Социальная политика древнерусского государства. Политический и социально-экономический строй

Образование Древнерусского государства

Тема № 2. Киевская Русь IX-XIII вв.

1. Образование Древнерусского государства.

2. Политический и социально-экономический строй.

3. Церковь, право, внешняя политика, удельный период.

Роль варягов в образовании Древнерусского государства . Вопрос о происхождении Русского государства и роли в его образовании варягов уже в XVIII в. разделил историков на две школы – норманнистов и антинорманнистов. Норманнисты отводили главную роль в этом процессе скандинавам, норманнам, призванным на княжение в Новгород. В дореволюци­онной историографии доминировала норманнская теория. В советское время долго безраз­дельно господствовала антинорманнская концепция, в которой главная роль отводилась не внешнему, а внутренним факторам. Сегодня большинство исследователей не противопостав­ляют эти концепции , а сближают их, отмечая, что созревшие на территории восточных славян к середине IX в. предпосылки к образованию государства были реализованы при значительной роли норманнского князя Рюрика, его дружины и ближайших преемников. Эта роль объяснялась не исключительными качествами скандинавов (находившихся на том же уровне развития) или неспособностью восточных славян к самоорганизации, а уже наметившейся к этому времени политической консолидацией восточнославянских земель, ведущей в начале ролью варягов-дружинников как опоры военной власти великих князей. При этом происходило не порабощение местного населения и противостояние ему, а ассими­ляция, славянизация пришлой династии и варяжской дружинной верхушки. Таким образом, варяги – это не источник русской государственности, а вероятная этническая принадлеж­ность княжеской династии. Сам факт иноземного происхождения правящей династии не яв­ляется исключительным, напротив, он нередко встречается в европейской и всемирной исто­рии. В исторической науке продолжается дискуссия о происхождении, этнической принад­лежности и роли варягов в образовании Древнерусского государства.

Образование Древнерусского государства. С 862 г. Рюрик, согласно летописи, утвердился в Новгороде. По традиции эта дата считается началом русской государственно­сти. Преемник Рюрика Олег в 882 г. захватил Киев и объединил два важнейших центра вос­точных славян. Киев стал центром объединённого государства. В его состав были включены древляне, северяне, радимичи. После Олега княжил Игорь (912-945 гг.), затем его сын Свято­слав (945-972 гг.), уделявший больше внимания внешним делам. В правление Владимира Святославича (980-1015 гг.) завершилось оформление русской государственности , включав­шей земли всех восточных славян. Этот процесс сопровождался княжескими междуусобица­ми, но преобладала тенденция к объединению. В условиях централизованного характера сбо­ра и распределения дани знать пока не стремилась обособиться и старалась упрочить свой статус на службе у могущественного киевского князя. Название “Русь”, “Русская земля” распространилось со среднего Приднепровья на всю тер­риторию, подвластную киевским князьям.


Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Верховная власть – законодательная, военная, судебная принадлежала великому князю, занимавшему главный киевский стол. Он был военным предводителем, верховным судьёй, получателем и распределителем дани. Ве­ликий князь занимал главный стол по правилу родового старшинства (т.е. не всегда по на­следству от отца) и являлся старшим среди равных. Это же правило определяло и смену кня­зей в подчинённых Киеву городах и землях. Верховная княжеская власть имела форму родо­вой, коллективной (не монархической). Князья-вассалы и наместники великого князя управ­ляли внутри своих владений – волостей как независимые государи. При великом князе суще­ствовали княжеская дума (из старших дружинников – бояр) и совет старейших. Опорой княжеской власти была дружина. Отношения между князьями и дружиной основывались на их взаимозависимости и равноправии. В своей службе князю бояре (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники), были совершенно свободны и могли покинуть княжеский двор и перейти на службу к другому князю. Вооружённые силы великого князя составляли его дружина, войска вассальных князей, народное ополчение. По численности преобладало на­родное ополчение, продолжавшее играть важную, а нередко и решающую роль. Организация мужского населения городов определялась прежде всего военными задачами (отсюда деле­ние его на десятки, сотни, тысячи во главе с командирами). Основными функциями великокняжеской власти являлись сбор дани (полюдье), суд, оборо­на, военные походы, внешняя торговля, дипломатия.

Важную роль в жизни ведущих городов (и их земель) играло активно действовавшее в IX-XI вв. вече – народное собрание свободных горожан-мужчин. Оно призывало князей, за­ключало договор с ними, могло изгнать их, принимало решение о начале войны, контролиро­вало администрацию и судопроизводство. Авторитет вече опирался не только на устойчивую традицию народного самоуправления (восходившую к первобытной демократии), но и на силу вооружённого народа – народное ополчение. В последующем, с конца XI в., по мере ослабления и распада великокняжеской власти (в удельный период) в одних городах (Новго­род, Псков) роль вече ещё более возрастала, в других, напротив, угасала (Владимир, Суздаль, Галич).

Экономический строй. Некоторые авторы относят возникновение феодального земле­владения к IX-X вв., но большинство полагает, что тогда оно только зарождалось в форме отдельных княжеских сёл. Князья жаловали своим слугам не земельные угодья как таковые (не было ещё стимула к возделыванию земли, не меньшую ценность имели богатства земли), а власть над людьми и право сбора налогов. Система налогов, повинностей с определённой территории была более значима и развита, чем медленно формировавшееся феодальное зем­левладение. Сбор дани с местного населения осуществлялся во время полюдья (похода кня­зя с дружиной), собранную дань князь делил между дружинниками. Такой порядок вместе с неразвитостью товарно-денежных отношений способствовал тому, что феодальная аристо­кратия не обособлялась от правителя на местах (как это происходило в Западной Европе), а сосредоточивалась в городах при княжеском дворе и, таким образом, господствовала коллек­тивная, государственная форма феодальной собственности . В этом состояла особенность экономического строя раннефеодального общества.С середины XI в. возникает и развивает­ся частное землевладение в форме феодальной вотчины (на землях, пожалованных князем своим дружинникам и передававшихся по наследству от отца к сыну), быстро растёт церков­ное и монастырское землевладение. Но до середины XIII в., тем не менее, преобладают госу­дарственно-феодальные формы землевладения.

Социальный состав населения. Численность населения Киевской Руси составляла, по имеющимся оценкам, примерно 5 млн. человек (в Англии – 1,7 млн.). Высшие слои древне­русского общества представляли князья, бояре (древнего и нового происхождения), старшие дружинники, крупные собственники, богатые купцы. Средние слои составляли рядовые дру­жинники (молодшие), ремесленники, владельцы небольших имений, рядовые купцы. К низ­шим слоям относилась большая часть сельского и городского населения. Оно делилось на свободных, полусвободных (зависимых) и несвободных (невольников ). Свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые свободные горожане именуются людь­ми. Следует отметить, что в течение всего домонгольского периода численно преобладали свободные крестьяне – общинники. Лично зависимое население вотчин, а также рабы-слуги на­зывались челядью и холопами . Смердов большинство исследователей считает несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и несшими повинности в пользу князя. Во второй половине XI в. появляется категория полусвободных закупов – лю­дей, оказывавшихся в зависимости от землевладельца за долги, обязанных работать на госпо­дина до возвращения долга, но сохранявших своё хозяйство. Челядь и холопы являлись пол­ной собственностью господина, предметом торговли и выполняли наиболее тяжёлую работу. Источниками холопства были пленные, не выполнившие долговых обязательств закупы, до­бровольное холопство. Изгоями называли людей, лишившихся своего социального статуса.

Политический строй Руси формировался как монархический. Во главе государства стоял наследственный Великий князь Киевский. Ему подчинялись удельные князья. Дружина помогала князю выполнять его функции. Старшие дружинники или бояре составляли Боярскую думу. Младшие дружинники или воины исполняли различные обязанности. Вече теряло свою родоплеменную значимость.

На Руси существовало социальное неравенство. Князья, бояре, дружинники составляли класс землевладельцев (феодалов).

Смерды зависели от феодалов.

Существовало рабство или холопство. Рабство (холопство) на Руси имело своеобразный характер – это было “домашнее” или “патриархальное” рабство.

Формировался слой церковных людей.

Вопрос 4. Древняя Русь в эпицентре столкновения религиозно-культурных и исторических традиций.

1.Быт древних русичей.

Поселения русского народа – города и деревни. Несколько поселений составляли древнерусскую общину – вервь. Основной вид жилища – дом типа полуземлянки. В городах появлялись срубные постройки.

Одежда русичей отличалась простотой и надежностью. Материальной базой изготовления одежды были основные занятия русичей – земледелие и скотоводство. Основные элементы одежды и обуви – рубаха, юбка, штаны, плащ, свита, шуба, валенки, лапти.

Набор продуктов питания отличался природным разнообразием. Отличительной чертой русичей были гостеприимство и непритязательность в отношении еды. Напитки подразделялись на безалкогольные, полуалкогольные и алкогольные. Пьянство на Руси осуждалось и не поощрялось.

Основным видом досуга были пиры-братчины и княжии пиры.

Семейный уклад стал принимать черты христианской морали.

2.Нравы древних русичей.

Характер (менталитет) древнего русича формировался под воздействием климатического и природно-географического факторов. Под воздействием континентального климата формировалось трудолюбие и самоотверженность, ответственность в труде. Лес делал русича коллективистом, осмотрительным, предусмотрительным, недоверчивым, внимательным человеком. Река способствовала умиротворенности русича; степь превращала его в труженика-воина, защитника Отечества.

Ментальность и особенности характера древнего русича нашли воплощение и в древнерусском искусстве и дохристианских верованиях. Языческие представления русичей являют собой особый мир со-бытия человека и природы. Русичи отличались миролюбивым нравом и особым – эстетическим воззрением на мир. Например, древние русичи одними из первых начали воспевать природные красоты – Слово о красе (красоте) земли Русской, Слово о полку Игореве.

После принятия Христианства в 988 году формируется особый тип культуры, основанный на слиянии дохристианских и христианских традиций и верований.

3. Традиции

Похороны

У славян было несколько погребальных обрядов. Первым, в период расцвета язычества, был обряд сожжения, с последующим насыпанием кургана.

Вторым способом хоронили так называемых «заложных» покойников - умерших подозрительной, нечистой смертью. Похороны таких умерших выражались в вышвыривании тела подальше в болото или овраг, после чего это тело заваливали сверху ветками. Обряд выполнялся именно в такой форме, чтобы не осквернять землю и воду «нечистым» покойником.

Погребение в землю, привычное в наше время, широко распространилось только после принятия христианства.

Главой Древнерусского государства являлся великий Киевский князь, который одновременно был главой феодальной иерархии, законодателем, военным предводителем, адресатом дани и верховным судьей. Власть великого Киевского князя была наследственной и передавалась по лествичному принципу, т. е.следующему по старшинству удельному князю. Однако надо сказать, что этот принцип довольно часто нарушался, и борьба за великокняжеский престол между удельными князьями «Рюрикова дома» была характерной чертой политического строя Древней Руси .Опорой княжеской власти в Древней Руси была княжеская дружина . На ранних этапах своего существования княжеская дружина жила в основном за счет военных походов, внешней торговли и дани, собираемой с подвластного населения (полюдье), а затем (с середины ХI в.) приняла самое активное участие в процессе складывания феодальной земельной собственности.

Сама княжеская дружина делилась на две части: старшую и младшую. Старшая дружина (гриди, огнищане, тиуны и бояре) не только участвовала во всех военных походах и дипломатических сношениях с иностранными державами, но и принимала самое активное участие в управлении княжеским домениальным хозяйством (тиуны, огнищане) и государством в качестве княжеских посадников и волостелей. Младшая дружина (детские, отроки) представляла собой личную гвардию князя, которая также участвовала во всех военных походах и выполняла отдельные поручения князя по управлению его домениальным хозяйством и государством в качестве стражей общественного порядка, мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т. д.

с середины ХI в. начинается процесс разложения княжеской дружины как сугубо военной организации и происходит становление боярского вотчинного землевладения, которое формировалось:

1) через пожалование государственной земли в частное неотчуждаемое владение (аллод или вотчина);

2) либо через пожалование земли из княжеского домена в частное, но отчуждаемое владение (лен или феод).



8. Международные связи Древнерусского государства.

Ближайшим южным соседом Древнерусского государства являлась Византия. Мирные отношения сменялись военными конфликтами.. Новый этап византийско-древнерусских отношений приходится на время княжения Святослава -сына Игоря и Ольги. Разгром Хазарии и продвижение Руси в Причерноморье очень беспокоили Византию. Император Никифор II решил столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию, рассчитывая их взаимно ослабить. Каково же было изумление императора, когда Святослав одержал победу и обосновался на Нижнем Дунае в городе Переяславце! Возникла угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которыми Византия не смогла бы соперничать. Чтобы не допустить такого поворота событий, византийские дипломаты сумели направить против Руси печенегов. Пока Святослав пребывал в Болгарии, они едва не взяли Киев. Святослав заключил союз е болгарским царем Борисом против Византии. Началась война. Военные действия проходили с переменным успехом. Киевскому князю пришлось согласиться на заключение договора. По этому договору Святослав терял все, что было завоевано им на Балканах. Русская дружина по- лучила возможность вернуться на Русь со своим вооружением. По дороге домой на них напали печенеги, подкупленные византийской дипломатией. Святослав погиб в бою. При Владимире отношения с Византией вступили в новый этап, ознаменованный принятием Русью христианства. Византийский император Василий II обратился к Владимиру за помощью в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию и угрожал Константинополю. За это император пообещал отдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Киевский князь выполнил условия договора, а вот император не спешил. Чтобы вынудить его соблюсти условия, Владимир осадил Херсонес и взял его. Императору пришлось выполнить соглашение. Только после этого Владимир принял христианство

9. Средневековье как стадия исторического процесса: производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология

В XIV в. внешняя политика окончательно выделилась в специфическую и важную сферу государственного управления России. Произошло расширение объема международной информации, усложнение дипломатических отношений, а самое главное - определились внешнеполитические приоритеты и национально-государственные интересы страны. Сложность включения России в международную жизнь Европы и Азии заключалась в том, что происходило это в эпоху первого этапа складывания мировой системы. Формировалось ядро из передовых государств Западной Европы. Уплотнялась сеть международных связей, резко возросла их эффективность, значимость для внутреннего развития каждого государства, включавшегося в систему. Заметно усложнилась структура и формы международного общения. Сформулированные в последней трети XV в. цели российской дипломатии определяли ее деятельность в течение ближайших двух-трех столетий. Главным для России было западное направление. Страна стала важным элементом восточно- и североевропейской подсистемы государств. ."Западное направление становится - и притом надолго - ведущим в русской дипломатии. Внутренние сложности Литовского княжества были прекрасно использованы московским правительством: западная граница была отодвинута на сотню с лишним километров, практически все Верховские княжества и Северская земля (захваченные в свое время Литвой) перешли под власть Москвы. Важной и самостоятельной частью русской внешней политики стал балтийский вопрос: Россия добивалась гарантий равных условий - правовых и экономических - участия русских купцов в морской торговле. Связи с Италией, Венгрией, Молдовой обеспечили мощный приток в страну специалистов разного профиля и многократно расширили горизонт культурного общения. После ликвидации зависимости от Золотой Орды Русь объективно становится сильнейшим государством в бассейне Волги по экономическому, демографическому и военному потенциалу. Ее намерения не ограничены традиционными пределами. Вслед за новгородцами XII-XIV вв. отряды русских войск, артели купцов и промысловиков приступают к освоению бескрайних просторов Урала и Зауралья. Совершенный в 1499 г. поход на Югру, на земли нижней Оби обозначил цели и ориентиры московской экспансии на восток. Рождавшееся Российское государство прочно вошло в сложную систему международных отношений

10. Причины, место и сущность феодальной раздробленности в историческом процессе.

На Руси период феодальной раздробленности начинается с 30х г.г. XII в. В 1132 г. умирает великий князь киевский Мстислав. На месте единого государства возникли суверенные княжества, по масштабам равные западноевропейским королевствам. Раньше других обособились Новгород и Полоцк; вслед за ними - Галич, Волынь и Чернигов и т.д. Продолжался период феодальной раздробленности на Руси до конца XV в. Феодальная раздробленность стала новой формой государственности в условиях бурного роста производительных сил и в значительной степени была обусловлена этим процессом. Крупной экономической силой стали города Связи с рынком отдельных феодальных вотчин и крестьянских общин были весьма слабыми. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. В условиях господства натурального хозяйства была возможность у каждого региона отделиться от центра и существовать как самостоятельная земля Феодальная раздробленность явилась результатом исторической интеграции. Шел рост феодализма вширь и укрепление его на местах, оформлялись феодальные отношения. Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности. В центрах каждого из княжеств сложились свои, местные династии. Каждое из новых княжеств полностью удовлетворяло потребности феодалов: из любой столицы XII в. можно было доскакать до границы этого княжества за три дня. В целом начальная фаза феодальной раздробленности характеризуется бурным ростом городов и ярким расцветом культуры XII - начала XIII вв. во всех ее проявлениях. Новая политическая форма содействовала прогрессивному развитию, создала условия для выражения местных творческих сил. отрицательные стороны эпохи феодальной раздробленности:

1. Явное ослабление общего военного потенциала, облегчающее иноземное завоевание.

2. Междоусобные войны.

3. Возрастающее дробление княжеских владений В каждом из выделившихся княжеств земель на начальном этапе феодальной раздробленности происходили сходные процессы:

1. Рост дворянства дворцовых слуг.

2. Укрепление позиций старого боярства.

3. Рост городов - сложного социального организма средневековья. Объединение ремесленников, купцов в городах в «братства», «обчины», корпорации, близкие ремесленным цехам и купеческим гильдиям городов Западной Европы.

4. Развитие церкви как организации

5. Усиление противоречий между князьями и местным боярством, борьба между ними за влияние и власть.

В каждом княжестве, вследствие особенностей его исторического развития, складывалось свое соотношение сил; на поверхность выступало свое особенное сочетание перечисленных выше элементов. Московского государства, звено между домонгольским периодом русской истории и всей последующей историей. В Новгороде бояре смогли подчинить себе князей и установили боярскую феодальную республику.

Новгород Великий - один из крупнейших городов средневековой. Ремесленный и торговый центр Окончательно независимым от Киева стал после «новгородская революция» - восстание горожан, арест и изгнание князя Всеволода Мстиславовича, Высшим органом власти Новгородской феодальной республики было вече, в котором могли участвовать все свободные жители города. Вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц. Вече принимало или отклоняло решения, готовил же их Совет господ. Фактически хозяевами в городе были крупнейшие бояре Новгорода - 300 «золотых поясов». Боярство Новгорода - мощная корпоративная сила Вече выбирало главу новгородской церкви - епископа. Он контролировал казну, внешние сношения Новгорода, торговые меры и вершил церковный суд, имел свой военный полк, возглавлял Совет господ, был крупнейшим землевладельцем Новгорода. Вече избирало посадника - главу правительства (суд и управление), тысяцкого (главу городского ополчения). Высшие должности замещались только боярами, иногда даже по наследству. Вече приглашало князя с дружиной как военачальника всех вооруженных сил в случае войны или похода, заключало с ним договор. Князьям и их дружинникам запрещалось приобретать земли на территории республики, вести торговлю. Самостоятельная история Новгорода Великого закончилась в XV. Особая ситуация сложилась в Киеве. С одной стороны, он стал первым среди равных. Вскоре некоторые русские земли догнали и даже опередили его в своем развитии. С другой стороны, Киев оставался «яблоком раздора». Киев «отвоевывал», например, Юрий Долгорукий - владимиросуздальский князь; в 1154 г. он добился киевского престола и просидел на нем до 1157 г. На Киев посылал полки и его сын - Андрей Боголюбский - и т.д. В таких условиях киевское боярство ввело любопытную систему соправительства, которая продержалась всю вторую половину XII в. Смысл этой оригинальной меры заключался в следующем: одновременно в Киевскую землю приглашались представители двух враждующих ветвей тем самым устанавливалось относительное равновесие и отчасти устранялись усобицы. Один из князей жил в Киеве, другой - в Белгороде В военные походы они выступали совместно и дипломатическую переписку вели согласованно.

Политический строй Древнерусского государства IX-X вв. являлся раннефеодальной монархией во главе с киевским князем, опиравшимся на профессиональную дружину. Киевский князь осуществлял в первое время, в основном, внешнеполитические функции военного характера. Плату за услуги он брал данью с покорённых племён. В дальнейшем, у него появились и судебные функции, за исполнение которых киевский князь получал штрафы, взимаемые с преступников. Передача княжеской власти осуществлялась по принципу родового старшинства, т.е. старший в роде Рюриковом становился киевским князем. Таким образом, старший брат передавал бразды правления младшему и только потом - племяннику. Следует заметить, что принцип родового старшинства или «старейшинства» довольно часто нарушался, что приводило к военным столкновениям.

Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась «смердами!». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категорий населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Создание мощного государства, соединившую большинство восточнославянских земель и, в первую очередь, Среднее Поднепровье во главе с Киевом и Северо-Западную Русь во главе с Новгородом, способствовало освобождению части восточнославянских земель из-под власти хазар. Укрепилась оборона границ. За Русью прочно были закреплены спорные с Польшей «Червенские города». Активизировалось наступление Руси на юго-западе, западе, юго-востоке, временами границы Руси подходили к Дунаю. Хазария была сокрушена, а русские поселения появились на Дону и Таманском полуострове.

Стабилизировалась экономика страны, осваивались новые пахатные земли, совершенствовалось земледелие, развивались ремесла, торговые связи внутри страны и ближайшем зарубежными соседями, появились новые городские центры, а старые города быстро набирали силу.

Складывающаяся государственная власть способствовала всем этим переменам. В свою очередь прогрессивное развитие страны содействовало стабилизации власти, ее развитию и совершенствованию в связи с запросами времени. В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. Все они были членами младшей дружины и в тоже время оказывали различные услуги, как в великокняжеском дворце, так и в княжеских делах. Дружины старшая и младшая, прежде выполнявшие чисто военные функции, с конца 10 века и в течение всего 11 века все более сливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти.

В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии - на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов. Сам же великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко как верховный военачальник шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной. И чем больше распадались, исчезали остатки старого родоплеменного строя, тем больше возрастала роль великого князя и его аппарата управления в центре и на местах.

Княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала уголовные преступления, насилие против личности, защищала права собственности, на которых держалось и прогрессировало общество. К тому же, не смотря на развитие в обществе социальной розни, в нем еще четко не обозначились отдельные классы, социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом. Одновременно с установлением власти великого киевского князя над всеми восточнославянскими землями шел и другой процесс: обогащение одних и обеднение других, появление в общине богатых землевладельцев и людей, потерявших землю, нищенствующих, вынужденных идти на работу к своим разбогатевшим соседям.

К середине 11 века этот процесс продвинулся далеко вперед. К этому времени относится образование собственных земельных владений, личных больших хозяйств бояр и дружинников.

С 11 века отмечены и появления церковных земельных владений. Великие князья представляли эти владения высшим иерархам церкви - митрополиту, епископам, монастырям, церквам.

Города у восточных славян зародились задолго до возникновения единого государства. Большую экономическую мощь, богатство, известность приобрели города, которые сочетали в себе целый комплекс наиболее важных городских черт. Они были политическим и административными центрами. Там жил князь, его бояре, размещалась княжеская дружина. Там князь со своими помощниками правил суд, от сюда управлял подвластными землями. Одновременно города росли и расширялись как торговые и ремесленные центры. Здесь же сосредотачивалась религиозная жизнь, стояли наиболее важные храмы княжества, жили и исправляли свои христианские службы митрополит и епископ, стояли крупные монастыри.

В то же время города, как правило, занимали весьма выгодные военно-стратегические позиции. Они заключали в себе качества неприступных замков-крепостей, но масштабы их были неизмеримо больше. Такие города и были центрами культуры. В них расцветало искусство, создавались летописи, организовывались библиотеки. Все это с самого начала формирования крупных городов Руси и определило городскую жизнь. По многим большим и малым городам Руси шумели торги. Каждый город был к тому же центром торговли всей ближайшей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городков и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить, что либо необходимое в хозяйстве.

Армия, военные люди являлись неотделенной частью древнерусского общества, неотделимой чертой жизни русских городов, органической частью уклада великокняжеского дворца, дворцов других князей и бояр.

Прошли те времена, когда против врага поднималось все племя и когда великие князья вели с собой в далекие походы десятки тысяч своих соплеменников, ставя под свои боевые стяги значительную часть мужского населения различных княжений во главе со своими князьями. На долю этих временных боевых формирований приходилась часть военной добычи и ежегодной дани, уплачиваемой побежденным врагом. На их долю приходились и тяжкие поражения и тысячи смертей, обескровливающие развивающуюся страну.

С созданием сильного и относительно единого государства военное дело оказалось в руках профессиональных воинов, для которых война стала смыслом жизни. Профессиональные войны служили князю и находились на его содержании. Для старшей дружины это была раздача «кормлений», позднее земель, для младшей - содержание на довольстве, выплата денег, части захваченной добычи и т.д. Но дружина была лишь частью древнерусского войска. Другой его частью был «полк», простые «вои» - смерды и ремесленники.

Нередко вместе с руссами в поход выступали наемные или союзные иноплеменные войска: варяги либо отряды дружественных кочевников - торков, берендеев. Привлекали киевские князья на службу также и печенегов, а позднее половцев.

Наемники и союзники, как правило, не сливались с русским войском, подчинялись своим командирам. В случае неудач они не редко бежали с поля боя, оголяя фронт.

государство восточный славянин древнерусский

Политический строй древнерусского государства IX -X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Некоторые князья, временно правившие на Руси, например новгородский князь Рюрик (вторая половина IX в.) или Олег (конец IX - начало X в.), были варягами по происхождению, захватившими власть в русских землях.

Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и пр.

С помощью дружины, как мы уже отмечали, князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших «в состав древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян.

Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению).

В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско. В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море.

С.В. Юшков полагал, что Древнерусское государство возникло и некоторое время существовало как государство дофеодальное. Современные исследователи в большинстве своем считают это государство с самого начала раннефеодальным. В качестве такового ему были свойственны определенные характерные черты.

Организация государственного единства. Проблема эта вызвала большие споры как в дореволюционной, так и в современной литературе. Некоторые авторы утверждают даже, что в IX в. вообще не существовало единого Древнерусского государства, а был лишь союз племенных союзов. Более осторожные исследователи полагают, что с IX до середины X в. можно говорить о союзе местных княжеств, т.е. государств. Кое-кто считает, что имела место федерация, хотя институт этот не свойствен феодальному государству, а возникает лишь в буржуазном и социалистическом. При этом утверждают, что федерация существовала не только на начальном этапе развития Древнерусского государства, но и на всем протяжении его истории.



Думается, что более убедительной выглядит точка зрения С.В. Юшкова, который считал, что Древнерусскому государству свойственна типичная для раннего феодализма система отношений сюзеренитета-вассалитета, предполагающая, что вся структура государства покоится на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависит от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны помогать своему сеньору, прежде всего состоять в его войске, а также платить ему дань. В свою очередь, сеньор обязан обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладает иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великих князей были местные князья. Главными иммунитетными правами были: право взимания дани и право вершить суд с получением соответствующих доходов.

Государственный механизм. Древнерусского государства можно назвать монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь сосредоточивал в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о 83 своих больших походах. Некоторые князья погибали в бою, как это случилось, например, со Святославом.



Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода международные договоры - военного, торгового и иного характера. Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы. Уже в X в. Древнерусское государство вступило в договорные отношения с Византией, Хазарией, Болгарией, Германией, а также с венграми, варягами, печенегами и др. Дипломатические переговоры возглавлял и сам монарх, как это было, например, с княгиней Ольгой, ездившей с посольством в Византию. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя выросла из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжи мужи.

Иногда в Древнерусском государстве созывались также феодальные съезды, съезды верхушки феодалов, решавшие междукняжеские споры и некоторые иные важнейшие дела. По мнению С.В. Юшкова, именно на таком съезде была принята Правда Ярославичей.

В Древнерусском государстве существовало и вече, выросшее из древнего народного собрания. В науке идут споры о распространенности веча на Руси и его значении в отдельных землях. Бесспорна высокая активность веча в Новгороде; что же касается его роли в Киевской земле, то источники не позволяют ответить на этот вопрос однозначно.

Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления. Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом.

Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. В великокняжеском хозяйстве имелись разного рода слуги, ведавшие удовлетворением тех или иных жизненных потребностей: дворецкие, конюшие и пр. Со временем князья поручают этим лицам какие-либо сферы управления, так или иначе связанные с их первоначальной деятельностью, предоставляют им для этого необходимые средства. Так личный слуга становится государственным деятелем, администратором.

Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления.

Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Они жили обычно на княжеском дворе или вокруг него и всегда были готовы идти в любые походы, в которых искали добычу и развлечения. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку феодалов, которая в большой мере определяла политику князя. Вассалы великого князя приводили с собой дружины, а также ополчение из своих слуг и крестьян. Каждый мужчина умел владеть оружием, правда, весьма нехитрым в то время. Боярских и княжеских сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их с собой в поход.

Города или во всяком случае их центральная часть были крепостями, замками, защищавшимися в случае необходимости не только княжеской дружиной, но и всем населением города. Владимир Святославич для обороны от печенегов построил цепь крепостей на левобережье Днепра, набрав для них гарнизоны из северных русских земель.

Князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, а позже степных кочевников (каракалпаков и пр.).

В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая, как уже говорилось, самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников - лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Вирников сопровождала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд - право феодала самому судить зависимых от него людей. Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

Государственное управление, войны, да и личные потребности князей и их окружения требовали, конечно, немалых денег. Кроме доходов от собственных земель, от феодальной эксплуатации крестьян, князья установили и систему налогов, дани.

Дани предшествовали добровольные дары членов племени своему князю и дружине. Позже эти дары стали обязательным налогом, и сама уплата дани стала признаком подчиненности, откуда и родилось слово подданный, т.е. находящийся под данью.

Первоначально дань собиралась путем полюдья, когда князья, обычно раз в год, объезжали подвластные земли и собирали доходы непосредственно со своих подданных. Печальная судьба великого князя Игоря, убитого древлянами за чрезмерные поборы, заставила его вдову княгиню Ольгу упорядочить систему взимания государственных доходов. Она учредила так называемые погосты, т.е. специальные пункты сбора дани. В науке существуют и другие представления о погостах.

Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Меха куницы, белки были определенной денежной единицей. Даже когда они теряли товарный вид, их ценность как платежного средства не исчезала, если на них сохранялся княжеский знак. Это были как бы первые русские ассигнации. На Руси не было своих месторождений драгоценных металлов, поэтому уже с VIII в. в оборот входит наряду с мехами иностранная валюта (дирхемы, позже - денарии). Эта валюта часто переплавлялась в русские гривны.

Важным элементом политической системы древнерусского общества стала церковь, тесно связанная с государством. Первоначально Владимир Святославич упорядочил языческий культ, установив систему шести богов во главе с богом грозы и войны - Перуном. Затем, однако, он крестил Русь, введя наиболее удобную для феодализма христианскую религию, проповедующую божественное происхождение власти монарха, покорность трудящихся государству и т.д.

В науке существует спор о том, откуда пришла к нам новая религия. По летописному преданию Владимир, прежде чем изменить религии предков, позвал представителей разных стран и разных церквей. Из Хазарского каганата, где, как мы помним, верхушка общества исповедовала иудейство, приехали апологеты этой религии. Из Волжской Булгарии прибыли защитники мусульманства. Но всех победили христианские миссионеры, убедившие великого князя киевского в преимуществах своей религии и церкви. Результат раздумий Владимира известен. Однако спорно, откуда именно прибыли христианские проповедники. Наиболее распространено мнение, что это были византийские миссионеры. Однако некоторые исследователи предполагают, что христианство пришло к нам из Дунайской Болгарии, Моравии, даже Рима. Есть версия и о том, что введение христианства тоже не обошлось без варягов, во всяком случае, современные исследователи видят в древнерусском православии не только южное, но и западноевропейское влияние.

Не случайно, поэтому введение христианства вызвало упорное сопротивление народа. Даже дореволюционные авторы отмечали, что крещение Руси проходило порой огнем и мечом, как это было, например, в Новгороде. Вооруженное сопротивление миссионерам имело место и в других городах. Конечно, здесь сказались не только классовые, но и чисто религиозные мотивы: люди, веками привыкшие к вере отцов и дедов, не хотели без видимых причин от нее отступаться. Особенно это имело место в северных районах Руси.

Во главе православной церкви стоял митрополит, назначавшийся первоначально из Византии, а затем и великими князьями. В отдельных русских землях церковь возглавлялась епископом.

Заключение.

В результате написания курсовой работы мы сделали следующие выводы:

1. Древнерусское государство явилось важнейшей вехой в истории народов нашей страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала сильнейшее влияние на судьбы мировой истории.

2. Древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех крупнейших славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.

3. Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

4. Громадное значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, дожили и до Московского государства. Имели они значение и для права соседних народов.

5. Киевская Русь проводила активную внутреннюю и внешнюю политику, воевала со своими соседями расширяла территорию и укрепляла внутренние связи между объединёнными племенами.

6. Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII в.

Таким образом, в Древнерусском государстве сложилась форма раннефеодальной монархии, которая сохранилась потом и у ее преемников на протяжении нескольких веков.

Список использованной литературы.

1. Андреев, И.А. Основы государства и права [Текст]: Учебник / И.А. Андреева. – М.: Наука, 2006.

2. Анохин Г.И. Новая гипотеза производства государства на Руси. // Вопросы философии и истории. – 2004. - №4

3. Быстренко, В.И. История государственного управления и самоуправления в России [Текст]: Монография / В.И. Быстренко. – М.: Дело, 2002.

4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XII вв.). - М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006г.;

6. Карамзин Н.М. «История Государства Российского»// М. 2002г;

7. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. – Т.1 Курс русской истории.

8. Маркова А.Н. История государственного управления в России [Текст]: Учебник /. – М.: Наука, 2001.

10. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Учеб. История России с древнейших времен до наших дней – М 2001;

11. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X - начало XII в. - М.: Мысль, 1984.

12. Скрынников Р.Г. Русь X – XVII в.; Учеб пособие. СПб.,1999;

13. Смирнов А.Н., Древние славяне. Москва, 1990;

14. Титов Ю.П. История государства и права России [Текст]: Учебник /– М.: Феникс, 2001.

15. Чибиряев С.А. История государства и права России [Текст]: Учебник для вузов /– СПб: Питер, 2004.

16. Чистяков О.И. История отечественного государства и права [Текст]. Часть 1: Учебник. Изд-е третье, перер. и доп. – М.: Юристъ, 2004.