Финишная обработка дерева. Полировка дерева: выбор средств для финишной обработки

В современном мире существует немало видов отделки древесины. Два самых популярных это полиуретановые лаки и тунговое масло. В то время как полиуретановый лак представляет собой синтетический материал, а тунговое масло органический и выжат прессованием из семян тунгового дерева. В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы этих двух видов финишных отделок, а также рассмотрим варианты дальнейшего обслуживания отделанной древесины.

Полиуретановый лак.

Полиуретан как жидкий пластик полная противоположность древесины. Требуется некоторое умение, чтобы правильно его нанести на поверхность, но и новички тоже могут лачить поверхность древесины в рамках не коммерческих (домашних) работ. В конечном результате должен получиться крепкий защитный слой глянца на поверхности древесины. Лачить можно как не обработанную, так и недавно окрашенную древесину, или старую покрытую лаком древесину, но её нужно сначала отшлифовать.

Лачить древесину лучше всего там, где она подвержена влаги, грибку и плесени и обязательно покрывают лаком доски, которые будут использоваться в морской среде. Лодки повторно лачить нужно каждый год, а в закрытых помещениях поверхность может оставаться без повреждений несколько лет. При использовании на мебели и шкафах, поверхность лака можно защитить с помощью воска или серея антипыль. Самый большой недостаток у лака то, что он со временем растрескается и начнет шелушиться, а влага и плесень проникнув под слой лака, обесцветят древесину.

Тунговое масло.

Ваш дом это не лодка, верно? Тунговое масло используется, в основном на мебель, шкафы, межкомнатные двери и обшивку, оно очень легко наносится и поддерживается дальнейшим повторным нанесением. Хорошо проникает в древесину, в отличие от лака никогда не трескается и не шелушится. Оно меньше блестит, чем лак, но поверхность становится бархатной. Для обслуживания достаточно протирать сухой тряпкой (но никогда не используйте спрей-воск, потому что после это нельзя будет повторно нанести масло). Самое большое преимущество в том, что масло можно повторно наносить без шлифовки поверхности.

Нанесения лака.

Чтобы нанести лак на поверхность нам потребуется тонкая кисть, предназначенная для масленых красок, растворитель, небольшое ведерко с ручкой, безворсовые тряпки (старые хлопчатые футболки), проволочная щетка, наждачная бумага 220 номера, и много терпения.

  1. В некотором смысле лак похож на нитроглицерин, а именно при размешивании он начинает пузыриться. Чтобы избежать пузырей в лаке при переливании в маленькое ведерко наливать нужно по краю стенки ведерка. Наливайте очень медленно.
  2. Влажной щеткой вытрите края ведерка, чтобы не было потеков и луж. Держите кисть под острым углом и наносите лак длинными размазываниями. Первый слой должен быть самым тонким из всех, поэтому не переусердствуйте с ним.
  3. Маленькие пузырьки могут исчезнуть во время сушки или их можно отшлифовать во время нанесения следующего слоя. Через 24 часа перед нанесением следующего удалите лишнюю пыль влажной тряпкой с поверхности. Старайтесь использовать лучше два тонких слоя вместо одного толстого. Тонкие слои необходимы, чтобы избежать трещин от воздействия солнечных лучей. Окончательный высушенный слой может быть сглажен стальной шерстью 0-го номера, но старайтесь не трогать острые углы, шлифуйте только ровные участки. Опять же, куча терпения и плавные длинные движения это ключ к красивой финишной отделке.

Нанесение тунгового масла.

Для нанесения тунгового масла вам понадобятся: глянцевое тунговое масло, губка для окрашивания (маленькая губка, покрытая махровой тканью), чистые хлопковые тряпки и маленькое ведерко. В зависимости от поверхности если есть труднодоступные участки, щели, то используйте шлицевую отвертку обернутую тряпкой для удаления жира. Для начала налейте масло в ведерко. Смочите губку в масле выжмите излишки. Быстрыми движениями смажьте как можно большую часть древесины в течения 4-5 минут.

Не забывайте в течение пяти минут удалить излишки масла сухой тряпкой, трите до тех пор, пока поверхность не станет гладкой. Нанесите минимум три слоя, с паузой в 24 часа между каждым слоем. Если вы отполировали слои тряпкой, то шлифовка не потребуется. Позже если понадобится нанести слой масла, чтобы восстановить блеск нужно протереть тряпкой смоченной в растворителе.

Очистка.

Для очистки кисти от лака замочите её в ведерке, используя металлическую щетку, удалите лак из щетины кисти. Затем похлопайте кисть об деревяшку и вытрите чистой тряпкой. Для очистки ведерка протрите его тряпкой и промойте окончательно мылом с теплой водой.

А насчет масла просто выкиньте губку, которой работали и протрите ведро сухой тряпкой и также помойте водой с мылом.

Именно поэтому использовать масло намного проще. Не потребуется ни оборудования, ни специальных навыков. Неважно, что вы выберете главное, помните, терпенье, и труд всё перетрут, удачи!


Дверям, мебели, оконным рамам - словом, каждому изделию из дерева необходима финишная отделка. Это необходимо делать и для улучшения внешнего вида изделия, и, главное, для того, чтобы защитить от воздействия внешних факторов органический материал. Способ такой обработки древесины выбрать сложно, даже опытные столяры порой испытывают затруднения. Хотя дерево уже само по себе красиво, отделывать его все-таки нужно. Благодаря современным технологиям, можно сохранить естественный вид древесины, а можно просто до неузнаваемости изменить его. В обоих случаях изделия прослужат вам долгие годы, а вот необработанная древесина довольно быстро теряет свои качества. Составы для обработки древесины делятся на четыре группы: смеси лака и масла, чистые масла, синтетические составы на водной основе и лаки. Более подробную информацию о лаках вы можете найти в разделе «Лакокрасочные материалы» на данном сайте. В эти группы входят почти все отделочные материалы, кроме шеллака и политуры. Шеллак - это продукт жизнедеятельности насекомых, обитающих в тропиках, а политура - это спиртовой раствор шеллака, используемый для полировки поверхностей из дерева.

Некоторые столяры-любители ошибаются, считая, что только механизированным способом можно добиться качественной отделки. Любую жидкость можно нанести вручную. При правильном нанесении и обработке можно получить очень хорошие результаты. Достаточно вспомнить музыкальные инструменты, сделанные в старинные времена, или антикварную мебель, и вы сразу вспомните, какой прекрасный вид они имели. Надо знать одно важное правило: только тщательная обработка делает деревянную поверхность необыкновенно красивой. Отделка хорошая и очень хорошая - это разные понятия. Их различает, прежде всего, время, затраченное на отделку, и терпение самого мастера.

Многие интересуются инструментами для финишной отделки древесины лаковыми и масляными составами. Набор для полировки и лакировки стандартный. В него входят:

Очищающие салфетки из марли с пропиткой, чтобы собирать пыль;

Набор шкурок (№№320, 400, 500), которые понадобятся для шлифовки покрытия и промежуточных слоев;

Порошок известняка и пемзы, чтобы обрабатывать поверхность с маслом. Благодаря пемзе поверхность имеет матовый оттенок, а известняк придает блеск;

Отделочная паста из воска. Она придает водоотталкивающие свойства поверхности и служит для наведения глянца;

Палочки, чтобы размешивать лак в банках, чтобы не было осадка;

Валики из поролона, чтобы наносить отделочные масла и равномерно их распределять по поверхности;

Кисти с искусственным ворсом, чтобы наносить водорастворимые лаки;

Кисти с натуральным ворсом, чтобы наносить лаки на масляной основе;

Поролоновые спонжи для нанесения лака и масла, кроме шеллака и политуры;

Бесшовные хлопчатобумажные тампоны, чтобы наносить лак на финишном этапе работ;

Оправки, чтобы отжимать валики и кисти;

Синтетические и стальные путанки (нулевки), чтобы сглаживать поверхности или блеск финишного слоя делать более приглушенным.

Чистые отделочные масла

Чистыми маслами считаются ореховое, льняное, тунговое и минеральные масла. Они хорошо проникают в древесину и не создают жесткую пленку на поверхности. С помощью масла поверхность от царапин не защитишь, но все-таки она становится менее чувствительной. Если покрывать дерево неразбавленным маслом, его внешний вид становится лучше: оно блестит, структура приобретает выразительность. Надо помнить, что покрытая чистыми маслами мебель задерживает пыль. Вскрытые маслом поверхности с течением времени тускнеют, но если их вскрыть второй раз, они снова заблестят. Преимущество натуральных масел заключается в их экологической безопасности.

Для отделки декоративных изделий в качестве первого слоя мастера иногда применяют олифу и льняное масло. Но льняное масло по сравнению с олифой сохнет очень долго, в течение нескольких недель, поэтому применяют его редко.

Масляные отделки очень легко наносятся. Если поверхность плоская, то наносится масло поролоновым валиком, а если рельефная, то тампоном. После того, как масло нанесено, примерно час оно должно впитываться, а затем хлопковой ветошью лишнее удаляется. Масла, как правило, наносятся в несколько слоев: от пяти и больше. Следующий слой наносится только тогда, когда предыдущий высох. Иногда столяры маслом покрывают такие изделия, как разделочные доски или столешницы. Но в этом случае масло довольно быстро вымывается водой, и приходится довольно часто покрытие обновлять.

Смеси лака и масел

Смесь масла и лака получила название датского масла. Оно разбавляется спиртом, в него добавляют сиккативы, чтобы уменьшить время сушки. Добавив немного лака, вы намного улучшите качества отделки. Если добавить в датское масло полиуретановую отделочную смесь в пропорции 3:1, то качество отделки будет еще лучше. Помните, что пропорцию надо точно соблюдать, увеличивать не следует, потому что смесь станет густой, и наносить ее будет труднее. Для деревянных изделий подходит масляно-лаковая смесь, кроме тех, которые испытывают негативное влияние. Например, они подходят для кофейных и журнальных столиков, а для кухонных столешниц - нет.

Не менее 12 часов потребуется, чтобы высох каждый слой отделки масло/лак. А еще лучше выдержать после нанесения слоя сутки. При низкой температуре или высокой влажности время сушки, соответственно, увеличивается.

В настоящее время большинство лаков изготавливаются на основе синтетических смол. Они отличаются высокой прочностью, так же как и полиуретановые и акриловые. Широко применяется яхтенный лак, который содержит много масла, придающего эластичность лаковой пленке, что очень важно для древесины, которая подвергается увлажнению. В составе яхтенного лака имеются ингибиторы, которые создают ультрафиолетовый фильтр, защищая дерево от вредного влияния лучей солнца. Чтобы лак лучше проникал в древесину, он разбавляется минеральными спиртами. В результате лак получается жидким, поэтому его лучше наносить тампоном. А число слоев должно быть больше, чем при обработке древесины неразбавленными лаками.

Лак, который бы хорошо впитывался, можно и самому приготовить. Нужно только к полиуретановому лаку, имеющему масляную основу, добавить немного окрашенного растворителя.

Когда наносим лак, надо внимательно следить, чтобы пленка не была очень толстой, ведь излишки невозможно убрать.

Для первого слоя можно применять густой лак, а для следующих слоев - более жидкий. Благодаря этому лак быстрее высохнет, а слои получатся равномерными и тонкими.

Наносить лак нужно вдоль волокон, кистью, по направлению от середины доски к ее концам. В том случае, если в слое лака обнаружится дефект (например, прилипнет ворс), его позже зачищают мелкозернистой шкуркой. Когда лак высохнет, его зачищают абразивом, и он приобретает матовый оттенок. Повторно нанесенный лак придает блеск. При тонировании дерева морилкой ее не следует зачищать раньше, чем вы нанесете 2-3 слоя лака. В противном случае можно протереть тонировку вместе с лаком.

Лаки, имеющие водную основу

Эти лаки в жидком виде выглядят замутненными, иногда имеют цвет молока. Но не следует этого бояться, ведь после высыхания они станут прозрачными. Такие лаки экологичны и являются достойными соперниками масляным лакам. Кроме того, застывшие водорастворимые лаки имеют самый высокий коэффициент прозрачности. В чистом виде эти лаки совершенно бесцветные. Поэтому, если вы хотите сохранить первоначальный цвет древесины, без всяких изменений, применяйте только водорастворимые лаки. Они не изменяют ни цвет морилки, ни даже цвет белой эмали.

Водорастворимые лаки наносятся на поверхность кистями с синтетическим ворсом (лучше, если это будет нейлоновый). Температура лака не должна превышать 230-300С. Холодную банку с лаком надо сначала подогреть в теплой воде. Разбавляют эти лаки только дистиллированной водой и только на 10%.

При отсутствии опыта отделки древесины потренируйтесь сначала на куске доски. При этом желательно, чтобы изделие, которое вы собираетесь отделывать, и доска были из одинаковой древесины. Наберитесь терпения, и придет опыт, а потом и мастерство.

Любое изделие из древесины, будь-то мебель, двери, оконные рамы или что-то еще, нуждается в финишной отделке. И дело здесь не только во внешнем виде, хотя и в нем тоже, но также в защите органического материала от внешних факторов. Домашние мастера нередко сталкиваются со сложным выбором способа финишной обработки древесины. Более того, даже для опытного столяра отделка дерева - задача не из простых.

Несмотря на то, что древесина сама по себе имеет прекрасный внешний вид, отделывать ее все же необходимо. Существуют технологи, которые позволяют как сохранить его первоначальный вид древесины, так и изменить его до неузнаваемости. И в том, и в другом случае обработанные изделия из дерева прослужат многие годы, тогда как в необработанном виде станут портиться уже спустя несколько лет.

Все используемые отделочные составы для древесины можно условно разделить на четыре группы: чистые масла, смеси лака и масла, лаки и синтетические составы на водной основе. Подробнее о компонентах и свойствах различных лаков, читайте отдельный материал на этом сайте в разделе «Лакокрасочные материалы».

В вышеперечисленные группы попадает большинство отделочных материалов по дереву, за исключением политуры и шеллака. Последний является продуктом жизнедеятельности тропических насекомых; а политура в данном контексте - шеллачный спиртовой раствор, применяемый для полировки деревянных поверхностей.

Среди столяров-любителей распространено ошибочное мнение, что качественная отделка обязательно выполняется механизированным способом. Однако это не так. Практически любая из существующих жидкостей может быть нанесена вручную. При этом, соблюдая технологию нанесения и последующей обработки, можно добиться очень высоких результатов. Вспомните старинные музыкальные инструменты или антикварную мебель, от блестящих поверхностей которых, глаз нельзя отвести.

Прежде всего, нужно усвоить, что красивая деревянная поверхность достигается тщательностью ее обработки. Отделка может быть хорошей, но может и очень хорошей. Между тем и другим - потраченное время и терпение мастера.

Какие инструменты могут понадобиться для финишной обработки древесины масляными и лаковыми составами?

Стандартный инструментарий для лакировки и полировки состоит из:

  • очищающих салфеток для сбора пыли из безворсовой ветоши, например из марли с пропиткой;
  • набора шкурок для сухой шлифовки отделанного покрытия и промежуточных слоев (№ 320, 400, 500);
  • порошка пемзы и известняка для обработки поверхности с маслом. Пемза создает матовый эффект, а известняк усиливает блеск;
  • восковой отделочной пасты, которую наносят на обрабатываемую поверхность с целью наведения глянца и придания ей водоотталкивающих свойств;
  • палочек для размешивания осадка в банках с лаком;
  • поролоновых валиков для нанесения отделочных масел. С их помощью масла быстро и равномерно распределяются по поверхности;
  • кистей с искусственным ворсом, используемых для нанесения водорастворимых лаков;
  • кистей с натуральным ворсом для нанесения лаков на масляной основе;
  • поролоновых спонжей, которыми можно наносить лаки и масла, но не шеллак и политуру;
  • бесшовных хлопчатобумажных тампонов для финишного нанесения лака;
  • оправки для отжима кистей и валиков;
  • стальных и синтетических путанок (нулевок) для сглаживания поверхности отделки или приглушения блеска финишного слоя.

Неразбавленные (чистые) отделочные масла

К чистым отделочным маслам относится сырое льняное, ореховое, тунговое масло, а также некоторые минеральные масла. Они обладают высокой проникающей способностью и не образуют на поверхности древесины жесткую пленку. Масло не защищает поверхность от царапин, однако отсутствие хрупкой пленки все же делает ее менее чувствительной к ним.

Покрытие дерева неразбавленным маслом улучшает его внешний вид: изделия начинают блестеть, а их структура становится более выразительной. Однако чистые масла не подходят для вскрытия мебели, поскольку будут задерживать пыль. Впрочем, и все иные поверхности, вскрытые маслом, со временем тускнеют, но снова восстанавливают блеск при повторном вскрытии. Натуральные масла хороши тем, что являются абсолютно экологически безопасными.

Многие мастера при отделке декоративных изделий часто используют льняное масло и олифу, иногда только в качестве первого слоя. Льняное масло в отличие от олифы, содержащей секкативы (вещества уменьшающие срок высыхания), может сохнуть неделями, поэтому его используют намного реже.

Масляные отделки наносить проще всего. На плоские поверхности масло наносится поролоновым валиком, а на рельефные - тампоном. После нанесения нужно дать маслу впитаться в древесину в течение часа, после чего хлопковой ветошью удалить лишнее, проводя ею вдоль волокон.

Застывающие масла требуют более длиной выдержки после нанесения. Они наносятся несколькими слоями, от пяти и более. Каждый последующий слой нужно наносить после высыхания предыдущего.

Некоторые столяры покрывают маслом разделочные доски или рабочие столешницы из древесного массива. Вода довольно быстро вымывает масло из волокон, поэтому необходимо часто обновлять масляное покрытие.

Смеси масел и лака

Масляные отделки с добавлением лака называют датским маслом. Его разбавляют минеральными спиртами; вводят в его состав сиккативы, уменьшающие время сушки. Небольшое количество лака значительно улучшает эксплуатационные качества отделки. Еще больше усилить датское масло можно добавлением полиуретановой отделочной смеси на масляной основе в пропорции 3:1. Превышать содержание полиуретановой отделки больше этой пропорции не рекомендуется, т.к. смесь станет слишком густой и будет трудно наноситься.

Масляно-лаковая смесь отлично подходит для большинства деревянных изделий, за исключением тех, которые подвергаются различным негативным воздействиям. К примеру, не стоит применять их при вскрытии кухонной столешницы, но для журнальных или кофейных столиков они подходят очень хорошо.

Каждый слой отделки масло/лак сохнет минимум 12 часов. Лучше выдержать сутки после нанесения каждого слоя. Время сушки может быть увеличено при низкой температуре или высокой влажности.

Лаки

Большинство используемых сегодня лаков произведены на основе синтетических смол, хотя раньше применяли смолы натуральные. Все дело в том, что синтетические смолы, такие как полиуретановые и акриловые, имеют более высокую прочность. Очень популярен яхтенный лак, содержащий много масла, которое предает лаковой пленке высокую эластичность. Последняя особенно важна для древесины, которая подвержена периодическому увлажнению, вследствие чего изменяются ее линейные размеры. Яхтенный лак также содержит специальные ингибиторы, создающие ультрафиолетовый фильтр, и защищающие тем самым дерево от разрушительного влияния солнечных лучей.

Для лучшего проникновения лака в структуру древесины его разбавляют минеральными спиртами. Лак от этого получается более жидким, и его в таком виде лучше наносить тампоном. При этом количество слоев должно быть большим, чем при использовании неразбавленных лаков.

Хорошо впитываемый лак можно изготовить и самому. Для этого к обычному полиуретановому лаку на масляной основе добавляют часть окрашенного растворителя.

При нанесении лаков нужно следить за тем, чтобы создаваемая пленка не была слишком толстой, поскольку излишки нельзя будет убрать, как в случае с масляно-лаковыми смесями.

Лак для самого первого слоя может быть достаточно густым, а вот при нанесения последующих слоев лучше сделать его более жидким. Так лак будет быстрее сохнуть, а слои при этом окажутся более тонкими и равномерными.

Лак наносится кистью вдоль волокон, начиная от средины доски и по направлению к ее концам. Если в лаковом слое образуются какие-то дефекты (к примеру, прилипнет ворс) то можно будет удалить их позже, зачистив эти места мелкозернистой шкуркой. Просохшие лаковые поверхности, зачищенные абразивом, становятся матовыми, но вновь приобретают блеск после повторного нанесения лака. Если древесина тонировалась морилкой, то нельзя зачищать ее, не нанеся предварительно 2-3 слоя лака, иначе тонировка может протереться вместе с лаком.

Лаки на водной основе

В жидком виде такие лаки имеют замутненный вид, вплоть до молочного цвета. Прозрачными они становятся уже после высыхания. Лаки на водной основе наиболее экологичны, при этом они не уступают масляным лакам, изготовленным из одних и тех же смол. Коэффициент прозрачности застывших водорастворимых лаков самый высокий. В чистом виде они абсолютно бесцветные. Таким образом, если нужно сохранить первоначальный цвет дерева без малейших изменений, то нужно использовать только водорастворимые лаки. Разумеется, не искажают они цвет морилки, и даже белой эмали.

Лаки на водной основе наносятся кистями с синтетическим ворсом (лучше всего нейлоновым). Температура лака при этом должна быть в пределах 23°-30°С. Если банка с лаком слишком холодная, ее можно подогреть, опустив в теплую воду. Разбавлять лаки на водной основе можно только дистиллированной водой и не более чем на 10%.

Если опыт отделки древесины отсутствует совсем, то лучше сначала потренироваться на куске доски. Желательно, чтобы эта доска была из той же древесины, что и изделие, нуждающееся в отделке. Мастерство придет со временем.

Немецкий техник Винфрид Мюллер протестировал продукцию 13 крупнейших европейских производителей масел и восков для дерева. Представляем сокращенный вариант статьи, опубликованной на сайте www.wikidorf.de .

Введение

Начало тестирования оказалось простым: большая часть продукции проявила себя практически одинаково, поскольку основным компонентом было одно и то же натуральное масло – льняное. Однако чем дальше, тем более заметны были отличия.

Путаница возникла как только речь зашла о составе: некоторые продукты напоминали краску или лазурь. Твердое масло одного производителя было похоже на лазурь от другого производителя и на масло с воском от третьего. Если подходить строго, разные составы пришлось бы и называть по-разному – но нам нужно узнать только то, что можно ожидать от продукта, поэтому излишняя детализация не требуется.

Виды покрытий

Обычно древесину защищают двумя способами:

  • пропитывают маслом – тогда волокна не смогут поглощать воду и грязь;
  • покрывают защитным слоем (лаком, воском или краской).

Но сейчас на рынке есть много гибридных вариантов – поэтому необходимо смотреть, впитывает древесина покрытие или же оно образует на ней защитный слой. Во втором случае нам нужно знать, насколько надежной будет защита.

При нанесении воска защитный слой получается мягким, можно поцарапать даже ногтем. Поэтому воск больше всего востребован в качестве заполнителя волокон древесины для защиты от воздействия влаги.

Тонкий защитный слой образует масло, в составе которого есть воск (особенно твердый), смолы и сушащие вещества.

Растворитель

В последние годы производители все больше предлагают продукты на водной основе. Вероятно, эта тенденция сохранится, поскольку такие составы меньше загрязняют окружающую среду. Но у покрытий на водной основе есть и недостатки.

  • распределяются неравномерно;
  • долго не хранятся;
  • при нанесении быстро сохнут, что увеличивает их расход.

В этом отношении я отдаю предпочтение продуктам на основе растворителей, на которые у меня нет аллергии, или натуральному маслу . Последнее требует больше времени для обработки, но и более долговечно, чем лак или синтетическая краска. Это нужно иметь в виду – хотя не стоит забывать: долговечность во многом зависит и от способности древесины впитывать состав.

Еще один аспект: обзоры различных составов могут быть полезными только в том случае, если они не поверхностные. К сожалению, часто в обзорах ограничиваются лишь несколькими средствами, тогда как для полноценного сравнения необходимо рассмотреть все известные бренды, широко доступные в продаже.

Обзор масел и восков

Продукция Kreidezeit

С 1987 года компания производит экологически чистую продукцию из природного возобновляемого сырья. Составы основаны на традиционных рецептах, адаптированных к сегодняшним требованиям.

В каталоге компании около 200 продуктов – их разрабатывают и производят в самой компании (кроме цветных пигментов).

Твердое масло PureSolid

В составе: льняное и тунговое масла и канифоль. Не содержит синтетических растворителей. Масло вышло на рынок в 2006 г.

Может ли этот состав без растворителя проникать глубоко в дерево? Опыт его применения на буке показал, что да. Во время теста (60 минут, 20 °С) древесина впитала около 130 г/м² масла. Производитель рекомендует PureSolid для покрытия столешниц и деревянных полов: к сожалению, протестировать масло на поверхностях, подверженных сильному износу, к примеру пол, не удалось.

При необходимости масло можно разбавить скипидаром, что имеет смысл при работе со смолистой древесиной (сосна, лиственница, ель).

Масло можно нагреть на водяной бане до 60 °С для горячего нанесения , что, впрочем, нужно не всегда.

Масло впитывается достаточно долго – перед втиранием излишков стоит подождать минимум 45 минут.

Поверхность, обработанная маслом PureSolid, становится блестящей, особенно если дважды натереть ее мягкой тряпкой (например, белым падом).

В целом состав легко наносится, с ним смогут работать даже новички.

Твердый воск Kreidezeit

В составе: льняное и древесное масла, пчелиный и карнаубский воск и скипидар в качестве растворителя. По консистенции воск напоминает твердый мед.

Работать с материалом легко, но важно наносить тонким слоем. Если сделать наоборот, то при испарении растворителя толстый слой воска станет липким.

Через 4–6 часов после нанесения воска поверхность нужно отполировать; если сделать это раньше, то пад будет прилипать, то же самое возможно и при нанесении толстого слоя воска. Конечный результат: шелковистая на ощупь поверхность с легким блеском, на котором, увы, видны даже небольшие повреждения. Само покрытие прочное.

Внимание! Воском не покрывают деревянные детские игрушки.

Карнаубская восковая эмульсия Kreidezeit

Это продукт для ухода за вощеным и промасленным полом. Он состоит в основном из водно-эмульгированного карнаубского воска (из листьев пальмы сopernicia cerifera).

Это средство для ухода, которое можно добавлять в воду для мытья пола (3 столовые ложки на 8–10 литров). Поскольку воск не обладает очищающим эффектом, то сильно загрязненный пол сначала вымойте с чистящим средством. Если пол обработан маслом или воском совсем недавно, лучше обработать его восковой эмульсией перед тем, как начать по нему ходить.

Продукция Natural

Компания Natural – это небольшой семейный бизнес в Австрии, который специализируется на изготовлении натуральных красок с 1976 года. Компания является членом зарегистрированной ассоциации производителей натуральных красок ENAV, в которую также входят: Auro, Beeck"sche Farbenwerke, Naturhaus, Leinos, Livos и Biofa.

Винфрид Мюллер: «То, что мне нравится все больше и больше при работе с натуральными маслами – их запах. Это может вызвать привыкание»

Твердое масло для дерева

Это классическое масло для обработки, которое содержит твердое вещество и растворитель в соотношении примерно 1:1. Масло хорошо впитывается и имеет приятный аромат – в составе есть изоалифаты (растворители с низкой токсичностью) и масло апельсиновой корки.

Состав постепенно проникает в поры древесины и долго сохнет. Испытания на буке показали, что древесина хорошо пропиталась и для второго покрытия потребовалось очень мало масла, но сохло оно также долго.

Состав подходит для детских игрушек. Из-за простоты технологии нанесения и обработки с маслом могут работать и новички. Для сильно нагруженных поверхностей (пол, столешница) компания рекомендует паркетное масло, так как оно еще более прочное.

Натуральное паркетное масло

Продукт напоминает твердое масло для дерева, но растворителя в нем содержится меньше: соотношение растворителя и твердых веществ примерно 2:3.

Масло высыхает достаточно долго (60–90 минут); при использовании тонкого слоя через полчаса после нанесения на поверхности состава образуется полимерная пленка. В этом случае требуется либо добавить еще масла, либо удалить супернатант (надосадочный слой) уже через 10–15 минут. Важно не упустить момент.

В основном масло используют для обработки полов, но оно рекомендуется и для столешниц.

Масло для финишной обработки

Это масло наносят на промасленную поверхность. Оно легко образует полимерную пленку и делает поверхность более упругой. После полировки поверхность становится шелковисто-глянцевой – и это при том, что в составе масла нет воска.

Масло образует довольно твердую поверхность (не царапается ногтем), что скорее всего связано с высоким содержанием смол (канифоль и дамар). Оно хорошо подходит для обработки древесины хвойных пород.

Запах мягкий, слегка напоминающий апельсин. Важно хорошо встряхнуть банку перед применением, стоит помешивать и при работе: смолы быстро образуют осадок. На вощеных поверхностях использовать не рекомендуется.

Финишное масло подходит для обработки поверхностей, которые нуждаются в особой защите. Также его можно использовать вместо натурального масла-лазури для временной защиты поверхности.

Винфрид Мюллер: «Хотя масло используется только как отделка по уже обработанной поверхности, я применил его как единственную обработку древесины. Это хорошо подходит для нормально нагруженных поверхностей (при нанесении в два слоя)».

Масло не проверено на пригодность для обработки детских игрушек!

Натуральная лазурь для дерева

Лазурь может использоваться как красящее масло: в этом случае она подчеркивает структуру поверхности. Но важно отметить: не всякая древесина подходит для обработки лазурью – красящие пигменты могут неравномерно проникать в поры твердой древесины. Например, бук после обработки становится пятнистым.

Есть вариант: можно наносить покрытие очень тонким слоем. В этом случае лазурь (очень жидкая и хорошо впитывающаяся) хорошо распределяется.

При внутренних работах лазурь тоже лучше не наносить толстым слоем, так как разные участки поверхности будут по-разному блестеть. Кроме того, лазурь – не очень твердая; ее отполированную поверхность легко повредить.

Другой вариант использования лазури на твердых породах дерева – грубая шлифовка (Р120).

На торцах строений использовать лазурь следует с осторожностью: так как в этих местах состав впитывается лучше, чем на обычной поверхности. Это может привести к глубоким изменениям цвета на краевых поверхностях.

Сушка с образованием полимерного слоя занимает немного больше времени, чем в случае с маслом. Полностью обработанная поверхность высыхает только через 1–2 недели.

Натуральное масло для обработки террасы

Это масло – бесцветное или пигментированное – предназначено для наружной обработки древесины. Поскольку оно быстро высыхает, то идеально подходит для террас, настилов и садовой мебели.

Снаружи, как правило, имеет смысл использовать пигментированные масла. Здесь играет роль визуальный аспект, хотя некоторые породы древесины, обработанные бесцветным маслом, тоже довольно красивы.

Однако пигменты всегда обеспечивают защиту от ультрафиолета, хотя и в меньшей степени, чем специальные присадки.

Натуральное масло для обработки террас проникает в древесину как обычное, но образует на поверхности твердый тонкий слой из-за содержащихся в его составе природных смол.

Через 20–30 минут после нанесения масло необходимо снова распределить по поверхности равномерным тонким слоем. После высыхания она приобретет характерный блеск. В естественных условиях сушка продолжается около недели, после чего рекомендуется обработать поверхность вторым слоем. Для обновления покрытия достаточно покрывать древесину одним слоем масла.

Новички любят покрывать поверхность слишком толстым слоем, руководствуясь принципом «Много – не мало!». В данном случае это неверно: избыток масла придется удалять с поверхности тряпкой или одеждой (это как повезет), а само покрытие долго останется липким.

Продукция Osmo

Продукция Osmo заметно отличается от обычных масел и восков: при ее использовании практически всегда на поверхности дерева получается полимерный слой. В отличие от других производителей Osmo использует в своих продуктах не льняное и тунговое, а масла подсолнечника, сои и чертополоха. В составе также бывает канделильский и карнаубский воск, парафины; в качестве растворителя – уайт-спирит.

Osmo пытается совместить натуральность продукта и хорошие свойства, поэтому в составе иногда можно найти отнюдь не «беспроблемные» химические соединения, например 2-бутаноноксим (запрещен к производству в Канаде как потенциальный канцероген). Впрочем, это вещество быстро испаряется после обработки и не содержится в покрытии после полимеризации. Также в последние годы (по состоянию на 2015 г.) в продукции компании отмечается содержание сорбентов на основе солей кобальта, что подвергается критике со стороны Ökotest.

Используемые производителем масла не такие качественные, как льняное, но Osmo каким-то образом сумело сделать качественные покрытия на их основе. Их преимущество – отсутствие сильного запаха.

Масло с твердым воском Osmo

Osmo Hard Wax Oil – это самый известный продукт компании Osmo. Обработка им столешниц, полов, других поверхностей, которые подвергаются постоянному воздействию, оказалась очень эффективной. Часто Osmo Hard Wax Oil рассматривается как альтернатива классическому маслу по способу нанесения.

Его наносят на поверхность очень тонким слоем. Высыхает оно достаточно быстро без втирания. Для нанесения лучше использовать кисть с искусственным волокном, щетина будет для масла слишком грубой.

Очень важно хорошо перемешать масло перед началом работы! Не следует допускать образования избытка масла на поверхности, чтобы не испортить естественный рисунок дерева.

Шлифовать поверхность между нанесением слоев не нужно, но если после первой сушки деревянные волокна остаются шершавыми, их можно сгладить мелкозернистой наждачной бумагой (Р320-400).

Винфрид Мюллер: «Несмотря на то, что масло сохнет относительно быстро, я все равно буду осторожен с поверхностью в течение первых двух недель после нанесения финишного слоя».

Поверхность после обработки стала приятной и гладкой на ощупь. Образовавшаяся поверх дерева пленка – прочная и эластичная. К тому же она устойчива к влаге: даже после того, как на обработанной поверхности оставили на сутки разлитую воду, пятен не образовалось.

Мелкие детали лучше обрабатывать другим способом: нанести масло тонкой мягкой тканью в несколько слоев (от 3 до 6 – в зависимости от того, какая нагрузка предполагается на поверхность). Блеск в этом случае будет матовым.

Масло Osmo Hard Wax Oil, в отличие от большинства продуктов, защищает древесину преимущественно на поверхности: для бука характерна глубина проникновения покрытия на 0,1–0,5 мм (обычно для масла этот показатель составляет 1–4 мм). Из-за этого повреждения и глубокие царапины нужно обрабатывать еще раз.

Используемый растворитель – это бензин с ароматическими соединениями. Обработанная поверхность сильно пахнет особенно в первые недели, а затем запах практически не чувствуется.

Если требуется масло для покраски древесины, в линейке производителя есть цветное масло с твердым воском. После его нанесения рекомендуется обновлять покрытие бесцветным составом или декоративным воском.

Перед использованием масла древесину необходимо отшлифовать абразивом с зернистостью не менее Р150. Для мебели из дерева лиственных пород этот показатель следует увеличить до Р180–240.

После обработки и полировки покрытия тонкий слой воска становится довольно твердым, но важно учитывать: если слой масла будет больше рекомендованного, слой останется мягким даже спустя годы.

Иногда в интернете появляется информация, что обработанное покрытие может испортиться, если поставить на него горячую чашу и т. п. Результаты теста (чашка с кипятком стояла час на обработанной поверхности) показали, что никаких следов на древесине не осталось.

В 2009 году был разработан состав Osmo Hartwachsöl Pure, который практически не содержит растворителей (менее 1 %). Способ обработки им древесины будет отличаться, потому что состав более вязкий по сравнению с рассматриваемым маслом.

В составе масла есть белые пигменты, но в результате цвет получается довольно сдержанным. Наносить масло следует тонким слоем не больше 2–3 раз.

Тестирование состава на сосне и буке показало хорошие результаты. Масло наносили дважды, после каждого слоя полировали поверхность.

Масло с низким содержанием воска Osmo

Состав довольно жидкий, по консистенции напоминает воду. В отличие от многих других продуктов Osmo это масло глубоко проникает в древесину и не образует на поверхности защитный слой. Через 30 минут после нанесения состав следует полностью стереть с поверхности.

Тестирование показало, что бук впитывает около 100 г/м² состава за 30 минут. За это время масло проникает довольно глубоко в поры древесины и придает материалу небольшой желтоватый оттенок.

Технология обработки простая: вряд ли что-то получится сделать неправильно. Масло не липнет, если вытереть его остатки после обработки.

Состав масла примерно такой же, как у других масел Osmo: подсолнечное, соевое и сафлоровое масла, карнаубский и канделильский воски, парафин, осушители, полисилоксаны (на основе диоксида кремния), 2-бутанон оксим, деароматизированный уайт-спирит.

Лазурь Osmo для нанесения в один слой и прозрачная лазурь

Винфрид Мюллер: «Реклама утверждает, что для защиты древесины вполне достаточно нанесения такой лазури в один слой. Я очень скептически настроен и думаю, что это «ленивый компромисс». Конечно, потребуется меньше времени на обработку дерева, если наносить покрытие в один слой, и результат – вполне приемлемый.

Но есть и проблема: всегда найдется поверхность, которую случайно не обработали должным образом, и один слой не закроет всех изъянов, а покрытие в два слоя решит эту проблему. Поэтому я считаю, что покрытие с хорошими защитными свойствами всегда наносится в 2–3 слоя. Все остальное – не более чем рекламные обещания».

Лазурь предназначена как для внутренних, так и для внешних работ (кроме окон – для них нужно покрытие с более толстым защитным слоем). После первого нанесения эффект едва заметен, если только древесина впитывает состав не целиком: в этом случае на поверхности остается прозрачный слой. После нанесения второго слоя на поверхности в любом случае остается атласный блеск.

Благодаря жирно-жидкой консистенции лазурь хорошо пропитывает древесину. В местах, где на дереве есть смола, сначала образуется блестящая поверхность, но она после выветривания становится матовой.

После обработки прозрачной лазурью на поверхности остается матовый блеск, в остальном она ничем не отличается от однослойной лазури.

Продукция Livos

В 2003 г. в компании с оборотом около €4 млн работали 55 сотрудников. Сейчас продукция компании – одна из самых продаваемых на рынке натуральных красок и масел.

Производители не используют сушащие вещества на основе солей кобальта. Из растворителей чаще всего применяют изоалифаты, несмотря на то, что эти вещества являются нефтепродуктами, они практически не вызывают аллергии. В некоторых продуктах компании, наряду с этанолом и водой, апельсиновое масло и скипидар.

Обычно масла Livos – жидкие по консистенции с осадком из-за содержащегося в них небольшого количества воска. Когда обработанная маслом Livos древесина высыхает, она приобретает равномерный шелковый блеск.

Натуральное масло Koimos 196

Koimos 196 особенно интересно для тестирования, поскольку в нем нет ни солей кобальта, ни растворителей. Это хорошая альтернатива для людей, которые страдают аллергией или чувствительны к химическим веществам.

Винфрид Мюллер: «Это масло так же хорошо, как и другие? Я думаю, что при его использовании придется идти на компромиссы. Во-первых, масло сохнет довольно долгое время. Практические испытания показали, что через 8 часов после нанесения его на стеклянную пластину оно все еще оставалось жидким. Через 24 часа оно было довольно мягким. Окончательно масло полимеризовалось только через 4 недели.

Второй момент: даже после высыхания масло остается намного мягче, чем Kunos Arbeisplattenöl или натуральное масло Kunos».

Поскольку масло содержит воск, оно хорошо поддается полировке; второй слой покрытия фактически полировкой и является – после нанесения его на поверхность очень тонким слоем (около 3 г/м 2) древесину необходимо отполировать мягкой тканью, белым падом или специальной машинкой.

Масло для паркета Livos Koimos 277

По составу паркетное масло Livos Koimos 277 практически не отличается от предыдущего состава.

Для пола, на который оказывают серьезные нагрузки, стоит использовать масло с более прочной защитной пленкой – по крайней для нанесения финишного слоя. Расход масла достаточно небольшой – около 30–40 г/м².

Жидкое масло Livos Kunos 243

Это масло подходит для обработки столешниц, подоконников, а также для работ в ванных комнатах.Оно устойчиво к длительному воздействию воды, а наличие в составе воска делает возможной полировку до блеска.

Начиная с 2012 г. (с партии №21281), в состав не добавляют апельсиновое масло, теперь его можно использовать и аллергикам.

Для обработки древесины достаточно 3-х слоев. Второй и третий наносятся соответственно через 12 и 24 часа после первого. Полностью масло высыхает через месяц после финишного покрытия.

Расход его при нанесении в 3 слоя примерно 65–100 г/м 2 . Для последующего восстановления покрытия достаточно минимума, примерно чайной ложки на м 2 .

Натуральное масло Livos Kunos 244 для высоконагруженных поверхностей

Livos Kunos 244 – это универсальное масло в ассортименте Livos. Оно подходит для обработки любых поверхностей: пола, мебели, столов (в том числе из мультиплекса), детских игрушек.

Однако это масло из серии Classic, поэтому у людей, чувствительных к химическим веществам, может возникнуть аллергия (это касается обработки, а не последующего использования).

Натуральное масло бывает бесцветным или пигментированным в разных цветах. Бесцветное масло почти не отличается от Kunos 241 по составу, по технологии обработки и по цене.

Древесину с маленькими порами перед обработкой нужно отшлифовать. Испытания на буке показали, что при тонкой шлифовке (Р180) пигменты не окрашивают древесину, а при шлифовании абразивом Р120 цвет хорошо виден.

После полировки на поверхности дерева образуется тонкое защитное покрытие с шелковисто-глянцевым блеском.

Масло для мебели Livos Darix 297

«Дарикс» очень похож на цветное масло, но оно подходит и для тонкой работы, чтобы добиться большего количества вариантов окраски. Поверхности, испытывающие высокие нагрузки, после первоначальной обработки бесцветным маслом нужно обработать еще и маслом «Дарикс». Это защитит цветные пигменты от истирания.

Как и в случае с Livos Kunos 244, важна предварительная обработка: плотные породы дерева медленно впитывают пигменты. Тестирование показало, что при обработке абразивом Р120 цвет получился лучший, чем после Р180. Конечный результат также зависит от цвета дерева.

Прямое сравнение с лазурью компании Natural: Natural наносится тоньше и сильнее окрашивает древесину. Вы можете полностью удалить супернатант, но цвет все равно будет хорошо выражен.

После первой обработки и высыхания супернатант выравнивают тканью или сухой щеткой. Для нанесения второго слоя достаточно протереть поверхность тканью, смоченной в составе.

Продукция AURO

Компания AURO расположена рядом с «Ливосом» и занимается производством натуральных красок. После того, как Герман Фишер – основатель Livos – оставил в начале 80-х годов свой пост, он через некоторое время основал AURO. Сегодня он все еще работает в AURO Aktiengesellschaft. В 1992 году его признали «экоменеджером года» (Capital/WWF).

В последние годы для снижения количества растворителей в маслах, лаках и красках было разработано множество продуктов на водной основе. Этот переход был не всегда легкий. Опыт показывает, что некоторые продукты на водной основе дают отнюдь не самые лучшие результаты, но при этом они не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Очевидно, что развитие будет продолжено в этом направлении.

AURO воздерживается от использования нефтехимического сырья. В качестве растворителя, если в нем есть необходимость, используют апельсиновое масло.

Твердый воск AURO № 171

По консистенции твердый воск от AURO – пастообразный, чуть мягче засахарившегося меда. В составе – только натуральные масла и воски .

После нанесения состав необходимо оставить на час, а затем отполировать, пока он еще мягкий. Разгладить сухой щеткой или тканью поверхность и удалить лишний воск. Если поверхность была уже обработана маслом или воском, достаточно нанести тонкий слой и оставить его без последующей полировки. Толстый слой будет долго сохнуть и будет липким в течение длительного времени.

Получившийся защитный слой достаточно твердый и прочный, но для столешниц его использовать не стоит из-за чувствительности воска к высокой температуре –дажегорячая чашка оставит на столешнице следы.

Твердый воск AURO № 171 подходит для нагруженных поверхностей и даже необработанной древесины. Благодаря содержащимся в нем маслам поверхность дерева становится менее восприимчивой к влаге, чего не бывает при обработке чистым воском.

Через сутки поверхность высыхает, но все еще не до конца. Окончательно воск затвердевает через 3–4 недели.

Внимание: в открытой банке на воскебыстро образуется пленка. Следует закрывать емкость с воском, чтобы избежать доступа кислорода к составу.

Масло AURO для нанесения в один слой № 109

Состав продукта – масло льна, тунга и расторопши. В масле нет никаких смол, и его могут использовать люди с аллергией на канифоль.

Консистенция у масла довольно вязкая; за полчаса при нанесении первого слоя на буковую поверхность впиталось от 30 до 60 г/ м² (при температуре 20 °С).

После нанесения масло следует оставить на 30 минут, а затем удалить надосадочную жидкость, так как через час начнется поверхностная полимеризация и супернатант будет трудно удалить. А если на покрытие падает прямой солнечный свет, то полимеризация будет происходить еще быстрее.

Полностью масло высыхает только через месяц, что весьма долго, но это компенсируется хорошим конечным результатом.

Твердое масло для дерева AURO PurSolid № 123

Это масло подходит для обработки поверхностей, подвергающихся повышенным нагрузкам: пол, мебель, рабочие поверхности. В его составе – льняное, тунговое и чертополоховое масла. Смолы, как и в прошлом случае, не используются, что важно для аллергиков.

По консистенции масло напоминает AURO № 109, но менее склонно к полимеризации в течение часа. Проблема, впрочем, остается: если процесс «захвата» уже начался, удалить супернатант будет крайне сложно: не помогает даже добавление свежего масла.

Впитывается масло в поры древесины дольше, нои расход получается значительно большим: 150 г/м² – с полировкой и 132 г/м² – без полировки. При нанесении второго слоя расход минимален – около 5 г/м 2 .

Окончательно масло затвердевает через 2–4 недели после нанесения финишного слоя. Запах от него полностью выветривается через 6–8 недель.

В масло можно добавлять растворитель (до 20 %), но производитель заверяет, что для большинства древесных пород это совсем необязательно. Возможно, это потребуется для обработки пород, в которых много смол (сосна, лиственница).

Стоит отметить: масло хоть и медленно сохнет, но если оставить банку открытой на несколько дней на поверхности образуется желеобразная пленка.

Опыты на буке, ели, сосне, павловнии, дубе, ясене и грецком орехе дали хорошие результаты.

Твердая грунтовка AURO № 127

Грунтовка с водным растворителем подходит для предварительной обработки древесины перед нанесением воска AURO № 187 или отделки пола составом AURO № 267. В ее состав входят масла льна, рицина, подсолнечника, рапса, канифоль, минеральные наполнители, бораты и несколько добавок.

Тест на буке показал, что первоначальный цвет древесины почти сохранился: грунтовка не проникает только в самый верхний слой древесины и делает ее нечувствительной к влаге и грязи. После нанесения масла дерево следует обработать сухой щеткой, чтобы грунтовка полностью проникла в древесину.

Через 24 часа поверхность хорошо просохлаи ее можно обработать абразивом. Достаточно использовать наждачную бумагу Р180–240, мягко протирая поверхность. Не следует шлифовать дерево слишком сильно: защитный эффект грунтовки в этом случае будет потерян.

Продукция Biopin

Biopin Biopinкрупнейший производитель натуральных красок в Европе; не в последнюю очередь это связано с привлекательными ценами.

Часть продукции Biopin содержит в качестве растворителя воду: вы можете почти полностью отказаться от других растворителей, это хорошо повлияет на экологию, но может затруднить процесс работы с материалами.

Многие продукты Biopin разработаны до 2009 года, в них в качестве растворителя использовали апельсиновое масло. После того, как его признали «раздражающим и экологически опасным веществом», состав продукции был изменен. Сейчас Biopin не использует апельсиновое масло и перешла к применению изоалифатов.

Натуральный твердый воск

Обычно воск применяется для уже промасленной поверхности. Консистенцией похож на крем, по запаху напоминает лимон.

Обеспечивает дополнительную защиту уже обработанной поверхности. Процесс нанесения очень прост:достаточно нанести воск и втереть его мягкой тканью.

Первоначальная сушка занимает от 10 до 30 минут, полировать покрытие можно через 3–6 часов. Воск относительно мягкий, поэтому им следует обрабатывать поверхности, которые не подвергаются сильному воздействию.

Масло для обработки столешниц

Это масло имеет очень низкую вязкость, поэтому может проникать глубоко в древесину. Измерение, выполненное Винфридом Мюллером, показало соотношение: около 60 % растворителя и около 40 % твердого содержимого. Ранее в качестве растворителя использовалось апельсиновое масло, с 2009 г. – изоалифаты.

Для нанесения первого слоя нужно много состава, потому что он глубоко проникает в поры древесины. Второй слой наносится более экономно, поэтому при работе в два-три слоя (а именно так и рекомендуется использовать масло) расход получается небольшим.

И бук, и ель показали хорошее насыщение древесины уже после второго слоя, но для таких нагруженных поверхностей, как столешница, рекомендуется работать в три слоя.

Масло легко и быстро наносится, его избыток лучше удалить тряпкой: при нанесении состава тонким слоем на поверхности быстро образуется пленка; слишком толстый слой затруднит процесс высыхания. Если есть сомнения, лучше нанести слишком тонкий слой, чем слишком толстый.

После обработки поверхности нужно подождать 15–30 минут (производитель рекомендует 15 минут) и вытереть тканью оставшееся на дереве масло.

Масло для обработки мебели

Состав масла примерно такой же, как у масла для столешниц, но в качестве дополнительных ингредиентов указаны смолы.

Оно подходит для любых пород древесины из Европы, фактически является универсальным средством для обработки дерева.

После нанесения маслом поверхность нужно оставить на 10 минут (так утверждает производитель), а затем удалить супернатанты. Тестирование на дереве показало, что даже спустя час масло не полимеризуется и его легко стереть.

Во время нанесения второго слоя масло продолжает сильно впитываться древесину. Общий расход его составляет до 150–200 г/м 2 , но при своевременном удалении супернатанта расход будет колебаться от 50 до 80 г/м 2 – в зависимости от породы дерева.

Масло сохнет достаточно быстро: уже через 3 – 5 часов оно затвердевает (в отличие от 12–24 часов у других масел) и можно наносить второй слоя.

Всегда открывайте банку только на короткое время, чтобы масло сохранялось дольше. Никогда не наносите состав непосредственно из банки, если только не собираетесь использовать ее целиком в ближайшее время.

Твердое масло

Состав продукта в принципе остается неизменным: льняное и тунговое масло, изоалифаты в качестве растворителя, смола. Соотношение растворителя и твердых веществ – примерно 55 к 45.

Чем тоньше слой, тем быстрее он становится липким (через 10–20 минут после обработки). Если вы не успели удалить надосадочный слой, можно растворить полимерную пленку в свежем масле.

После полировки поверхность приобретает шелковисто-глянцевый блеск. Поскольку в масле содержится достаточно много смол, защитный слой образуется уже после двух покрытий.

Для работы с маслом нужна ткань без ворса; бумажные полотенца не подойдут.

Новичкам работа с маслом может показаться сложной, но опытные пользователи оценят все его достоинства.

Масло с твердым воском

В составе: льняное и тунговое масло, изоалифаты в качестве растворителя. Дополнительные свойства маслу придают канифоль и карнаубский воск.

После обработки древесины на ее поверхности появляется восковая пленка, которая в первые несколько дней остается очень мягкой. Затвердевание занимает примерно 1–2 недели: до этого момента поверхность остается липкой.

Полировка воска, который не успел высохнуть, затруднительна: через 12 часов после нанесения работа тканью не принесла никаких результатов. Спустя неделю та же поверхность после полировки дает красивый шелковисто-глянцевый блеск.

Продукция Leinos

С 1986 г. Leinos был одним из ведущих производителей натуральных средств для обработки дерева. Тем не менее компания Leinos GmbH обанкротилась в 2007 году, и изготовлением продукции под ее маркой сейчас занимается Reincke Naturfarben GmbH из Buxtehude.

Почти все продукты гипоаллергенны, но ряд пропиток содержит скипидар и апельсиновое масло, которые способны вызвать аллергию. В остальных случаях в качестве растворителя используется изопарафин.

Масло для внутренних работ Leinos

Этот недавно разработанный продукт компании предназначен для обработки деревянных поверхностей преимущественно в общественных местах, торговых точках. Масло образует прочную защитную пленку на поверхности древесины – вероятно, из-за использованных ингредиентов: поликонденсата мочевины и полисиликатных наночастиц.

Перед нанесением масло необходимо хорошо перемешать, поскольку оно содержит взвешенные твердые вещества, которые быстро растворяются. Удалить надосадочное вещество необходимо в промежутке 20–45 минут после нанесения. Через 5–8 часов можно наносить второй слой.

Окончательно оно затвердевает, как показало тестирование, приблизительно через 2–5 дней.

Основная проблема состава – оно неустойчиво к воздействию влаги: на поверхности возникают пятна, что особенно заметно на буке и сосне.

Древесное красящее масло Leinos

Жидкое масло, которое смешано с красновато-коричневым пигментом. Оно по-разному проявляет свои свойства на различных породах дерева: на бук, например, оно ложится с теплым красновато-коричневым оттенком.

Перед обработкой необходимо обязательно провести тестирование – ведь в случае неверного выбора цвет древесины может испортиться.

Состав и способ нанесения ничем принципиально не отличаются от прошлого состава. Важно знать, что при работе с любым пигментированным маслом его необходимо хорошо перемешать перед использованием.

Красящие масла иногда выявляют невидимую ранее структуру древесины – в том числе ее дефекты и царапины. Для того чтобы результат не разочаровал, необходимо уделить особое внимание подготовке поверхности.

Продукция Naturhaus

Компания Naturhaus ориентирована на использование возобновляемого и натурального сырья. Компания известна как поставщик материалов для обработки больших круизных судов, таких как Queen Mary II – одно из крупнейших пассажирских судов в мире.

Твердое масло Naturhaus High Solid

Это твердое масло практически не содержит растворителей: в нем мало апельсинового масла (менее 5 %). Тем не менее есть сушащие вещества – соединения кальция, циркония и кобальта.

Масло легко наносить; длительный срок полимеризации надосадочного слоя (около часа) позволяет легко удалить супернатант.

За час работы расход масла на буке составил 84 г/м 2 ; при нанесении второго слоя – около 10–20 г/м 2 . Время высыхания около 12 часов; полная сушка занимает несколько недель.

Там, где поверхность подвержена серьезному износу, производитель рекомендует предварительно нанести на нее грунтовку твердым маслом.

Твердый воск Naturhaus для внутренних работ

Близкий по консистенции к мази твердый воск Naturhaus имеет в составе карнаубский и пчелиный воски, льняное масло. Он не содержит растворителей.

Через 1–2 часа после нанесения воска поверхность следует отполировать: в это время воск еще мягкий и полировка будет легкой.

Воск затвердевает довольно медленно: придется подождать 2–3 дня, прежде чем он станет твердым. Производитель говорит о 12 часах, но это слишком мало. Полностью воск затвердевает через 7 дней.

Воск в банке часто полимеризуется на поверхности, если не перекрыть к нему доступ кислорода.

Продукция PNZ

PNZ работает на рынке более 20 лет и с 1994 года все больше переключается на продукты, не содержащие растворителей.

Особенность заключается в том, что большинство масел PNZ для дерева основаны не на льняном или тунговом масле, а содержат масло чертополоха, мака, ореховое и рапсовое, подсолнечное и соевое масла.

С одной стороны это обеспечивает отсутствие горьковатого запаха от льняного масла. С другой – использованные компоненты значительно труднее применять и получать при их использовании хорошие результаты.

Цветное масло PNZ

Это не классическое древесное масло, а скорее масляная краска на водной основе. Производитель указывает, что часто достаточно одного слоя: для масла на водной основе это весьма неплохой результат.

Поверхность высыхает довольно быстрой: уже через час цветное масло обычно уже подсохло. Шлифовка, полировка и удаление супернатанта невозможны. Масло подходит как для внутренних, так и для внешних работ.

Твердый воск PNZ

Это продукт из масличного воска, который проникает в древесину на очень небольшую глубину, а на поверхности защитный слой. Он предназначен для использования на поверхностях, которые подвергаются сильному износу: это деревянные полы и столешницы.

Из-за чуть густой консистенции он подходит и для древесины с крупными порами: даже в этом случае расход остается довольно низким. Однако поверхность должна быть гладкой, поэтому после высыхания необходимо полировать покрытие под давлением.

Через 10–30 минут после нанесения необходимо удалить супернатант. Осадок на поверхности энергично протирают тряпкой. Окончательная полировка проводится через сутки после финишного покрытия. Результат при правильном применении: однородная шелковисто-глянцевая поверхность.

Начинающим не стоит использовать такой состав; необходимо хотя бы попробовать работать воском на небольшом участке перед тем, как приступать к работе.

И главный момент по составу – водонепроницаемость. Испытания на буке показали, что недолгое воздействие воды никак не воздействует на поверхность. Длительный тест (1 час) показал катастрофические результаты: вода проникает в древесину, которая начинает сильно разбухать. На поверхности остаются уродливые матовые пятна. Если такое воздействие возможно крайне редко, это не критично: можно сделать хороший частичный ремонт – отшлифовать поверхность и нанести состав заново.

Масло для обработки древесины PNZ

Состав продукта остается практически неизменным: льняное, ореховое, подсолнечное, маковое, рапсовое, тунговое и чертополоховое масла. Это обеспечивает практически полное отсутствие запаха, который свойственно пропиткам на основе льняного и тунгового мала или содержащим растворитель.

С другой стороны масло высыхает долго – полное затвердевание происходит через 7–10 дней после нанесения. Покрытие остается относительно мягким даже после этого срока. Оно гораздо мягче, чем после обработки другими маслами – даже относительно мягким чертополоховым. Тестирование показало, что покрытие даже при небольшом давлении легко царапается ногтем.

Несмотря на то, что рекомендуемая сфера использования – деревянные полы, такое масло не подойдет для обработки высоконагруженных поверхностей в качестве финишного покрытия – только как грунтовку, поверх которой наносится твердое масло или воск.

Древесный воск PNZ

Продукт на водной основе, который больше напоминает восковую лазурь . На обработанной поверхности формируется вязкопластическая защитная пленка с шелковым блеском.

Результаты нанесения первого слоя не впечатают: воск практически полностью впитывается в древесину и не дает блеска. Второй слой после полировки дает легкий шелковистый блеск.

В инструкции сказано, что состав хорошо подходит для обработки влажных помещений: обработанная поверхность обладает хорошими водоотталкивающими свойствами. Тест показал, что даже через 8 часов вода это не проникает в древесину. Окрашивающая жидкость оставила едва заметное пятно на дереве через 4 часа.

Древесный воск PNZ чувствителен к нагреву: достаточно горячей чашки для кофе, чтобы повредить поверхность. Поэтому материал подходит для обработки столов и столешниц весьма условно.

Продукция Volvox / Ecotec

Volvox / Ecotec – производитель натуральных красок, который работает на рынке с 1989 г. Это относительно небольшой производитель в Люденшайде.

Твердое масло Volvox

Классическое масло, в котором около 60 % твердых веществ и примерно 40 % растворителя (изопарафины). В масле содержатся профилактические средства для кожи, (возможно оксимон бутанона, которого избегают многие другие производители натуральных красок).

Высохшее масло – среднее по твердости: царапина образуется, даже если сильно надавить на защитный слой ногтем.

Продукция Dick GmbH

Компания много лет специализируется на изготовлении высококачественных инструментов; производство масел и красок для нее – смежная сфера. При этом продукты представляют собой 100 % натуральные масла.

Китайское тунговое масло Lignea

Тунговое масло содержится в большинстве пропиток, которые мы рассматривали выше, но в данном случае это чистое масло, которое обычно высыхает на отлип за неделю или даже быстрее без сушащих присадок.

У масла довольно сильный запах, который иногда описывают как «запах жареной картошки». Он очень стойкий и при нехватке кислорода будет появляться даже через много лет, поэтому внутренние поверхности шкафов и комодов обрабатывать тунговым маслом не рекомендуется.

В жидком состоянии тунговое масло может раздражать кожу, поэтому при работе с ним надевайте защитные перчатки.

Шведское льняное масло Linolja

Чистое льняное масло выпускается предварительно окисленным или необработанным. «Предокисление» происходит путем отбеливания его на солнце; оно засыхает на поверхности без сиккативов в течение короткого времени (1–3 дня).

Высыхание необработанного масла займет более от 1 до 4 недель, что без сиккативов непрактично. Считается, что шведское льняное масло высыхает быстрее.

Маковое масло

Масло мака также является полностью высыхающим; оно популярно, потому что оно не имеет желтого оттенка и потому хорошо подходит для обработки древесины светлых пород: клена, береза. Он высыхает намного медленнее, чем льняное масло.

Маковое масло редко используется производителями натуральных красок: его технические свойства не столь хороши, как у льняного или тунгового масла.

Масло мака, имеющееся в продаже, является безопасным и может использоваться даже в продуктах питания. Но категорически не рекомендуется наливать на сковородку масло из банки, если хочется пожарить котлет.

Масло камелии Sinensis

Масло камелии - это невысыхающая жидкость со слегка ореховым запахом. В Японии оно испокон веков используется для ухода за ножами и оружием. Для обработки поверхности древесины не следует использовать масла, которые не высушиваются. Исключением являются кухонные доски, которые регулярно смазывают маслом (например доски из адамового дерева).

Продукция Erzgebirge Steinert

Компания Erzgebirge Steinert не специализируется на производстве натуральных красок, но в ее каталоге есть масла, разработанные и производимые Livos. С этим и связан тот факт, что они так сильно напоминают эти масла как по составу, так и по техническим характеристикам.

Продукция Biofa

Производство натуральных красок Biofa было основано в конце 70-х годов. Сведения об ингредиентах являются полностью открытыми, так что потребитель может сам решить, каким рискам он подвергается. Это особенно важно для аллергиков.

В последние годы компания разработала несколько продуктов без растворителей и без воды, которые, тем не менее, просты в использовании.

Масло для рабочих поверхностей Biofa 2052

Масло без растворителей содержит немного микролакса, который оседает на дно. Поэтому перед использованием состав необходимо встряхнуть или перемешать. Запах довольно слабый, немного напоминает ореховый.

Обработка выполняется, как обычно: через 20-30 минут нужно удалить супернатант. Масло проникает в древесину весьма сдержанно: тест на отшлифованном буке в течение часа показал, что расход составит 46 г/м². Второй слой почти не впитывается – менее 3 г/м².

В целом, следует обрабатывать древесину в 2–3 слоя. В зависимости от того, хорошо ли древесина впитывает масло, даже второй слой после застывания можно легко полировать тканью. Первый слой следует наносить с помощью кисти, чтобы на поверхности было достаточно масла.

Состав масла отнюдь не бесспорный: кроме льняного, тунгового и рицинового масла, в нем есть сложный эфир канифоли, микролакс, сушилки на основе солей кобальта, циркония и марганца.

Оно подходит для обработки столешниц, может использоваться и как универсальное масло для мебели.

После окончания изготовления изделий из натуральной древесины остается один из наиболее важных этапов – финишная отделка поверхности. Существует большое количество способов и методов финишной отделки: покрытие морилками, прозрачными и непрозрачными лаками, обжиг открытым пламенем, покрытие обыкновенными красками, вощение, покрытие маслами и т. д. В некоторых случаях используется комбинация нескольких методов с дополнительной обработкой против вредителей и гниения, древесину отбеливают химическими растворами, делают ее «моложе» и наоборот, проводят искусственное состаривание. Изучить сразу все методы просто нереально, да и не нужны такие знания для обыкновенных мастеров. Лучше «входить в курс дела» постепенно, по мере надобности и по мере повышения мастерства. В статье рассмотрим только наиболее часто применяющиеся варианты финишной отделки, их краткие характеристики и способы применения.

Любой вариант финишной отделки предполагает, что поверхность дерева будет предварительно отшлифована, для конечной шлифовки нужно пользоваться шкурками №100 и более. Старайтесь шкурить вдоль волокон, а последние «штрихи» нужно делать поперек волокон. Есть еще один метод качественного убирания мельчайшего ворса – ошкуренную поверхность протрите хорошо смоченной тряпочкой или мочалкой и оставьте для подсыхания. Во время высыхания весь ворс поднимется и зафиксируется в стоячем положении. Аккуратно ошлифуйте его еще раз мелкой шкуркой. После шлифования тщательно очистите поверхности от пыли и можете приступать к различным финишным покрытиям.

В домашних условиях можете применять полиуретановые лаки или лаки на масляной основе – работать с ними легко и безопасно, а конечное качество получается вполне удовлетворительное. Лаки бывают прозрачными и непрозрачными, матовыми и глянцевыми. Наносить можно обыкновенной кисточкой или при помощи пневматического краскопульта. Если вы изготовляете деревянные изделия довольно часто, то советуем вам приобрести краскопульт, а кисточкой пользоваться только для лакирования небольших поверхностей. Какие преимущества краскопульта?

  • Высокая производительность труда.
  • Улучшенное качество покрытия. Дело в том, что частички лака ударяются о деревянную поверхность на большой скорости, за счет этого повышается адгезия состава с древесиной, исключаются образования «ненадежных» участков.
  • Современные пневматические краскопульты имеют возможность многочисленных регулировок силы, объема и формы струи. Это дает возможность достигать существенной экономии лака при одновременном повышении качества покрытия.

Покрытие лаком нужно делать минимум в два слоя, после высыхания первого слоя его очень желательно ошкурить мелкой наждачкой. Второй слой может иметь увеличенную толщину в сравнении с первым.

Отбеливание древесины

Цель отбеливания – сделать внешнюю поверхность древесины белой, белый цвет всегда символизировал чистоту намерений и значимость владельца мебели. Отбеливание надо делать перед покрытием дерева прозрачными лаками. В настоящее время для отбеливания в домашних условиях используют 20% перекись водорода, более профессиональный раствор – перекись водорода + аммиачная вода + жидкое стекло. Этим составом можно обрабатывать дерево только после того, как оно было смочено раствором каустической соды. После замачивания древесина должна промываться под проточной водой и высушиваться.

Некоторые мастера применяют «фальшотбеливание» – простой и довольно эффективный способ придания древесине благородного вида. Для этого используется специальный состав: в прозрачный лак добавляют немного белой краски на основе идентичного растворителя. Как пример можем привести такой состав: один литр лака НЦ-218, литр растворителя 646 и 0,1 литра белой краски НЦ. Все компоненты тщательно перемешать и наносить в два слоя на подготовленную поверхность изделия.

Финишная отделка натуральным маслом (лессировка и глазуровка)

Один из наиболее старых методов отделки древесины, сочетает в себе несколько полезных функций – дерево не только становится красивее, но и увеличивается его сопротивляемость к воздействию повышенной влажности. Чаще всего используется масло льна, но его можно вполне заменять обыкновенным подсолнечным нерафинированным. Масло надо подогреть до t°+50÷60°С и в нагретом состоянии перемешать со скипидаром в равных соотношениях. Этим раствором покрывают поверхность древесины несколько раз, первый раз наносите максимальное количество раствора для повышения глубины впитывания. Некоторые мастера добавляют в раствор масляную краску (такой краской пользуются профессиональные художники). Выбор цвета краски и насыщенности тона нужно определять опытным путем, а для этого необходим большой опыт работы. Новичкам не советуем «баловаться» красками, делайте прозрачный раствор и обрабатывайте им деревянные поверхности.

Вощение поверхности

Тоже очень древний метод обработки древесины, но иногда применяется и сегодня. Наши бабушки еще помнят, как паркетные полы натирались воском, правда, это уже был не натуральный пчелиный воск, а окрашенный парафин. Натуральные восковые мастики сейчас реализуются в специализированных магазинах. Если у вас отсутствует возможность его купить, то можно сделать и самостоятельно. Натуральный воск продается в магазинах для пчеловодов, его нужно нагреть до t° +50÷60°С и размещать в пропорции 1:1 со скипидаром. На поверхность раствор нужно наносить теплым, не стоит делать слишком толстым слой воска. После полного высыхания поверхность изделия нужно отполировать мягкой тряпочкой или войлоком. При необходимости операцию можно повторить, но, как правило, достаточно и однократной обработки.

Обработка открытым огнем

Поверхности из дерева обугливаются открытым огнем, в зависимости от степени обугливания древесина изменяет свой цвет от желтого до темно-коричневого и черного. В результате тепловой обработки улучшается внешний вид поверхности, лучше видна структура дерева. После обжига поверхность можно покрывать прозрачными лаками обыкновенными способами.