживать действующую политику власти и служить своего рода проводником между ней и народом.

К середине XVI века Земский собор и боярская дума - это два важных государственных органа власти при царе. В отличие от боярской думы собор до 1598 года имеет совещательное значение с редкими исключениями. Но в эпоху Смутного времени его роль значительно возрастает, он обладает реальной политической силой со всеми полномочиями.

Если первоначально Земский собор и боярскую думу представляли одни и те же лица с небольшой разницей, то в дальнейшем в составе собора будут находиться уже представители всех слоев населения.

С 1613 по 1622 год в условиях восстановления государства Земские соборы становятся постоянным действующим органом власти. Но к концу XVII века их значение постепенно ослабевает, на смену приходят односословные комиссии. За всю историю своего существования Земский собор собирался более 50 раз.

Смутное время

Период времени конца XVI - начала XVII века, после кончины Ивана Грозного, отмечается тяжелым кризисом в государстве, который затем выливается в Великую Смуту. Среди бояр опять начинается жесткая борьба за власть. За короткий срок сменяются несколько правителей. Приходящие на трон не желали считаться с управлением боярской думы, поэтому долго там не задерживались. Все это сопровождается упадком хозяйства, продолжительными неурожаями, голодом, народными волнениями и погромами.

В 1610 году к власти приходит боярская дума. И правление государства сосредоточивается в руках семи думских лидеров, которые никак не могли определиться в отношениях друг с другом в борьбе за власть. Их управление носило весьма противоречивый характер: принятые постановления постоянно менялись, передергивались, перекраивались. Бояре не могли совместно работать и сотрудничать. В какой-то момент даже было принято решение о передаче российского престола полякам. И этот факт показал всю несостоятельность думы. Ее авторитет как органа власти был сломлен. У общества не могло быть доверия к такой боярской думе, что добровольно отдавала престол иноземцу ради соблюдения своих интересов.

Решением Земского собора в 1613 году на царство был избран Михаил Романов. Его избрание положило конец Смутному времени и стало компромиссом, который устроил всех.

Прекращение деятельности боярской думы

Ближе к середине XVII века боярская дума теряет свое былое значение и изживает себя. И если первый Романов на престоле еще как-то опирался на этот орган, то последующие цари все меньше прислушиваются к боярам и принимают самостоятельные решения. Россия становилась самодержавием. Таким образом, созданный царем Алексеем Михайловичем в 1654 году приказ «Тайных дел» не подчиняется боярской думе и связанные с ним вопросы решаются без ее участия. Это была царская тайная канцелярия, осуществлявшая надзор за гражданскими и военными делами.

После отмены местничества в 1682 году роль боярской думы в системе государственной власти бесповоротно снижается. Из законодательного органа она становится бюрократическим, и ее правление при царе носит уже только формальный характер.

Окончательно свое существование боярская дума прекратила при правлении Петра I, когда столица была переведена в Петербург. Появление Сената в 1711 году лишь подчеркнуло ее ненадобность. Отмирающий бюрократический орган не нашел себе места в прогрессивном новом государстве.

Боярская дума была высшим советом при князе, а с 1547 г. - при царе. Конкретной даты учреждения Боярской думы нет, однако первые упоминания о ней датируются 10-м в. - с . Боярская дума, как и Земский собор, являлась совещательным органом. Ее функции были неотделимы от функций правителя. Она олицетворяла собой высшую исполнительную и судебную власть.

В состав Боярской думы входили не только бояре, но и окольничьи. В Киевской Руси 9-11-го вв. Боярская дума была совещанием между князьями и дружинниками, иногда присутствовали бояре и местная родоплеменная знать, а в 11-м в. уже полностью состояла из бояр. В 12-13-м вв. политическое значение Боярской думы сильно выросло из-за роста землевладения бояр, их привилегий, и уменьшения значения княжеской власти в некоторых княжествах.

В Боярская дума была советом великого князя с его вассалами, имевших некое политическое влияние. В конце 15-го в. в момент образования русского централизованного государства при Боярская дума стала постоянным совещательным органом верховной власти. Ближе к 16-му в. в состав Боярской думы стали входить дети бояр, повысилось влияние носителей княжеской фамилии. В начале 17-го в. Боярская дума предприняла попытки ослабить власть царя при помощи «крестоцеловальной записи», взятой у Василия Шуйского в 1606 г.

Полагал, что отличительной чертой государственного устройства России в 17-м в. было наличие самодержавия боярской аристократии с Боярской думой. С момента начала правления