В какой сказке есть сапоги-скороходы? Сказка Шарля Перро "Мальчик-с-пальчик". "Золушка"

Сапоги - скороходы November 6th, 2014

Американский инженер Кихи Сеймур создал ботинки Bionic Boots, позволяющие даже не спортивному человеку бежать со скоростью до 40 километров в час! Такая скорость позволит соревноваться даже с велосипедистами, тем более, что бежать можно не только по дорогам, но и по пересеченной местности.

Видео под катом …

Сейчас инженер мечтает усовершенствовать свое изобретение, чтобы можно было передвигаться со скоростью до 70 км/ч. Но это в будущем. А пока эту модель может купить любой желающий за $265.

Однако, вот вам разработка 80-х годов в России …

«Сапоги-скороходы» (или мотоскороходы, или устройства моторизации бега) разработаны на основе линейных свободнопоршневых двигателей. Линейный свободнопоршневой двигатель – поршневой двигатель внутреннего сгорания, в котором отсутствует кривошипно-шатунный механизм, а поршень или цилиндр непосредственно воздействуют на опору. Устройства с линейными двигателями отличает компактность, автономность, экономичность.

Идея моторизованных «сапог-скороходов» возникла около 30 лет назад у студента первого набора кафедры Гордеева В.К., который впоследствии многое сделал для их разработки и популяризации. Идею поддержал и осуществил молодой преподаватель кафедры Рудой Б.П.

«Сапоги-скороходы» являются результатом длительной научной и опытно-конструкторской работы и содержат ряд оригинальных конструктивных решений и уникальных технологий, разработанных на кафедре ДВС (Уфимский Государственный Авиационный технический университет).

«Сапоги-скороходы» применяются для бега человека, прикрепляются к его ногам и увеличивают длину шага и высоту подскока до 1,5 – 2 раз. Они снижают энергозатраты человека при беге, увеличивают скорость его бега и могут применяться в сфере развлечений, спорте, армии, работе курьеров, милиции и т.д.

Конструктивно «сапоги-скороходы» представляют собой пару устройств, надеваемых на каждую ногу. Каждое устройство включает в себя линейный свободнопоршневой двигатель и систему креплений к ноге. Принцип работы основан на передаче человеку импульса силы, источником которого является энергия сгорающего в рабочей камере топлива. В зависимости от положения тела человека в момент толчка изменяются горизонтальная и вертикальная составляющие силы, и человек может использовать импульс для увеличения высоты подпрыгивания либо длины шага.

В перспективе масса каждого устройства может быть снижена до 1 кг. При этом экономия энергозатрат человека при беге может доходить до 70%.

В настоящее время выпущена опытная партия мотоскороходов для людей массой 63 – 80 кг. Изготовлены макетные образцы устройств для людей массой 45 – 55 кг и 80 – 92 кг.

Технические характеристики
Масса каждого устройства, кг

Индивидуальное транспортное средство для пешеходов или проще сапоги-скороходы. Разработчики- студенты и инженеры Уфимского авиационного института (УАИ): инженеры С.Володин и Б.Рябых, члены студенческого конструкторского бюро СКБ-10 которое возглавляет доктор технических наук Б.П.Рудой.

Изготовлено 4 действующих модели, прошли испытания в 1982 году.

Повзрослевшие студенты-изобретатели не бросили свою идею на произвол судьбы. Уже в наше время конструкция «сапог» была ими переработана, запатентована и выпущена ограниченная партия в 15 пар. Изменились и технические характеристики:

— скорость до 30 км/ч
— длина прыжка до 3.5 м
— расход бензина 0.14 кг/ч
— экономия энергозатрат при беге может достигать до 70%

Сапоги-скороходы получили и своё официальное название УМБ (устройство механизации бега) «Персей». Конструкция пятого варианта сапог была приспособлена к вязко-упругим характеристикам человека. То есть, иначе говоря, человек- не робот, и если толчки окажутся чересчур жесткими, то пробежать в них не удастся и километра. Возможны и долговременные осложнения, знакомые всем, кто имел дело с отбойным молотком.

Доработки пошли на пользу. И не только сапогам. Побочным следствием совершенствования УМБ оказалась и более «мягкая», не дающая отдачи конструкция того же отбойного молотка, и эффективная система шумоглушения, и антидетонационная система, позволяющая намного продлить жизнь любому ДВС, и создание целой серии малоразмерных моторов, которые могут использоваться где угодно — в строительстве, на транспорте, в коммунальном и сельском хозяйстве… Но самое главное — удалось-таки разработать вполне работоспособную конструкцию с «мягкими» характеристиками.

К сожалению коммерческих перспектив у отечественных сапог-скороходах нет. В 70-е и 80-е годы XX века это было наше ноу-хау. Но прогресс не стоит на месте. Иностранные изобретатели пошли другим путём и вместо совершенствования отечественной конструкции в начале двухтысячных годов создали свой коммерчески востребованный образец в котором отсутствовал самый сложный элемент – двигатель внутреннего сгорания. Простата конструкции, низкая стоимость и продуманная рекламная компания сделали своё дело. Джамперы (такое они получили название) прочно заняли свою нишу в секторе досуга, развлечения и спорта.

С помощью волшебных предметов справляются с трудностями, непреодолимыми обычным путем.

Откуда появилась идея быстрого передвижения

Обувь, с помощью которой можно преодолевать значительные расстояния, упоминается неоднократно во многих европейских и русских сказках. Понятно, что аналогов подобного рода обуви в природе не существовало и не существует до сих пор.

Впервые об обуви, при помощи которой можно было передвигаться, упоминается в древнегреческих мифах. Бог торговли Гермес, который еще и обязан был разносить вести, имел специальные сандалии с крылышками, которые позволяли ему преодолевать огромные расстояния за мгновения.

Сапоги-скороходы в сказках

В русских -скороходы упоминаются неоднократно.

«Вещий сон». Главное действующее лицо – Иван купеческий сын. Не совсем честным путем завладел он тремя главными сказочными атрибутами – шапкой невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами, с помощью которых и совершил добрые дела.

«Заколдованная королевна». Главный герой – отставной солдат, волею судеб женится на королевне, временно находящейся в образе медведицы. Для преодоления препятствий обманным путем завладевает ковром-самолетом, шапкой-невидимкой и сапогами-скороходами. При совершении сказочных дел сапогами не пользовался.

«Мальчик-с-пальчик» - авторская сказка Шарля Перро. Мальчик-с-пальчик похищает семимильные сапоги (в некоторых переводах – сапоги-скороходы) у Людоеда. Малыш устроился на королевскую службу в качестве гонца и при помощи сказочного атрибута заработал много денег и помог семье выбраться из нужды.

На какой еще сказочной обуви можно перемещаться в пространстве

В сказке «Маленький Мук» Гауфа волшебные туфли перемещают владельца на любое расстояние – свойство, которое Мук использовал для достижения своих целей.

Андерсен использует образ «Калоши счастья», где волшебная обувь перемещает владельца во времени. Как застарелый пессимист, Андерсен не видит проку в волшебной обуви, и советник, наевший волшебные , попадает в неприятную ситуацию, из которой выходит с большими потерями.

У Ф. Баума в сказке «Волшебник из страны Оз» волшебные туфельки переносят Дороти домой из чужбины.

Источники:

  • Сказка про маленького Мука

Новые красивые сапоги – это так приятно, но порой так неудобно! Ведь только что купленная, неразношенная обувь часто слегка жмет, доставляя этим огромное неудобство. Поэтому перед тем, как выходить на улицу в новых сапожках, нужно сначала слегка их разносить в домашних условиях. Как это сделать?

Инструкция

Если надо разносить сапоги срочно, и времени бежать в нет – можно воспользоваться или . Налейте на ватку, как следует смочите места, в которых вам жмет – а далее действуйте так же, как и в случае со специальным средством для растяжки. Но в этом случае выдерживать обувь придется гораздо дольше.

Существуют и способы, позволяющие растянуть обувь «на расстоянии» и не мучиться с выхаживанием по квартире в жмущих . Одно из «народных средств» для таких случаев – это плотно набить обувь мокрыми газетами и оставить примерно на сутки, пока газеты не высохнут. Но этот метод довольно рискованный: когда влага будет испаряться, сапоги могут ссохнуться и потерять форму.

Разносить сапоги можно еще и при помощи…холодильника. Возьмите прочный полиэтиленовый пакет, налейте в него воды, выпустите лишний воздух и крепко завяжите. Можно для прочности положить этот водяной пузырь еще в один пакет. А теперь поместите пакет в и поместите обувь в морозилку. Как мы помним из курса физики, вода при замерзании расширяется – и будет постепенно растягивать сапог. С осенней или летней обувью так лучше не экспериментировать – она может быть не рассчитана на минусовые температуры.

Видео по теме

Источники:

Имя великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена известно каждому едва ли не с самого раннего детства. Сказки о гадком утенке, Снежной королеве, Русалочке, принцессе на горошине и других персонажах стали классикой мировой литературы еще при жизни автора. Однако сам Андерсен не любил, когда его называли детским писателем, так как многие его сочинения были адресованы взрослым.

Инструкция

Среди произведений Андерсена есть и добрые сказки со счастливым финалом, предназначенные для детского чтения, есть и более серьезные истории, больше понятные взрослым. При этом на мироощущение автора наложили отпечаток многочисленные и переживания из его собственной жизни.

Как ни странно это звучит, но одну из лучших сказок Андерсена «Гадкий » в какой-то степени можно считать автобиографической. Ведь и сам писатель, подобно гадкому утенку, с детства отличался неказистой внешностью и мечтательным характером. И, как гадкому утенку в финале сказки суждено превратиться в прекрасного лебедя, так и сам Андерсен из постоянного объекта насмешек превратился во всемирно известного сказочника.

В чем-то перекликается с «Гадким утенком» и сказка «Дюймовочка», рассказывающая о многочисленных злоключениях крошечной девочки, которая, подобно сказочной фее, родилась из цветочного бутона. В финале Дюймовочка действительно становится феей по имени Майя и женой доброго и прекрасного короля эльфов.

«Вот бы мне сапоги-скороходы!» Наверняка были времена, когда такое опрометчивое желание появлялось в головах у большинства наших соотечественников, да и не только у них. Современный мир требует от человека скорости, и иногда требуемая скорость совершенно не подходит для человека. Вот в такие моменты хочется иметь сапоги-скороходы, чтобы успевать всегда и везде. Жаль, что это всего лишь сказочный реквизит и реальному миру он не принадлежит. И все-таки, в какой сказке есть сапоги-скороходы?

Артефакты

Каждая нация или народность имеет свое устное народное творчество, в том числе и сказки. И в этих скаках нередко могут встретиться такие странные предметы, как плащ-невидимка, ковер-самолет или сапоги-скороходы. Эти предметы делают своих владельцев неуязвимыми и наделяют их уникальными способностями.

В сказках часто встречаются волшебные предметы, которые помогают героям справляться с жизненными трудностями. Кто-то эти предметы ворует, кто-то находит, кто-то получает в наследство - собственно, это не играет большой роли. Основная задача волшебных артефактов - придать повествованию легкое, волшебное послевкусие и заставить поверить в несбыточное.

И даже такие «не гламурные» сапоги-скороходы заставляют улыбаться и мысленно примерять этот несуществующий предмет на свою ногу. Итак, в какой сказке есть сапоги-скороходы и какое их происхождение?

Сапоги-скороходы: происхождение

Обувь, обладающая магическими свойствами, нередко упоминается как в русских, так и в европейских сказках. Естественно, что в реальности таких предметов никогда не существовало, не существует и наверняка не будет существовать.

Впервые истории об обуви, что помогает передвигаться на немыслимые расстояния, появились в Древней Греции. Среди мифов того времени существует история о боге торговли Гермесе, который должен был разносить новости во все уголки мира. Специально для этого задания у него были сандалии с крыльями, которые помогали ему преодолевать немыслимые расстояния за считанные минуты.

Эта идея показалась занятной многим сказочникам, и они переняли основы. С течением времени трансформировался вид обуви, но главная магическая составляющая оставалась неизменной. Так появились волшебные сапоги. Сейчас сложно сказать, из какой сказки сапоги-скороходы впервые предстали перед зрителями. Этот магический предмет фигурировал во многих историях, о которых непременно стоит упомянуть.

«Вещий сон»

В русских сказках неоднократно фигурируют магические предметы. К примеру, сказка «Вещий сон». В ней рассказывается о главном герое Иване, который не хотел поведать своему отцу сон, что ему приснился. За это он был привязан к дорожному столбу. Мимо проезжал царевич и тоже захотел узнать, какой сон приснился Ивану (интересно же, за что отец казнил сына). Но герой продолжал отмалчиваться. За неповиновение царскому приказу царевич бросает Ивана в темницу.

Находясь в заключении, герой знакомится с сестрой царевича и тайно помогает ему выполнять задания Елены Прекрасной. Для этого он разжился (не совсем честным путем) шапкой-невидимкой, ковром-самолетом и сапогами-скороходами. С помощью этих магических артефактов Иван совершает много добрых дел, устраивает судьбу царевича и обретает свое счастье.

Сказка «Вещий сон» заканчивается счастливо, и читатель узнает, что Ивану снилось именно то, что с ним произошло. Во сне он увидел, как получить сапоги-скороходы и какие задания ему придется выполнять.

«Мальчик-с-пальчик»

Далее стоит упомянуть известную всем с раннего детства сказку Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик». Это история о семье бедного лесоруба. Однажды его дела пошли совсем плохо и не было денег, чтобы прокормить семью. А у него было семь сыновей. Чтобы не видеть голодной смерти своих детей, жена предложила лесорубу отвести их в лес.

Там мальчиков нашел Людоед, они оказались в смертельной опасности. Но младший из братьев, Мальчик-с-пальчик, не растерялся, он быстро понял, что к чему, отправил своих братьев домой, а сам украл у Людоеда семимильные сапоги. В некоторых переводах их также называют сапогами-скороходами. По факту они выполняют одинаковые функции.

Итак, имея при себе столь ценный артефакт, Мальчик-с-пальчик приступает на королевскую службу в качестве гонца и в скором времени помогает своей семье выбраться из нищеты. И поскольку Шарль Перро личность очень известная, можно даже сказать что вот из какой сказки сапоги-скороходы берут свое происхождение.

«Королева-медведица»

Эта сказка всем известная под названием «Заколдованная королевна». Здесь рассказывается история о том, как солдат в отставке по странному стечению обстоятельств женился на королевне, которая временно находилась в образе медведицы. Он нашел ее в старом замке и три ночи сражался с нечистыми силами, чтобы снять заклятие.

Спустя некоторое время ему захотелось проведать родных, которые жили за тридевять земель. Во время своего путешествия он повстречал нечистых, которые дрались за интересные диковинки: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы. Обманным путем солдат завладевает этими артефактами и возвращается домой, к жене. Стоит отметить, что герой не использовал сапоги при свершении подвигов.

Вопрос дня

Если поспрашивать у детей и взрослых, в какой сказке есть сапоги-скороходы, они с высокой долей вероятности назовут историю о Мальчике-с-пальчике. Это в порядке вещей. Однако случается и такое, что сапоги-скороходы можно встретить в сказке «Золушка». Интересно, был ли в этой историй такой волшебный артефакт?

В классическом варианте это сказка о бедной девушке, над которой измывалась мачеха. Все помнят историю о хрустальной туфельке, прекрасном принце и крестной-фее, что собрала девушку на бал. Итак, вопрос: откуда в этой классической идиллии взялись сапоги? На самом деле сапогами-скороходами пользовались королевские стражники, которые помогали принцу искать таинственную девушку. В некоторых версиях сказки «Золушка» сапоги-скороходы использовал гонец, приносивший приглашения на королевский бал.

Хоть не сапоги, но тоже волшебная обувь

Теперь понятно, в какой сказке есть сапоги-скороходы, вот только помимо сапог есть еще несколько пар волшебной обуви. Например, в сказке «Маленький Мук» читатель узнает о существовании волшебных туфель, которые так же, как и сапоги-скороходы, перемещают своего владельца на любое расстояние. Также волшебные туфли фигурируют в сказке «Волшебник из страны Оз».

А вот в сказке «Калоши счастья» Г. К. Андерсена можно встретить обувь, что разрезает не пространство, а время. Сказочник не видит смысла в волшебной обуви, поэтому показывает, что от нее больше проблем, чем проку.

Иногда сапоги-скороходы называют семимильными, а временами просто волшебными сапогами, но суть магического предмета от этого не меняется. Они помогают героям сказочных историй преодолевать огромные расстояния за короткое время. И неважно, какого герой роста, веса и социального статуса, он все равно окажется в нужном для себя месте.

Корейский конкурент «скороходов»

Сергей Атанов помогает экипироваться

Первые шаги

Модель №1

Поначалу лежавшие у ног блестящие железки показались очень усовершенствованными протезами летчика Мересьева из «Повести о настоящем человеке».

В кабинете завкафедрой двигателей внутреннего сгорания Уфимского государственного авиационно-технологического университета (УГАТУ) профессора Бориса Рудого мысль о протезах была навеяна испытанием «конкурирующего» с его разработкой южнокорейского устройства Poweriser («Усилитель мощи»). Пока я ждал, когда из лаборатории привезут то, что Рудой и его ученики называют «сапогами-скороходами», решил попробовать азиатскую «игрушку».

Закрепил четырьмя ремнями — на ступнях и голенях — что-то похожее по форме на ноги сатира, с трудом поднялся. Мощные и жесткие, оканчивающиеся пластиковыми «копытами», пружины-рессоры создавали ощущение, что стоишь на ходулях, у которых подставки для ступней еще и «плавают» под ногами. А уж когда, попытавшись попрыгать несколько минут, снял устройства, мышцы икр и бедер гудели так же, как у героя повести Полевого.

Пламенный мотор

Вопреки ожиданиям почти часовой тест-драйв уфимских «скороходов» принес совсем другое «послевкусие». Я почувствовал себя не по силам мощным, быстрым и прыгучим. Не знаю, могли бы киборги, вроде шварценеггеровского Терминатора, чувствовать что-то подобное, но я ощущал себя почти киборгом.

Термин «cybernetic organizm» (сокращенно «cyborg» — «киборг») придуман в 1960 году специалистом по космической медицине Манфредом Клайнсом. Он означает существо, в теле которого совмещены биологические и механические элементы. По идее это — искусственная мутация человека. К примеру, как в известной песне, «вместо сердца пламенный мотор». Или вдобавок к нервам — микрочип, как у одного английского профессора, который пытается исследовать, может ли мозг одного человека управлять мускулатурой другого. Для этого он вживил себе и своей жене устройства, считывающие и передающие через беспроводную компьютерную сеть электрические сигналы нервной системы.

Мне не встраивали в организм никаких механизмов. Просто ученик Бориса Рудого, старший научный сотрудник кафедры и один из основных испытателей «сапог» Сергей Атанов помог приладить пару «пламенных моторов» к моим ногам. После чего я встал и — несмотря на скептические прогнозы Рудого, которые он подтвердил видеосъемкой неуклюжих падений других новичков, — пошел пружинящей походкой. Потом, выйдя в длинный университетский холл, смог и побежать.

Про «пламенный мотор» упоминаю не для красного словца. Ведь приводят сапоги в действие не пружины. За двадцать лет работы над устройством создан новый вид двигателя внутреннего сгорания — с вязкоупругим поршнем (официальное название изобретения — устройство моторизованного бега, УМБ).

Пока «сапожный» двигатель еще не работал, упругость шагам придавал воздух, сжимаемый поршнями в цилиндре двигателя (в надетом состоянии расположен с внешней стороны ноги) и в трубке-направляющей (с внутренней). Последняя, на первый взгляд, служит просто пружинящей опорой, но это не так, и о ее назначении — чуть позже. А пока нужно сказать, что цилиндр двигателя и трубка образуют раму: к штокам движущихся в них поршней крепится расположенная поперечно стопе узкая резиновая «ступня». Собственно сапога как такового в устройстве нет. Внутри рамок с плотно охватывающими икры манжетками к специальным платформам намертво прикреплены винтами беговые кроссовки.

Двухпринципный двигатель

Двигатель «сапога» бензиновый и при начале бега работает по классической схеме (воздушно-топливная смесь поджигается искрой свечи). Однако когда цилиндр прогреется, свеча отключается и смесь самовоспламеняется под воздействием давления и температуры, как в дизеле.

Чтобы «завести» «сапоги» надо попереминаться, подпрыгивая и приземляясь на прямые ноги. Тогда прикрепленный к голени цилиндр, надеваясь на поршень, создаст в подпоршневом пространстве разрежение, а в верхней части появится повышенное давление, и топливовоздушная смесь воспламеняется от свечи.

Этот двухтактный двигатель эффективней обычного потому, что разработчики создали систему продувки и зарядки цилиндра. Она использует воздух из расположенной с внутренней стороны ноги направляющей трубки. Вытесненный находящимся внутри нее поршнем воздух поступает в цилиндр через клапанно-распределительную коробку.

Кроме того, двигатель снабжен системой наддува. К началу такта сжатия специальный золотник перекрывает выхлопное окно и в подпоршневом пространстве создается дополнительное давление. При этом, если у обычного двигателя отношение хода поршня к диаметру цилиндра близко к единице, здесь оно составляет 4/1.

…Первый толчок, когда мой левый «сапог» впервые сработал, был мягким, но довольно мощным. Стопу подбросило, колено согнулось, и сила толчка погасилась. Профессор Рудой предупреждал меня, что «главная проблема создания человекомашинной системы — вязкоупругие свойства человека, которые вызывают необходимость проектирования нового типа двигателя». Теперь я убедился сам и постарался снизить свою «вязкоупругость», приземлившись в следующем шаге на почти прямую ногу.

Новый беззвучный толчок почти без моих усилий бросил тело вверх и вперед. Оставалось только переставлять ноги циркулем, стараясь не сгибать, но занося каждую немного в сторону, чтобы внутренняя часть рамы не задевала другой «сапог». Приходилось немного покачиваться, двигаясь, как лошадь-иноходец. Я чувствовал, что обычное при беге соотношение времени опоры и полета изменилось. Если при обычном беге время опоры примерно в два раза меньше времени полета, то теперь все было не так: полет стал дольше, шаги — летящими. После каждого закрепленный на ноге «пламенный мотор» негромко пыхал. Позади оставалась струйка выхлопа («сапоги» работают на топливе легких фракций марки «А»).

Тем временем в вестибюле собралась небольшая толпа студентов и преподавателей. И это несмотря на то, что некоторые из них знают о «сапогах» около двадцати лет, а в последнее время видели их в работе множество раз и даже пробовали на себе. Могу себе представить интерес, который вызовет аттракцион «Укрощение сапог-скороходов» на местной ВДНХ, для него уже изготовлено тридцать пар. И только те, для кого, собственно, изначально создавалось устройство, давно о нем забыли.

«Сапожное» прошлое

В 1973 году, набегавшись на военных сборах по приволжским степям, студенты кафедры пришли к профессору Рудому с «бредовой» идеей облегчить солдатскую участь. И вскоре был готов первый макет «сапог», в которые крепились обычные кирзачи.

Поначалу думали сделать что-то вроде «лягушки» — прыгающие платформы. Однако опыт ткнул носом в ту же проблему вязкости-упругости: с грузом «лягушка» скакала, а на человеческих ногах отказывалась. Тогда «скороходы» и стали обретать сегодняшний вид в работе студента Сергея Володина, защитившего потом кандидатскую диссертацию о соотношении хода поршня и диаметра цилиндра в двигателе нового типа.

А уже в 1974 году о первых разработках написала газета «Правда». Пятикилограммовые «скороходы» показывали занимающемуся проблемами жизнеобеспечения летчиков и космонавтов НПП «Звезда» в подмосковном Томилине, Научно-исследовательскому центру ВДВ. В 1985 году специальное поручение давал министр обороны Дмитрий Устинов. Нужно было сделать так, чтобы из «гири на ноге» УМБ превратилось в легкое работающее устройство, весящее около 1 кг. Когда же ученые стали приближаться к цели (сегодняшняя, одиннадцатая по счету, модель весит 2,3 кг), грянула перестройка, и за другими армейскими заботами в Минобороны о чудо-сапогах забыли.

Зато недавно один из местных военных, увидев «скороходы» в работе, посетовал, сколько бы жизней спасли они ребятам, воюющим в Чечне: университетские испытатели показывали не только бег, опережающий тренированных спортсменов, но и, к примеру, передвижения в 23-килограммовой амуниции внутренних войск. После этого несложно представить себе взвод разведки, способный без окончательной вымотанности выполнять задачу после молниеносного многокилометрового марш-броска с полной выкладкой.

Как говорит профессор Рудой, использование этой разработки в армии сомнений не вызывает. Более того, глядя на современно вооруженного американского солдата, несущего на себе не только компьютеризованное оружие, но и достаточно тяжелые средства защиты, завкафедрой полагает, что одна из проблем сегодняшних армий — это энерговооруженность «человека с ружьем».

Более того, с ним, по‑видимому, согласны некоторые зарубежные военные специалисты. Чертежи «сапог» пытались выкрасть или купить у технологов. По сведениям ученого, одна из многочисленных делегаций, приезжавших недавно в университет, состояла сплошь из разведчиков.

Сапожник с сапогами

Как некоторые книги для взрослых становятся со временем любимыми детскими сказками, так боевые технологии превращаются иногда в основу развлекательной индустрии.

Не получив на развитие УМБ ни копейки от Минобороны, уфимские изобретатели подумали, что их «сапоги» могут стать популярной забавой, вроде роликов или скейтборда. И деньги на производство они нашли, с помощью мэрии бывшего закрытого города Трехгорного открыли предприятие «Экомотор», наладившее промышленный выпуск устройств.

Спрос на них растет в геометрической прогрессии, обостряясь после приезда каждой очередной зарубежной телевизионной группы. По словам Рудого, их английский партнер готов продавать необычное средство передвижения по 1,5 тыс. фунтов стерлингов за пару. А ученые, заработав на новые исследования, продолжают совершенствовать свое детище.

Профессор Рудой дал подержать в руках то, что не видел пока никто, двенадцатую модель «сапог», каждый из которых весит 1,25 кг. Однако объяснить новые принципы пока отказался. Сказал только, что в попытках облегчить устройство им приходится идти против традиций мирового двигателестроения, стремившегося, к примеру, усилить цилиндры ребрами жесткости. Новая модель, выполненная из титана и алюминиевых сплавов, «дышит» при движении поршня. Детали, говорит Рудой, приходится делать «ажурными и эластичными».

Одновременно на «Экомоторе» осваивают другие необычные изделия, созданные по принципу работы «скороходов»: отбойные молотки, ледорубы для очистки улиц, железнодорожные костылезабивщики, виброплиты для трамбовки плиточных тротуаров. И названия для своих разработок придумывают тоже сказочные — «Сивка» и «Буян».