Возможно использование различных предметов игрушек. Введение ребёнка в игру предметов-заместителей

Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов заместителей. Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов-заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых моделей.

Предмет-заместитель - это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер. Игрушка-самоделка - это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом. Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки.

Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала. Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Происходит это, как правило, в первой младшей группе, хотя и на втором году жизни ребенку можно показать способ игры с предметами-заместителями (напоить куклу из чашки в виде кубика).

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно - игровой среды:

  • Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.
  • Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик).
  • Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки. Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие - они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинает «чистить, и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им - «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом.

Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай я попробую». Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные.

Например, свернутый пушистый платок - это котенок, которого укладывают спать. Необходимо обыгрывать любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания. Например, дать пузырек и сказать, что это принцесса, и она очень хочет спать, или дать кубик и попросить ребенка покатать машинку. Если малыш затрудняется, то показать, как вы это сделали, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие задания усложняются. По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо - это «шляпа», придерживает его на боку - «карманчик», повесит на руку - «сумочка», тянет колечко по столу - «машина» и др. Если в самостоятельной игре ребенок использует заместитель, нужно обязательно спросить, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр. Часто бывает необходимо «обрамление» воображаемой ситуацией предметных действий ребенка: «Не праздник ли сегодня у кукол?» При бесцельном манипулировании ребенка с игрушкой воспитатель сам приписывает действию сюжетный смысл: «Что это у тебя? Это арбуз? Ты его ешь? Куклы тоже хотят арбуза». Возможно, обыгрывание случайно возникшего действия: «Что пьет кукла - молоко или чай?», а также сравнение ситуаций в реальной жизни и в игре: «Где ты сидишь во время обеда? Почему же кукла сидит на полу? Разве ей удобно? Куда ее нужно посадить?» Нужно вводить в игры кроме заместителей воображаемые предметы.

Необходимо включать ребенка в любую деятельность. Например: стирая, говорите: «Сейчас я опущу белье в машину. Теперь я включу ее. Она загудела: «у-у-у», вода в ней забулькала: «Буль-буль», а белье закувыркалось и заохало: «ох-ох». Затем после такой «совместной деятельности» нужно разыграть эту ситуацию на предметах-заместителях. При обучении детей действиям с предметами-заместителями два-три раза в неделю воспитателем создаются проблемно-игровые ситуации: «Кукла Оля испачкала свое платье»; «Обезьянка ждет гостей»; «У лисички нет домика» и др. Для этого воспитатель специально организует предметную среду. Например, в кукольном уголке сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит обезьянка. Воспитатель помогает детям заметить необычность обстановки, обнаружить проблему и разрешить ее: постирать кукле платье, построить для лисички домик из кирпичиков и др.

Также можно использовать специальные игры-упражнения. Например: Игра «Во что с этим можно поиграть?» Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов. Например: палочка - градусник, ложка, ручка; стульчик - самолет, конь; зонтик - гриб, парашют; веревка - пояс, змея, дорожка, ручеек. Для этой игры можно использовать любые предметы. Игра «Что я делаю?» Взрослый изображает различные действия без предметов или с заменяющими предметами, а ребенок должен угадать, какое действие показывают.
Примерный список действий: умывание, причесывание, измерение температуры, мытье рук, вытирание пыли, подметание пола, мытье посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.

Оксана Ширяева

Большим значением для развития сюжетно -ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей , что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор предметов-заместителей , также как и игрушек в своей группе, осуществляю соответственно теме игры и возрасту детей. Я в своей работе с детьми использую предметы-заместители , которые могут заменить детям в игре различные предметы . Для этого был разработан альбом, в котором были помещены "подсказки" для детей - чем может быть палочка, мозайка или кирпичик. В дальнейшем дети уже самостоятельно выбирали предмет -заместитель и использовали его в игре.





Публикации по теме:

«Предметы-заместители в детской игре» Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес. В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру». В этой игре объединились несколько игровых.

Уважаемые родители и воспитатели! Вы можете сделать игрушки для детей своими руками! У нас новые товары в сюжетно-ролевой игре "магазин":.

Картотека сюжетно-ролевых игр «Строим дом» Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Научить.

Консультация для родителей «В игре все может быть всем, или зачем нужны предметы-заместители» Чащина Елена Ивановна, воспитатель МДОУ Юго-Камский сад №3, Пермского района, Пермского края Консультация для родителей «В игре всё может.

Благодаря играм дети обучаются всему самому необходимому, раскрываются их таланты, дети учатся дружбе, взаимопомощи и уважению. Поэтому.

Планирование сюжетно-ролевых игр в младшей группе Игра - это основной вид деятельности. Очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят.

Моделирование сюжетно-ролевых игр в старшей группе Сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место в жизни детей 4–5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится.

Парихмахерская и печка для сюжетно ролевых игр на участке. Взяла две большие коробки из под яиц склеила. Цветные мусорные пакеты.

Игра возникает не сразу, она проходит несколько этапов развития.

На первом году жизни сюжетные игрушки выступают для ребенка в том же качестве, как и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, грызет и пр. Если взрослые показывают ребенку, как можно играть с такими игрушками, то к году малыш начинает усваивать игровое назначение предметов: вместе со взрослым кормит куклу, укладывает ее спать, купает.

На втором году жизни круг игрушек, которыми играет ребенок, расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другие, похожие на него. Так, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то постепенно он начинает укладывать спать и другие игрушки. Все больше растет интерес ребенка к играм с сюжетными игрушками, увеличивается число игровых сюжетов. Малыш начинает играть не только по инициативе взрослых, но и по собственному желанию. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т.е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, поит куклу из чашки, но не может “угостить” ее конфетой, которой нет среди игрушек). Самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, они часто переплетаются с манипуляциями. Однако, если взрослые уделяют специальное внимание организации сюжетных игр ребенка, то уже к концу второго года жизни у малыша развивается достаточно выраженный интерес к игре, игровые действия постепенно теряют исключительно подражательный характер, малыш начинает все активнее варьировать игрушки и игровые действия, которые становятся все более разнообразными и развернутыми. Все большее место в игре занимают воображаемые действия с отсутствующими предметами (например, ребенок подносит пустую ладошку ко рту куклы или помешивает в пустой кастрюльке “еду”). Однако все эти элементы игры еще очень неустойчивы и в отсутствии взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становления игры.

На третьем году жизни ребенка процессуальная игра достигает своего расцвета. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается ее продолжительность, игра становится все более самостоятельной. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними.
На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная “проработка” выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных предметов.
Но, пожалуй, главное достижение этого возраста – бурный рост воображения, для которого игра – самая благоприятная почва. Это выражается в резком увеличении замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большую изобретательность и настоящее творчество. Например, ребенок может использовать один и тот же кубик вместо хлеба, конфеты, столика, плиты, мыла, шарик – вместо яичка, яблочка, помидора, орешка, таблетки и пр. Такая игра становится по настоящему творческой.
Важную роль в процессе развития творческой сюжетной игры играет речь, которая позволяет ребенку лучше осмыслить то, что он делает, развивает его способность строить диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого.

Какие условия способствуют возникновению процессуальной игры?

Прежде всего, это обогащение жизненного опыта детей. Следует помнить, что дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им хорошо знакомо. Поэтому для возникновения игры необходимо создать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Это можно делать несколькими способами.
Во-первых, через наблюдение за поведением взрослых и сверстников, обсуждения их действий за столом, перед сном, во время умывания, переодевания, на прогулке, комментируя то, что видят дети. Например: “Сейчас мы будем кушать. Сначала завяжу всем салфетку, чтобы платьице и рубашечку не испачкать. Вот Катина салфеточка, вот кашку положим на тарелочках. Ой, горячая, подуть надо. Подуй на кашку. Вот так. Где ложки?. Вот как хорошо мы едим. А это компот в чашке. Возьмем чашку за ручку, будем пить.” Взрослый привлекает внимание детей к тому, как взрослые моют посуду, вытирают пол, застилают кроватки, умывают малышей.
Во-вторых, следует привлекать детей к посильному участию в жизни семьи (предлагать помочь принести тарелки, разложить ложки, хлеб, вытереть салфеткой стол, поправить одеяло и подушку на кроватке после дневного сна).
В-третьих, через чтение им детских книжек, совместное рассматривание и обсуждение картинок, рассказывание доступных пониманию малышей и интересных для них эпизодов из жизни взрослых, других детей, животных.

Важно помнить, что игра - не формальное занятие, она, прежде всего, должна доставлять удовольствие. Знакомя ребенка с сюжетом игры, показывая ему игровые действия, следует отказаться от поучающего тона, замечаний. Не следует давать команды («покорми Лялю», «искупай собачку»), значительно лучше использовать косвенные методы стимуляции (например, сказать: «Кажется, Ляля хочет кушать. Давай покормим ее?» или спросить: «Твой мишка уже искупался?»), чаще обращаться к ребенку от имени персонажа, чем от своего имени (например, «Ляля просит», «Мишутка говорит»).

Внимательный взрослый сумеет почти любое действие ребенка с предметами преобразовать в условное, в действие “понарошку”. В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать чисто условные действия “с отсутствующим предметом”, например, взрослый подносит пустую ладонь ко рту куклы и предлагает ей попить или протягивает ей пустую щепотку, объясняя, что это конфета. Ребенок умеет выполнять такие движения и с удовольствием повторяет их вслед за взрослым уже в игровом плане. Малыши очень любят, когда взрослый просит их “покормить” его, с улыбкой наблюдают, как старший партнер старательно “жует” или “пьет”, сразу же переносят это действие на себя, затем на куклу, на другого ребенка, который оказывается рядом и т.д.

На первых этапах развития игры инициатива принадлежит преимущественно взрослому. Он рассказывает и показывает, что и как можно делать с игрушками, комментирует свои действия и действия персонажа и т.д. Если ребенок не играет по собственной инициативе, взрослый старается “обыграть” действия малыша, придать им игровой смысл или вовлекает его в свою игру: просит малыша помочь ему (например, подать чашку, принести кастрюльку, вытереть салфеткой головку собачки), предлагает закончить начатое действие или распределить действия (“Давай, я покормлю мишку, а ты его покачаешь?”).

После того, как малыш начал играть самостоятельно, для него уже не столь необходимо постоянное участие в игре взрослого, хотя его помощь по-прежнему нужна.
Речевое сопровождение игры значительно расширяет ее возможности. Речь позволяет создать полнокровный, детализированный образ-роль и замещение предмета.
Если ребенок еще не умеет говорить, взрослый делает это за него, обращаясь к игрушкам от его имени или обращаясь к малышу от имени игрушек. Он задает куклам вопросы, предлагает что-то, комментирует свои и их действия, сопровождает их ласковыми словами, песенками или стишками. Например, во время укладывания куклы спать, приговаривает: “Вот тебе под спинку мягкую перинку. Сверху на перинку чистую простынку. Вот тебе под ушки белые подушки. Одеяльце на пуху и платочек наверху”. Стимулировать общение с персонажами нужно также с помощью обращений к ребенку от их имени (“Ляля сказала…”, “Мишка говорит…”, “Петушок просит…” и т.д.). Вместе с тем, не следует забывать о том, что игра в раннем возрасте имеет преимущественно действенный характер, а темпы развития речи у детей очень индивидуальны.

Одним из способов обогащения детской игры является увеличение числа игрушек. Стараясь не перегружать ситуацию слишком большим количеством игрушек, которое может спровоцировать хаотическое поведение малыша, не следует и резко ограничивать их число одним - двумя предметами. Например, наблюдая, как ребенок кормит кукол, можно предложить ему использовать не только тарелку, чашку и ложку (в этом возрасте дети часто “застревают” на однотипных действиях с одним и тем же предметом), но и мисочки, кастрюльку, сковородку. Со временем этот набор предметов может быть увеличен. Тем самым обогащается и состав игровых действий.

Введение в игру предметов-заместителей.

Включение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает ее более интересной, содержательной и творческой. Замещение нужных для игры, но реально отсутствующих предметов другими, как правило, не имеющими четко определенной функции предметами, позволяет ребенку разнообразить игру, стимулирует развитие его воображения и фантазии. Дети, умеющие играть с предметами-заместителями, к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки. Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает усваивать смысл действий «понарошку».
В качестве заместителей могут выступать палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пр. Их лучше хранить в определенном месте, например, в коробке из-под обуви неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил слишком много времени на их поиски и не отвлекался от игры.
Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Взрослый наблюдает, как ребенок кормит собачку за столиком, на котором расставлена посуда. Он подсаживается к малышу, присоединяется к его игре, интересуется, что кушает его собачка. Получив тот или иной ответ, взрослый обращается к ребенку от имени собачки: «Саша, дай мне, пожалуйста, кусочек хлеба». Затем комментирует просьбу собачки: «Собачки очень любят хлебушек. Давай покормим ее? Где у нас хлеб?».
Ребенок разглядывает игрушки, растерянно молчит.
Воспитатель: “ Да вот же он (берет со стола кубик и протягивает малышу)! Давай, как будто это хлеб?”.
Ребенок берет кубик и подносит его ко рту собачки.
Взрослый комментирует действия собачки, спрашивает у нее, вкусный ли хлебушек, отвечает за нее, предлагает покормить хлебушком кошечку и т.д.
Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения, и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр, он постепенно начнет и сам использовать предметы-заместители - сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.
Важную роль в становлении замещений играет слово. Образ предмета, который ребенок замещает чем-либо, часто бывает аморфным, неопределенным (например, кубик может символизировать еду вообще, а не какой-то определенный ее вид). В этом случае и действие замещения очень схематично и неопределенно. Обозначение предмета или действия словом делает игру более осознанной, существенно обогащает ее процессуальную сторону, помогает ребенку конкретизировать образы предметов, и в то же время гибко изменять их в соответствии с условиями игры.
Приведем пример. Взрослый замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и подносит ко рту куклы. Взрослый спрашивает его: “Чем ты кормишь куколку?”. Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый: “Может быть, это яичко?”. Ребенок согласно кивает головой: “Яичко”. После этого он быстро берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» его от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.
Из этого примера видно, что маленький ребенок уже использует предмет в игровом значении, но смысл произведенного им замещения ему пока еще не очень ясен. Подсказка взрослого помогла малышу представить определенный образ, который сразу же стимулировал соответствующее действие с замещающим его предметом. Таким образом, слово помогло “расцветить” игровое действие, сделать его развернутым и интересным для ребенка.
Постепенно, по мере развития игры, ребенок и сам начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет-заместитель.

Что такое предметы-заместители и для чего они нужны

Предметы-заместители - это игровой материал, замещающий недостающие в игре предметы. Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребёнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением.

Введение ребёнка в игру предметов-заместителей

Вводить в игру предметы-заместители можно по мере того, как ребенок начинает усваивать смысл действий «понарошку».

В качестве заместителей могут выступать палочки, шишки, кора дерева, кубики, шарики, бусины, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, катушки ниток, спичечные коробки, лоскуты ткани, фантики, обрезки цветной бумаги и пр. Их лучше хранить в определенном месте, например, в коробке из-под обуви неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил слишком много времени на их поиски и не отвлекался от игры.

Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение. Взрослый наблюдает, как ребенок кормит собачку за столиком, на котором расставлена посуда. Он подсаживается к малышу, присоединяется к его игре, интересуется, что кушает его собачка. Получив тот или иной ответ, взрослый обращается к ребенку от имени собачки: «Саша, дай мне, пожалуйста, кусочек хлеба». Затем комментирует просьбу собачки: «Собачки очень любят хлебушек. Давай покормим ее? Где у нас хлеб?». Ребенок разглядывает игрушки, растерянно молчит. Взрослый: “Да вот же он (берет со стола кубик и протягивает малышу)! Давай, как будто это хлеб?”. Ребенок берет кубик и подносит его ко рту собачки. Взрослый комментирует действия собачки, спрашивает у нее, вкусный ли хлебушек, отвечает за нее, предлагает покормить хлебушком кошечку и т.д.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения, и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр, он постепенно начнет и сам использовать предметы-заместители - сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

Важную роль в становлении замещений играет слово. Образ предмета, который ребенок замещает чем-либо, часто бывает неопределенным (например, кубик может символизировать еду вообще, а не какой-то определенный ее вид). В этом случае и действие замещения очень неопределенно. Обозначение предмета словом помогает ребенку конкретизировать образы предметов, и в то же время гибко изменять их в соответствии с условиями игры. Приведем пример. Взрослый замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и подносит ко рту куклы. Взрослый спрашивает его: “Чем ты кормишь куколку?”. Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый: “Может быть, это яичко?”. Ребенок согласно кивает головой: “Яичко”. После этого он быстро берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» его от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.Из этого примера видно, что маленький ребенок уже использует предмет в игровом значении, но смысл произведенного им замещения ему пока еще не очень ясен. Подсказка взрослого помогла малышу представить определенный образ, который сразу же стимулировал соответствующее действие с замещающим его предметом. Таким образом, слово помогло “расцветить” игровое действие, сделать его развернутым и интересным для ребенка.

Постепенно, по мере развития игры, ребенок и сам начнет все отчетливее представлять, что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово, обозначающее предмет-заместитель.

Светлана Кузнецова
«Использование предметов-заместителей в развитии сюжетно-ролевой игры» (из опыта работы)

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей , что создаёт «материальную основу» игры , обеспечивает развитие игры как деятельности .

Подбор предметов-заместителей , также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей .

Предметы -заместители помогают детям развернуть игру . Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов , с которыми можно непосредственно действовать. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет -заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница» -градусником, в игре «Парикмахерская» -расчёской, в игре «Уличное движение» -жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители .

Разворачивая сюжетно -ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент в своей работе делала на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями , создавала ситуации, которые стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом . Например, играя роль повара, я подготовила для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взяла палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик. После этого предложила одному из детей сварить суп. А разворачивая сюжет в игре «Автобус» я брала модули цилиндров, кубов, просила принести детей стульчики и мы строили из них автобус, выбирали шофёра, который катал ребят.

Работая с детьми средней и старшей группы, игровые действия с предметами -заместителями и игрушками отодвигаются на второй план, здесь разворачивается ролевое взаимодействие, и внимание с условных действий с предметами -заместителями смещается на ролевую речь. Тем не менее без использования предметов -заместителей никакая игра не будет насыщенной и интересной. Предложив детям игру , мы вместе обсуждали, какие атрибуты им понадобятся во время игры , какие нужно сделать и из чего будем делать, затем вместе с детьми делаем недостающие атрибуты из подручных материалов. В этом возрасте меняется тематика игр (от бытовых – к играм с трудовым, производственным сюжетом , соответственно меняется назначение предметов-заместителей , они в первую очередь необходимы для обозначения ролей (палочка или карандаш в руках ребёнка у «доски» говорит о том, что этот ребёнок играет роль учителя в игре). Иногда я подсказывала детям, какие предметы-заместители можно использовать , часто дети сами подбирали их и действовали ими по назначению. Так, например, перед игрой «Магазин овощей» мы с детьми решили, что сделаем сами из теста овощи и фрукты. Играя в «Магазин одежды» мы с детьми договорились использовать кукольные вещи с уголка ряженья и мама Вики принесла из дома детскую одежду для малышей, а Лида принесла игрушечные деньги. Благодаря игре «Самолёт» дети в группе научились делать бумажные самолётики. А подбирая атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Рыбаки» , ребята предложили на прогулке искать длинные палки или сухие ветки деревьев и из них сделать удочки. А лодки и вёсла сооружали из модулей и крупного строительного материала.

Работая с детьми на данном этапе, т. е. в подготовительной к школе группе, могу отметить, что дети самостоятельно придумывают сюжеты игр , договариваются между собой и обыгрывают сюжеты игр . Они имеют уже достаточный опыт игрового взаимодействия, поэтому их игры переросли уже в творческие, они объединяют сюжеты (например, «Больница» + «Семья» , «Детский сад» + «Библиотека» или «Семья» + «Парикмахерская» + «Больница» + «Магазин» и т. д.)

Предметы-заместители , наряду с игрушками, дети применяют для развития игрового сюжета , для обозначения ролей, но они сейчас второстепенны. Хотя дети заинтересованы в подборе атрибутов для игры . В игре детям нужны предметы более близкие по их значению к реальным, жизненным. Я их направляю, предлагаю , подсказываю, часто дети сами подбирают, предлагают атрибуты для игр , обсуждаем из чего можно сделать недостающие атрибуты, приносят их из дома. Например, для игры «Библиотека» я предложила сделать детям формуляры, а Лиза предложила сделать закладки для книг, как у её старшей сестры. Для игры «Больница» сделали с детьми карточки для регистратуры, теперь они сами их обновляют по мере необходимости. Дети приносят из дома всякие коробочки, пластмассовые бутылочки, вместе мы их обматываем скотчем, приклеиваем детские картинки и пополняем ими игровую базу. Предложив детям подумать , как можно обогатить игру «Магазин» , Егор предложил вылепить булочки из теста и мы с ребятами договорились вылепить разнообразные хлебобулочные изделия. Дети с интересом участвуют в ремонте книг, открыв «Книжную мастерскую» , проявляют инициативу, поддерживают атрибуты для игр в порядке.

Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно -ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры , в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов - заместителей разными приёмами.