Интерпретация мандалы форма и цвет. Мандалы: значения цветов в сакральных символах

Мандала - это эффективный методов психодиагностики. Это картина внутреннего мира человека, в котором отражаются его сознательные и бессознательные аспекты. Рисуя и раскрашивая мандал у человек опирается исключительно на свою интуицию и текущее психическое состояние. Рисунок мандалы дает представление об актуальном состоянии человека, об особенностях его взаимодействия с окружающим миром, о личных текущих проблемах, которые могут и не осознаваться и о возможных причинах этих проблем.

Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности. Знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает постоянное возвращение к самому себе. Только заглянув внутрь себя, человек может выздороветь и накопить новые силы и энергию.

Каждая мандала – это композиция символов, геометрических элементов и цветов, вызывающих изменения как на физическом, так и на более тонком уровне. Мандалы могут содержать геометрические и органические формы. Они могут содержать узнаваемые изображения, которые имеют значение для человека, рисующего мандалу.

Инструкция

Возьмите лист бумаги с уже готовым понравившемся Вам шаблоном мандалы или чистый лист, на котором Вы будете создавать свою мандалу.

Для создания мандалы на чистом листе можно воспользоваться одним из двух подходов:

1) Возьмите лист бумаги, циркуль и нарисуйте круг. А затем внутри круга, с помощью простого карандаша, нарисуйте все что угодно. Пусть рука сама выводит узоры. Для начала найдите, где у Вас будет центр мандалы (он может быть в любом месте, как подсказывает интуиция) и нарисуйте там любой символ. Рисовать нужно то, что рисуется, спонтанно. А затем продолжайте заполнять круг всем, чем хотите, любыми изображениями, символами, узорами, деталями, если, конечно, хотите его заполнять дальше. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что рисунок готов.

2) Найдите центр листа и с помощью циркуля нарисуйте большой круг. Затем повторите действие и нарисуйте внутри первого круга еще несколько концентрических кругов из этого же центра. С помощью карандаша и линейки разделите круги на несколько секторов, как если бы это был торт (от 4 до 24 секторов). Сектора можно сделать произвольно, а можно и с помощью перпендикулярных линий. Для этого проведите через центр две прямые - горизонтальную и вертикальную - под углом 90 градусов (получится 4 сектора). Можно провести в каждом секторе еще линии под углом 45 градусов к перпендикулярным линиям (получится 8 секторов), и т.д. Получившиеся линии и окружности используйте при рисовании мандалы в качестве руководящих принципов построения. В каждом секторе нарисуйте символы (сердца, звезды, цветы, фигуры, линии и пр.). Начинайте рисовать с центра. Для красивой симметричной мандалы важно повторить Ваш рисунок. Например, если Вы рисуете круг на одной из линий, не забудьте сделать это в том же месте на другой линии.

Положите перед собой цветные карандаши (не менее 24 цветов). Сосредоточьтесь на своих мыслях, вопросах или проблеме. Возьмите любые понравившиеся Вам цвета, можно это сделать закрытыми глазами - это будут именно те цвета, которые Вам необходимы на данный момент времени для решения именно этой ситуации.

Начните раскрашивать мандалу из центра, двигаясь по кругу или по спирали к внешним краям. Отдайтесь полностью процессу рисования, тому, что делает Ваша рука на бумаге, движимая внутренними импульсами. Раскрашивайте те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично.

Закончить рисовать мандалу можно в любой момент, когда Вам этого захочется, или Вы почувствовали усталость. Подпишите на оборотной стороне цель или намерение рисования этой мандалы. Отметьте верх и низ мандалы.

После окончания процесса оцените степень волнующей Вас проблемы. Она осталась такой же или изменилась, стала проще, легче, понятнее, утратила свою остроту или перестала Вас пугать. Проговорите или запишите все свои осознания, которые Вы получили в процессе раскрашивания. Рисунок можно сжечь или оставить себе на память. Рисуйте мандалу столько раз, сколько Вам это требуется.

Интерпретация результата

При проведении диагностики учитываются размеры круга, толщина соединительных линий, нарисованные формы, символы и применяемые цвета.

При диагностике мандалы внимание, в первую очередь, следует обращать на расположение ее центра, а затем уже на символы, формы, знаки, линии и цвет.

Центр мандалы символизирует самое важное в данный момент. Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер отражают разные аспекты «Я».

Наличие двух центров может быть связано с переживанием «Я» глубоких изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это можно также рассматривать как признак противоречивого, амбивалентного «Я».

Следует учитывать и то, что центр в некоторых случаях может отражать духовный центр личности. Активные проявления в центре рисунка могут говорить о измененном состоянии сознания, «мистических» переживаниях, которые могут наблюдаться в связи с процессом психического и духовного совершенствования, а также при некоторых психических расстройствах. Проявления духовных аспектов личности в центре мандалы, как правило, связаны с особыми символическими и цветовыми признаками (визуализация и изображение света, белая краска, изображение глаза и т.п.).

Отсутствие центра характерно для глубоких измененных состояний сознания, в том числе патологического характера (развивающихся, например, вследствие слабоумия). В некоторых случаях, если отсутствие центра наблюдается лишь на протяжении определенного отрезка времени, это может быть связано с особыми обстоятельствами или фазами в жизни человека (так, например, временное отсутствие центра может отмечаться на определенных этапах беременности и после родов).

Внешние границы мандалы, как и центр, тесно связаны с осознаваемым «Я» и его функциями, в особенности, такой важной функцией, как способность осознавать свои психологические границы и защищать свое личное пространство в процессе взаимодействия с другими. В определенной мере границы мандалы также характеризуют степень открытости автора к контактам с внешним миром. Так, слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите. Если внешняя линия еле угадывается и при этом сама мандала внутри слабо заполнена рисунками (много белого фона) то при сочетании этих двух элементов мы видим перед собой человека готового к общению, жадно впитывающего любую информацию извне, легко идущего на контакт и завязывающего знакомства. Границы мандалы также могут быть связаны со способностью аккумулировать психическую энергию.

Хорошая связь, как правило, может говорить о высокой психологической интеграции, способности «Я» ставить цели и достигать их, хорошем развитии воли и сознания. Однако значение может иметь и способ связи центра с внешними границами и разными зонами мандалы. В одних случаях интеграция изображения достигается за счет изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геометрического характера рисунка. Такой способ связи более характерен для взрослых, хорошо функционирующих в социуме. В других случаях, связь элементов рисунка и границ с центром достигается за счет изображения спирали. Этот способ является более регрессивным.

Упорядоченный характер мандал связан с наличием изображений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержанию (это можно выяснить благодаря обсуждению рисунка, уточнению ассоциаций). Такие изображения свойственны более зрелым состояниям.

Хаотичные изображения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Наблюдение за процессом рисования часто позволяет подтвердить хаотичный характер мандалы. Автор рисует импульсивно, контроль над изобразительной деятельностью низкий. Нередко изобразительные элементы пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессивных состояниях, а также характерны для органического поражения мозга со слабоумием. В некоторых случаях определенная степень хаотичности может быть связана со спонтанностью либо переживанием сильного аффекта.

Симметричные мандалы, то есть такие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических изменений.

Асимметричные же более свойственны людям, переживающим процесс психологических изменений, а также тем, кто испытывает внутренний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая может быть связана как с процессом развития, так и с рядом эмоциональных и психических нарушений. Более «здоровый» характер имеют те асимметричные мандалы, в которых виден хорошо оформленный центр – он говорит о сохранении «Я», несмотря на изменения и внутренние противоречия, а также об активной стабилизирующей функции духовного центра личности (если, однако, имеются соответствующие дополнительные признаки проявления духовности в рисунке).

Движение в мандале часто отражает восприятие движения различных элементов образа еще на стадии его визуализации (представления). Иногда восприятие движения подтверждается лишь благодаря обсуждению рисунка и того, что человек представлял перед рисованием или в процессе создания рисунка. Движение может иметь разный характер и направленность.

Вращательное движение по часовой стрелке (которое может быть связано с изображением спирали, вихря или свастики, разворачивающихся во внешний мир) нередко говорит о процессе осознавания (переживании инсайта), энергетической мобилизации. Противоположное движение отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определенного материала из сознания.

Движение, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии. Движение, направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов.

Восходящее движение может быть одним из признаков «мистических» переживаний. Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер.

Проблема может находиться на одном из трех уровней:

1) уровень сознания, когда проблема решается разумными доводами и логичными планами, человеку достаточно все объяснить; человеку нужны конкретные советы, план действий, четкое руководство;

2) уровень бессознательного, когда проблему невозможно решить, используя опыт сознательной деятельности, нужно выяснять, что именно вытиснилось из сознательного в бессознательное;

3) проблема лежит в пограничной сфере сознательного и бессознательного, когда ее нужно решать сразу на двух уровнях, и это говорит о высокой важности проблемы.

Уровень бессознательного - мандалы: Чистый свет, Пустота, Блаженство, Лабиринт, Спираль, Вихрь, Начало. Цветовая палитра - все темные оттенки.

Уровень сознания - мандалы: Мишень, Единоборство с драконом, Оквадрачивание круга, Функционирующее Эго. Цветовая палитра - средние оттенки.

Сознательный и бессознательный уровень - мандалы: Кристаллизация, Ворота Смерти, Фрагментация, Трансцендентный экстаз. Цветовая палитра - светлые оттенки.

Если тип мандалы и цветовая палитра совпали по уровню - это говорит о статичности мандалы, о «сильном» и «ясном» случае. О стабильном, ригидном долгом прохождении через состояние. О нескорой смене. Так, например, мандала Пустота нарисована темно-синим цветом, то проблема точно лежит на уровне бессознательного и решать ее нужно именно там.

Если же тип мандалы и цветовая палитра не совпадают, значит человек находится в динамике.

Мандала отражает сиюминутный рисунок. Любой символ или цвет в мандале имеет как положительное, так и отрицательное значение в зависимости от окружающего контекста.

Нулевая стадия «Чистый свет»

Как выглядит: мандалы как таковой – нет. Вместо рисунка мандалы – кольцо, обруч, окружность. Огненное кольцо. Впрочем, любого цвета, на любом фоне. У рисунка отсутствует «тело круга», видна только окружность.

Расшифровка: В данный момент Вам очень необходим покой, опыт и состояние «предшествующие рождению», имитация пребывания в небытии, в полной темноте и тишине. Состояние зерна, посаженного в чёрнозём. Зерна, которое очень скоро «взорвётся» зелёным ростком. Накапливание энергии, необходимой для прорыва. Сильные религиозные переживания.

Первая стадия «Пустота»

Как выглядит: появляется «тело круга», но больше практически ничего, за одним исключением. Все рисунки типа «японский флаг». Цветной круг на цветном фоне. Белый круг на чёрном фоне. Чёрный круг на белом фоне. Исключение: к первой стадии «Пустота» относятся также мандалы, изображающие паутину или похожие на паутину.

Расшифровка: возвращение «на землю», ощущение единения с материей, с землёй, с матерью. Состояние «мы достигли суши». Почва под ногами, способность контактировать с окружающим «земным». Также чувство тяжести, ригидности, неподвижности, приземлённости. Состояние «некуда бежать, мы на острове».

Вторая стадия «Блаженство»

Как выглядит: любые рисунки типа «американский флаг», то есть – обилие мелких звёздочек на фоне. Поле, усеянное цветочками, принт «горошек», герб, усыпанный геральдическими линиями, снежинки, небо в мелких кудрявых облачках, рыбки в воде, веснушки. Рисунок рябит, пестрит, представляет собой – россыпь чего-либо, искры, фейерверк, салют, блёстки. В то же время, главное ощущение от такой мандалы – текучесть или лёгкость, мерцание и переливы.

Расшифровка: ощущение удовольствия, блаженства, пассивности, регресс в детство. (Регресс может быть, как «хорошим», так и «плохим»). Вы готовы к полному принятию мира, Вы готовы доверять. Мироощущение: «Всё связано со всем и отражается во всём». Тяга к мифологическому мышлению, отказ от рациональности, бытие в противоположность «деянию».

Третья Стадия «Лабиринт, спираль, вихрь»

Как выглядит: очень простая мандала. Выглядит как лабиринт, спираль, пружина, вихрь, торнадо, винтовая нарезка, винтовая лестница. Пуповина.

Расшифровка: лабиринт имеет два выхода. Один ведёт вглубь, в чрево лабиринта - к смерти. Второй выход ведёт к свету, к Пробуждённости. Амбивалентное состояние. Движение, продвижение, поиск пути, цели, интуиция, неизвестность, медленное продвижение по тоннелю, в конце которого ещё не видно света.

Четвёртая стадия «Начало»

Как выглядит: любой рисунок с чётким символом, расположенным строго по центру. Любая геометрическая фигура, вписанная в круг; любой символ в центре, треугольник, точка, «запятая», «человечек», глаз, сердце, цветок. Эмбрион в чреве. Готическая «розетка», роза.

Расшифровка: картина, отражающая видение: «Я и мир», самоозабоченность, нарциссизм, пробуждение «Я», потребность в самоутверждении, борьба за свои права, попытка заявить о себе, однако – в сочетании с пассивностью, зависимостью от окружающих и их оценки. Хорошо для тех, кто «никогда не имел своего Я».

Пятая Стадия «Мишень»

Как выглядит: мандала выглядит как мишень, воронка, в отличие от спирали – мандала часто выглядит «объёмной». Серии концентрических кругов.

Расшифровка: высокое чувство беспомощности, тревожности, уязвимости. Попытка в связи с этим - чёткими ритуальными действиями оградить себя от случайности, беды, ошибки. Попытка побороть хаос, искусственно упорядоченной структурой. Поиск сильного покровителя. «Магическое мышление», невроз навязчивых состояний, попытка вести упорядоченный образ жизни, закрытость. Внешний мир воспринимается как угроза. Стремление «всё объяснять», сводить к простым формулам.

Шестая стадия «Расщепление, единоборство с Драконом»

Как выглядит: круг мандалы разделён пополам – вертикально или горизонтально. Чёткая линия делит рисунок на две половины. Небо и земля, разделённые линией горизонта, разделённые морем.

Расшифровка: настало время открыто заявить о своих правах, время объявить войну, открытая конфронтация. «Верхи не хотят, низы не могут». Активная жизненная позиция. Вера в свои силы. Усиление противоречий, предшествующее позитивным изменениям. В отличие от стадии «Начало», Я заявляет о себе, но при этом уже не полагается на окружение и не зависит от него.

Седьмая стадия «Оквадрачивание круга»

Как выглядит: рисунки, на которых изображён либо вертикально стоящий крест, либо квадрат, вписанный в круг. В мандале присутствуют практически одни только прямые линии.

Расшифровка: мандалы с крестами: Ощущение, что энергия распирает тебя изнутри и её «некуда девать». Ощущение свободы, «оковы пали», самооценка - высокая и не завышенная. Поза «раскинув руки, стою на вершине горы». Начало нового позитивного этапа в жизни. Смена социальной роли, повышение статуса. Мандалы с квадратом, вписанным в круг: архетип закрытого от посторонних глаз зачарованного сада или внутреннего двора -патио, где растут чудесные плоды и бьют струи волшебного фонтана. Успешное отстаивание собственных территориальных прав, построение границ своей личности, даже - своего дома, даже - покупка «клочка земли», «заземление» вообще, иногда желание и отличная возможность переселиться жить в деревню, в свою комнату, в свою квартиру. Ощущение себя «Хозяином», землевладельцем, позитивное домоседство.

Восьмая стадия «Функционирующее Эго»

Как выглядит: пятиконечная звезда в круге, стоящая «на ногах» (символ человека и его нормальной телесности - прямостояние). Человек Леонардо. Любые изображения свастики и цветов с лепестками, похожих на свастику. Молнии внутри круга, иногда выходящие за пределы круга.

Расшифровка: «Открытие тела». Человек с удивлением узнаёт, что у него есть... тело. Период «телесности». Радость от обладания телом, радость от способности двигаться, ходить, давать телу физическую нагрузку - даже колоть дрова. Пребывание в динамичном периоде жизни. Выход из состояния покоя, сна. Наслаждение Действием и любой двигательной активностью. Показано начать учиться танцевать, бегать, рискнуть отправиться в турпоход.

Девятая стадия «Кристаллизация»

Как выглядит: красивые, симметричные рисунки (или явно стремящиеся к симметрии и красоте – не все умеют рисовать). Напоминают снежинки Кая под увеличительным стеклом, Солнце, многоугольники, плоды, фрукты в разрезе, многолучевые звёзды, многолепестковые цветы, «правильные» буддийские мандалы.

Расшифровка: Вы находитесь в данный момент – в состоянии гармонии с собой и окружающим миром. Социальное положение - устойчиво. Однако, стереотипное «зацикливание» на такой мандале – нехорошо. Если эта «супер»-мандала явно не кажется «позитивной», то она может означать следующее. Эта мандала вообще-то открывает тему «Я и Мир», «Я и социум», как Вы ощущаете это в данный момент. Вы пытаетесь сохранить «всё как есть», заморозить. Не желаете ничего менять. Либо вы находитесь в динамично изменяющейся непредсказуемой среде (или абсолютно новой, чуждой среде) и отчаянно пытаетесь к ней адаптироваться, понравиться ей.

Десятая стадия «Ворота Смерти»

Как выглядит: «поверженныйй» Икс-образный (или - диагональный) крест, перекрёсток дорог, круг, разделённый на четыре (не связанных воедино центром) фрагмента, треугольник вершиной вниз.

Расшифровка: необходимое одиночество, ощущение беспомощности, мазохистские тенденции, желание принести себя в жертву, готовность «претерпеть муки ради...», наслаждение от переживаемого страдания или умение черпать в нём силы для нового роста, возрастной кризис, драматичная утрата прежних идеалов, переоценка ценностей, яркая потребность в обновлении, гибель старых масок-Персон, погружение в бессознательное и отказ от сотрудничества с прежней Логикой жизни.

Одиннадцатая стадия «Фрагментация»

Как выглядит: месиво, отсутствует ощущение «целостности рисунка». Дисгармоничная мандала, у которой почти всегда отсутствует центр. Фрагменты никак не связаны между собой. Хаос деталей, линий, штрихов. Капкан, зубастая пасть, яма с острыми краями – в качестве центра (такой центр - исключение).

Расшифровка: сейчас Вы позволяете себе делать и говорить всё то, что не могут делать и говорить другие – накипело. Вы – шут, юродивый. Воспользуйтесь этим ресурсным состоянием как шансом к росту и самоактуализации. Разрушение старого Эго. Состояние «Кто я такой?». Имеет место внутрипсихический разрушительный процесс, который Вы, возможно, даже не осознаёте. Фрустрация подлинных потребностей.

Двенадцатая стадия «Трансцендентный Экстаз»

Как выглядит: струи воды, фонтаны, фейерверки, взрывы, салюты; зелёные ростки, стебельки и побеги, «вырывающиеся» из-под земли к свету. Очень часто изображение выплёскивается за границы круга. В отличие от «звёздочек» и «блёсток» стадии «Блаженство», стадия «Экстаз» имеет четко направленный, активный, динамичный «мужской» характер.

Расшифровка: Вы в лучшей форме и полны энергии. Состояние влюблённости, влюблённости в жизнь. Стремление к «естественной красоте», неприятие всего «искусственного», «цивилизованного», «ограничивающего», обретение своего Пути, стиля, понимание и обретение смысла жизни, торжество.

При интерпретации символов важно обращать внимание на контекст, общий фон рисунка. От этого зависит положительное или отрицательное значение некоторых символов.

Бабочка. Смерть и воскрешение, самообновление души, перевоплощение.

Глаз. Глаз в центре мандалы или в центре какой-нибудь фигуры в рисунке мандалы символизирует проницательность, иногда ясновидение. Функция защиты, порядка, испуга, успокоения, заботы, опеки. Потребность в охране, защите, внимании, безопасности или строгости и наказании.

Дерево. Жизнь, рост, укоренение, связь небо-земля, развитие, смерть и возвращение на землю (листья), защита, бессмертие (хвойные вечнозеленые деревья); с другой стороны, невозможность изменить свое положение.

Животные. Различные изображения животных в рисунке мандалы – это Ваше отражение зрительного представления бессознательного. Аспекты непредвиденного, импульсивного, иррационального: признаки Вашего поведения в отношении бессознательного через формы животных, готовых помочь или угрожающих; у каждого животного различные характеристики.

Звезда. Вдохновение, небесное провидение, изобретательность, энтузиазм. Падающая звезда: надежда, благосклонность звезд. Четырехконечная звезда: «оно», целостность души. Пятиконечная звезда говорит об уверенности в себе, высокой самооценке, способности реализовывать идеи. Шестиконечная звезда (два взаимосвязанных треугольника): взаимопроникновение видимого и невидимого миров: равновесие, соединение противоположностей; завершение важной работы; осуществление, гармония. Многолучевые звезды, крылья: на Вашем пути всегда есть помощь высших сил, удачи, и судьбы; путеводная звезда всегда светит Вам. Много звезд: множество возможностей, разнообразие целей.

Капли. Капельки – это живительная влага, возрождающая жизнь, жизнь капает и сливается в ручьи долгожданной, целительной энергии. Плодородие, чистота, очищение, слезы, разочарование, грусть, гнев, огорчение, ярость, горе, рана, но также радость, утешение, прощение. Капельки идут в центр – поток энергии стекается из окружения в центр мандалы. Капельки направлены вовне – из мандалы или из Вашей жизни растекается поток к людям.

Круг. Круг означает целостность и защищенность, круг – это гармония, совершенство, бесконечность, озарение.

Крест. Крест указывает на нерешительность. Человек не знает, какую ему выбрать дорогу. Крест - взаимопроникновение двух противоположных сфер, таких как небо и земля, дух и материя, пространство и время; пересечение дорог, соединение противоположностей, внутреннее равновесие совершенного человека. Х-образный крест: особое обозначение какого-либо места. А также исходя из контекста: утрата, отречение.

Квадрат. Квадрат означает движение энергии, состояние открытости или закрытости. Квадраты, многоугольники, ромбы – символ фундамента, прочного, основательного, статичного, зафиксированного, надежного, стабильного.

Если квадрат открыт (если у него предусмотрены символические «двери», «окна»), то такой человек - здоров, более того, в своей жизни он нередко видит вещие сны, получает знаки.

Закрытый квадрат («без окон, без дверей») означает сильный стресс, хроническое чувство небезопасности, отсутствие «своего» места - в квартире, на работе, в жизни вообще.

Лабиринт. Посвящение, вознесение из мрака к свету; жизнь человека со всеми ее трудностями, испытаниями и поворотами; паломничество: поиск своего собственного центра, поиск выхода, желание действовать.

Линии. Волнистые линии означают неограниченные возможности и необузданную энергетику человека. В таком человеке преобладают чувства над разумом. Преобладание прямых линий в рисунке говорит о рациональном человеке, который контролирует свои чувства. Одинаковое количество прямых и волнистых линий означает, что человек находится в гармонии, его чувства и разум гармоничны.

Чаще всего женщины рисуют в центре мандалы - цветок - воплощение волнистых линий, что свидетельствует о женственности. Мужчины помещают в центр - звезду- воплощение прямых линий.

Луна. Женственность, плодородие, становление и угасание, восприимчивость, неосознанные силы, необходимость опоры (на силы, идеи).

Молния. Разрушительная или созидательная Божественная сила, озарение, свет, излечивание энергией души, новая фаза роста.

Море. Неисчерпаемая сила жизни, но также всепоглощающая пучина; давать и получать, бессознательность, символ скрытых сокровищ.

Остров. Замкнутость в самом себе, труднодоступность; место, где, как мы надеемся, нет забот, куда мы стремимся; бегство от мира.

Птица. Человеческая душа, перевоплощение, воображение, интуиция, духовность. Орел: мощь, гордость, посланец Бога. Сова: несчастье, мудрость, взгляд, пронзающий тьму. Голубь: мир, чистота, святой дух. Стая птиц: опасность; концентрация сил, поиск осознание себя на высшем уровне.

Радуга. Мост между небом и землей, рождение заново, богатство, возвращение солнца, целостность, выздоровление, найти клад.

Ракушки. Ракушки – символ втягивания в себя, закупоривания, закрытия, укрытия тайны, хранилище.

Спираль. Спираль указывает на развитие и динамику внутреннего процесса. Спираль, уходящая в центр, – движение втягивающее, впитывающее, подобно водовороту, - несет энергию разрушения. Спираль, разворачивающаяся во внешний мир, – движение из центра в стороны, - что-то раскрывается, освобождается, набирает обороты. Знак постоянно движущейся энергии, приход-уход и снова приход.

Сердце. Сердце символизирует любовь, счастье, признательность, просветление, интуицию, блаженство, храбрость, средоточие эмоций. В зависимости от контекста, обуздание чувства, печаль, страдание, расставание.

Свет/Солнце. Дух, божество, жизнь, счастье, вдохновение, духовное созерцание, озарение, тепло, огонь, космический разум, пища, возрождение, возобновление, разум, проницательная мысль.

Стрелы. Стрела - движение за грань, сознание. Стрела любви: чувственность и наслаждение. Стрелы, шипы, треугольники, любые острые углы, зигзаги, молнии – мужские символы, энергия ян, активная, агрессивная, защитная и нападающая. Разрубает, указывает цель, протыкает, пугает, возбуждает, раздражает, прокладывает путь.

Треугольник. Треугольник также означает движение. Если вершина треугольника направлена вверх, это означает стремление к созиданию, если вниз – к разрушению.

Узел. Связь, единение, завязывать – распутывать, решение, сложности, препятствие, энергия, решение проблем.

Цветок. Цветок символ сущего, вечное обновление, весна, красота, покорность, самопожертвование, любовь. Увядающий цветок: ненадежность, мимолетность, непостоянство. Цветы, узоры, плавные линии – иньская энергия. Символ покоя, плавности, текучести, нежности, медлительности, красоты, тяги к прекрасному.

Особое психологическое значение имеют основные цвета, то есть желтый, красный, синий, которые всегда будут присутствовать в рисунке мандалы у здорового человека. Поэтому при диагностике придается большое значение преобладанию или отсутствию того или иного цвета. Цвета в рисунке мандалы могут отражать все переживания как прошлого времени, так и настоящего момента. Именно поэтому рисунок мандалы не следует рассматривать как нечто неизменное. Спустя какое-то время он может быть уже другим, отражая произошедшие изменения.

При интерпретации рисунка мандалы важно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он применяется, от общего фона рисунка.

В первую очередь, посмотрите, какой цвет расположен в центре. Затем определите доминирующий цвет в мандале. Эти цвета символизируют самое важное, самое главное, самое актуальное. Ровное распределение цвета означает, что энергия ровно распределена между сферами жизни.

Обратите внимание на цвет, которым раскрашена граница мандалы - внешний круг. При этом красный цвет показывает миру гнев или энергию. Зеленый - способность воспитывать других. Описание остальных цветов смотрите ниже.

Цвета, расположенные в верхней части мандалы, относятся к осознаваемым процессам. В нижней части - указывает на то, что происходит в бессознательном. Посередине - порог между осознаваемым и неосознаваемым содержанием.

Те области мандалы, где цвет используется очень интенсивно, сильное приложение цвета, является выражением сильной эмоции, связанной с этим цветом.

Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия и очищения, а также любовь, страсть, силу, радость жизни. Красный добавляет уверенности в себе и активизирует сексуальную энергию. Однако если красный цвет в избытке, то это свидетельствует об агрессии, готовой вылиться в разрушительные действия. Если красный цвет отсутствует в рисунке (в том числе и отсутствие красного в сложных цветах - лиловый, фиолетовый, оранжевый, розовый и пр.), то это указывает на пассивность, а также недостаток сил для самореализации.

Отрицательное значение: гнев, агрессивность, импульсивность.

Когда красный цвет смешивается с черным (такое сочетание можно назвать грязно-красным цветом), это указывает на наличие проблем, связанных с различными жизненными ситуациями. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирургических операций. Психологическое значение этого цвета определяется формой фигуры и расположением в мандале.

Розовый цвет – его преобладание в рисунке мандалы предположительно указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе. Это может указывать и на мягкость, женственность, самоотверженность и альтруизм. Если рисует женщина, то розовый в большей степени указывает на женственность. Если мужчина - болезненное состояние уязвимости, сентиментальности.

Отрицательное значение: необходимость в опеке, сентиментальность, потеря чувства реальности, обидчивость, робость.

Розовый цвет часто используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие. Женщины могут использовать розовый цвет в период менструаций.

Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и, особенно если на рисунке они расположены рядом, то в таком случае будет высока вероятность проявления у клиента саморазрушительных тенденций, склонности к суициду, девиантному поведению. Чёрный и розовый - всегда говорят о сильном психологическом неблагополучии.

Персиковый цвет (желтый - сознание + розовый - тело) выражает чувственность, однако это не чувственность младенца, это скорее отзывчивость, ответственность зрелого взрослого человека, сексуальность. Этот цвет - символ женского начала, женских органов. Это отражение женского созревания, высвобождение творческого потенциала внутри души, готовность к богатому сексуальному опыту.

Отрицательное значение: абсолютно романтическое представление о сексуальности и её месте в Вашей жизни. Скрытая женская энергия.

Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общительность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма.

Отрицательное значение: легкомыслие и жажда престижа, тщеславие, беспечность, рассеянность.

Иногда оранжевый цвет в мандале указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться в чувстве ненависти и чувстве любви. В мандалах женщин этот цвет может указывать на проблемный характер отношений с мужчинами.

Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам и отцу. В некоторых случаях оранжевый цвет отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную самооценку.

Когда в рисунке женщины оранжевый цвет сочетается с темно-зеленым и черными цветами, это может быть свидетельством проблем сексуальной идентичности. У мужчин оранжевый цвет в сочетании с темно-синим может говорить о проявлении Эдипова комплекса.

Желтый цвет – энергия, солнце, тепло, интуиция. Появление в рисунке желтого цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения, начало новой жизни. Преобладание желтого цвета означает стремление личности вперед, в поисках нового, ещё не приобретшего какую-либо форму. Желтый также символизирует сообразительность, любознательность. Приподнятость, энергичность, способность видеть вещи ясно, устанавливать, намечать цели и выполнять поставленные задачи. Этот цвет означает, что Вы готовы к назначению чего-то нового, готовы отправляться в мир полным энергии и задора, чтобы исполнить какой-то новый проект. Отрицательное значение: зависть, переоценка своих сил, поверхностность.

Затемнённо-желтый - негативная привязанность к отцу. Трудности с властями, начальником, трудности в совпадении сроков, проблемы. Трудности во взаимоотношениях с мужчинами и нестабильная, часто заниженная самооценка.

Зеленый цвет – обновление, чувствительность и внутренняя гармония. Символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им. Появление его в рисунке мандалы указывает на стремление к внутреннему равновесию и гармонии в душе.

Отрицательное значение: недостаток искренности, нечестность, чрезмерная амбициозность, жажда власти.

Густой тёмно-зелёный цвет - говорит о том, что человек ориентирован на оказание поддержки другим людям и всему окружающему миру. Если такой цвет преобладает - человек склонен к гиперопеке, не дает ступить шагу своим близким и отдает свою жизнь для решения чужих повседневных дел и проблем.

Светло-зелёный цвет или бледно-зелёный говорит о прекращении роста и ослабленном энергетическом потенциале.

Вообще же зелёный цвет - цвет зрелости. Он также показывает то, что человек готов стать или стал родителем и испытывает от этого только положительные эмоции.

Синий цвет – цвет покоя и мира в душе.

Отрицательное значение: бездействие, скука, грусть.

В рисунке мандалы темно-синий цвет может отражать переживания, связанные с угрозой для жизни, а также может указывать на неблагоприятные психологические условия в детстве (возможно, не проработанный конфликт с матерью).

Однако же, тёмно-синий цвет иногда выдаёт способности к эмпатии и очень хорошо развитую интуицию, вплоть до мистических озарений.

Когда темно-синий цвет располагается рядом с красным можно говорить о борьбе за независимость и преодоление симбиотической зависимости от матери.

Светло-синий – облегчающий цвет, излучает благоговение и покой и оздоравливает нервную систему. Цвет служения, неприхотливости, материнства.

Голубой цвет в рисунке мандалы символизирует сострадание, чувство материнства и беззаветной любви.

Светлые оттенки голубого - это выражение безусловной любви; темные оттенки - относятся к материнскому архетипу. Голубой цвет предшествует, возвещает о психологическом возрождении.

Светло-голубой цвет в мандале (небесный (лазоревый) цвет) символизирует Чистые Воды как источник жизни. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется мужчиной, это может указывать на некоторую пассивность.

Бирюзовый излучает дружелюбие, отзывчивость и свободную от религиозных ограничений духовность; стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению.

Бирюзовый цвет появляется в мандале часто тогда, когда человеку необходимо исцеление, надо дистанцироваться от событий, приносящих боль, унять боль потери.

Сиреневый цвет (цвет лаванды, бледно лиловый) в рисунках мандалы указывает на духовное обновление. Когда он присутствует в мандале, высока вероятность того, что автор рисунка является, религиозным человеком, и тогда сиреневый цвет является знаком духовного опыта. Цвет ассоциируется с добродетелью, трудолюбием, усердием, признательностью, а также предосторожностью и суеверием.

Отрицательное значение: бегство от реальности, зависимость от фантазий (особенно если мало красного).

Фиолетовый цвет отражает ностальгию, воспоминания, стремление к духовности, склонность к мистике и магии, склонность к творческому мышлению. Используется для удаления препятствий.

Отрицательное значение: меланхолия, беспомощность, сожаление и отречение.

Присутствие темно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти. Последнее более вероятно, если речь идет о рисунке взрослого мужчины, либидо которого блокировано в силу эмоциональной зависимости от матери. Если фиолетовый меняется на красный - это отделение психологической зависимости от матери.

Фуксия. Яркий фиолетово-красный цвет выражает жизненность, возбуждение, неприкаянность, отсутствие покоя. Появляется в мандалах женщин, борющихся за свою автономию, начинающих сознавать свое место в жизни, когда они начинают расширять свое мировоззрение. Эти женщины действуют, оставаясь укоренными в своей подлинной женской природе. Этот цвет связан с эмансипацией. В мандале этот цвет говорит о нашей готовности предпринять какое-то исследование, начать творческий проект или начать выражать свое творческое суждение.

Белый – духовность, чистота, свет, невинность, совершенство. Защитный цвет, помогающий мыслям и чувствам оставаться чистыми от негатива.

Отрицательное значение: чрезмерное стремление к совершенству, холодность, замкнутость, пустота, равнодушие.

Когда белого слишком много накладывают на лист, это означает, что мы что-то скрываем, подавляем. Это бегство от сильных чувств, потока либидо или нежелание принять инстинктивную природу. Но если не закрашенная область в мандалле оставлена в центре, это говорит о нашей готовности к большим неотложным изменениям.

Перламутровый оттенок (когда белый накладывается на другие цвета) говорит о громадной ценности, скрытой в темноте, неведении. Перламутровый цвет говорит о готовности или приближении шокового переживания. Это особое использование белого цвета в мандале говорит о повысившейся чувствительности к духовным изменениям. Как бы все меняется внутри нас новым образом, меняется восприятие мира.

Серый – нейтральный цвет, умение объединять противоположности.

Отрицательное значение: говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции.

Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию.

Иногда серый цвет может указывать на чувство вины, а также может свидетельствовать об апатии и усталости от жизни.

Обилие серого цвета в рисунке мандалы может указывать на утрату способности испытывать от нее радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни.

Коричневый цвет – спокойствие, любовь к простым вещам, материнство, скромность. Коричневый указывает на важность корней, очага, дома, компании себе подобных и чувства безопасности.

Отрицательное значение: равнодушие, грусть, бедность, отражение потребности в эмоциональной безопасности.

Использование коричневого цвета, особенно в центре мандалы, может указывать на заниженную самооценку, но иногда отражает пересмотр привычных ценных представлений. Появление коричневого цвета чаще всего означает послание бессознательного проанализировать старые раны, которые все еще требуют внимания, еще не исцелились и надо их пересмотреть.

Черный – цвет тьмы, интуиции и возрождения. Черный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов, к тому же он, в отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся светящимися и появляющимися как бы из темноты. Черное ассоциируется с самоотречением, уничтожением эгоцентризма через самобичевание и различные обеты. Черный может также означать и концентрацию на чем-то конкретном, агрессию, разрушительный импульс.

Отрицательное значение: смерть, пустота, разрушение, мрачность, угроза, отчаяние, потеря, страх, разочарование, пессимизм.

Обилие черного цвета в рисунке мандалы может являться признаком депрессии.

Рассматривайте результаты теста лишь как информацию к размышлению, как отправные точки, на которые стоит обратить внимание при выборе дальнейшей стратегии. Психолог Онлайн поможет грамотно использовать результаты теста, поможет сориентироваться в структуре акцентов и произвести коррекцию психологического состояния.

Хотите получить более точную интерпретацию теста? Сохраните свои записи и задайте вопрос психологу.

Мандала, как сакральный символ Вселенной, мироустройства, полна смыслов. Каждая линия, фигура, любой цвет, — здесь ничто не случайно, такие рисунки можно читать как текст, если знать значения и символику. В нашей статье попробуем разобраться, о чём нам могут рассказать цвета мандалы и значения фигур. Тогда мы сможем узнать скрытое значение мандалы.

В буддистской традиции центр мандалы — это мир божеств, он изображается в виде фигур или символов-букв, которые заменяют изображение фигуры бога . Ритуальная атрибутика, позы, формы изображения, — всё подчеркнуто выражает просветленность этих существ, связь с пятью видами мудрости. Каждая мудрость и божество символически выражается и с помощью цвета. В центре – синий цвет (божество Вайрочана), на восточной стороне – белый (Акшобхья), юг – желтый (Ратнасамбхава), запад – красный (Амитабха), север – зеленый (Амогхасидх).

Четыре направления внутреннего квадрата мандалы – это 4 стороны света, которые выходят во Вселенную – внешний круг. Место выхода – ворота, обычно они похожи на букву «Т». Медитируя, человек в воображении воспроизводит структуру мандалы, вбирая мудрость богов. На Востоке мандалу считают «застывшей молитвой».

Юнг считал мандалу не только инструментом для самопознания и раскрытия собственного потенциала, но и защитным кругом. Он заметил, что в трудные периоды жизни человека, этот архетипический знак активизируется, бессознательное так или иначе заставляет человека обращаться к символике круга: мы начинаем рисовать что-то округлое, во снах часто появляется образ лабиринта. В круге как бы ищется защита от распада, он собирает, центрирует. Рисунок мандалы как бы собирает разрозненные аспекты личности и объединяет их.

Цвет и форма могут воздействовать на состояние человека, — это знали и использовали ещё древние целители. Особым образом составленные мандалы в сочетании своих цветов и форм могут оказывать терапевтическое воздействие на эмоциональное состояние человека и, как следствие, — на физическое. Причём, такую помощь вы можете оказать себе или своему ребенку самостоятельно.

Рисующий мандалу изображает свою сущность в текущий момент времени. Этот процесс гармонизирует, позволяет человеку вспомнить о связи его внутреннего мира с миром Вселенной, перестроить мышление, взглянуть на какую-либо жизненную задачу, проблему с другой стороны, что зачастую помогает её легко разрешить.

По сути мандала рисуется в изменённом состоянии сознания, и когда говорит бессознательное, внутренний контролёр и оценщик отдыхает. Но если вы хотите после создания такого рисунка осмыслить состояние своего внутреннего центра, позволить сознанию уловить послания из вашей глубины, то можно воспользоваться общими интерпретациями значений фигур-символов и цветов, используемых в этом рисунке.

Сакральная геометрия: Принцип мандалы

Вселенские принципы и законы едины для всех, независимо от эпохи, части света, культуры, религии, вероисповедания или убеждений. По всему миру можно найти не только изображения в виде мандалы — «священного круга», символа Вселенной — но и целые храмы, соборы, культовые сооружения, жилища и даже города, разных культур и эпох, построенные по этому и другим принципам сакральной геометрии. Аналогичные мандале структуры могут быть найдены в традициях разных стран и народов, могут называться по-разному, но очевидно имеют единый Исток.

Обо все этом смотрим в следующем видео созданном специалистом по мандалам Маргаритой Ткачёвой :

Значение фигур и символов в мандале

О символике круга (защита), квадрата (просветление, мир богов), лотоса (жизнь) уже было сказано, рассмотрим подробнее значения других фигур, которые могут встречаться в мандале:

  • Треугольник. Это про силу и импульс: если вершина вверх – говорит о целеустремлённости, вниз – о нерешительности.
  • Спираль – это про движение: закручивается по часовой стрелке – созидательность, хорошее начало, против – бесполезность усилий, опустошение.
  • Волнистые линии – переживания.
  • Молния, зигзаг означает целительную божественную силу.

Стоит отметить, что символика этих фигур весьма обобщенна, но какой-то единый смысл, знакомый любому здесь может присутствовать. И в этом особенность архетипических образов – их не надо объяснять, они каким-то образом интуитивно понятны и знакомы каждому из нас, но вот их соединение и переплетение смыслов может быть индивидуально.

Вообще о символике и архетипах много писал тот же Юнг. Существуют специальные словари таких образов (например, «Словарь образов» Антонио Менегетти). Если есть желание углубиться в эту тему, можно познакомиться с подобной литературой. тогда вам будет проще разобраться и понять значение мандалы.

Цвета мандалы

С толкованием цвета в мандале картинка ещё более разноречивая и это затрудняет понять значение мандалы. Дело в том, что один и тот же цвет тут может иметь много значений, а в сочетании с другими – вообще смысл может меняться. Тем не менее, обозначим основные значения цветов мандалы:

  • Красный – символ жизненной энергии, силы, уверенности в себе (если его слишком много, то – самоуверенности или даже агрессивности), сексуальности.
  • Оранжевый — может свидетельствовать об амбициозности, завышенной самооценке, а если его использует женщина, то, возможно, у неё есть трудности в общении с противоположным полом.
  • Желтый – солнечный цвет, часто используют в мандалах люди искусства, он символизирует творчество, прибавляет оптимизма, радости, способствует раскрытию творческого потенциала, успешным новым начинаниям.
  • Зеленый – символ обновления (зеленый цвет часто предпочитают люди, профессия которых связана с помощью другим, их исцелением), может свидетельствовать о силе родительских чувств, способности и готовности воспитывать детей (если очень много – гиперопека).
  • Синий – сила духа, спокойствие, выносливость, рассудительность, развитая интуиция.
  • Голубой – символ дружелюбия, сострадательности, отзывчивости, а его оттенок – бирюзовый – защищает и помогает исцелиться.
  • Фиолетовый — в мандале говорит о том, что человек стремится к гармонии, этот оттенок вдохновляет и очищает. Однако если фиолетовым закрашен центр мандалы, это может свидетельствовать о сильной связи (если не о полной зависимости) автора с матерью.
  • Коричневый – цвет земли, это – укорененность, практичность, желание стабильности, безопасности, защищает.
  • Черный – цвет тайны, тени, тьмы. Присутствие его в рисунке мандалы может свидетельствовать о депрессивном состоянии, опустошенности, утрате опоры и веры в жизни.
  • Белый – защитный цвет, символ чистоты, духовности, но если его слишком много, это может говорить об отсутствии энергии у автора такой мандалы.

В некоторых интерпретациях смешение красного с черным указывает на наличие болезни (возможно – болезни крови).

Если в мандале встречается розовый цвет , то это может говорить о любви и теплоте, однако большое количество розового, особенно в сочетании с чёрным может быть плохим признаком (например, говорить о болезни или о склонности к суициду).

Много сиреневого может говорить о заболеваниях дыхательных путей.

Преобладание серого может сигналить о потере вкуса к жизни, но если его использовано в меру, то это всего лишь свидетельство уравновешивания противоположностей.

Конечно, рисуя мандалу, вы можете использовать гораздо больше цветов – не стоит ограничиваться в самовыражении . А приведённые значения цветов – вовсе не истина в последней инстанции, они просто могут стать отправной точкой в разговоре с самим собой, где вернее всего будет прислушаться к собственным импульсам и предпочтениям.

Статью прочитали: 9 251

Понятие мандалы было внесено в западную психологию швейцарским психологом К. Юнгом. Он открыл её, занимаясь собственным психоанализом. Юнг обратил внимание на то, что схематика круга в его рисунках изменялась в соответствии с его внутренним состоянием, т. е. по сути являлась его отображением.

Для Юнга мандала представляет собой важную составную часть процесса индивидуализации личности. При этом мандала помогает активизировать бессознательное и в результате укрепления внутреннего порядка найти новые ориентиры во внешнем мире. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует самопознанию, оздоровлению организма и росту человека как личности. Привлечение бессознательного может усилить противостояние человека внешним жизненным обстоятельствам. Особенно большое значение имеет это отступление в собственный центр в период общественных перемен.

Круг является символом планеты Земля, а также символом защищенности материнского лона. Таким образом, мы очерчиваем границу, защищающую физическое и психологическое пространство, с которым мы идентифицируем свою личность.

Создавал мандалу, мы создаем символ собственной личности, который помогает нам понять, что мы из себя представляем в данный момент.

Круг, который мы очерчиваем, отражает все противоречия, свойственные нашей личности. Такое проявление и восприятие конфликтов позволяет освободиться от напряжения и достичь целостности.

Красный цвет в мандале указывает на наличие целебного, животворного потенциала, который выступает на поверхность из глубины психики. Он отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков, за стремление выжить, за волю к трансформации. Красная огненная корона во круг большинства традиционных малдал означает сжигание всего темного и невежественного, фальшивых представлений и ошибочных самооценок. Бросающееся в глаза отсутствие красного цвета в мандале, наоборот, может свидетельствовать о пассивности или недостатке воли и сил для самореализации.

Оранжевый цвет является смягченной формой праэнергии красного цвета, другими словами, символизирует "границу огня". Оранжевый цвет отвечает за чувство идентичности и положительного самоутверждения.

Жёлтый цвет символизирует способность нашего духа видеть, воспринимать и понимать. В изображении индейского лечебного колеса желтый цвет ориентирован на восток и символизирует свет прозрения. В мандале желтый цвет ассоциируется с активным мужским началом. Его появление в мандале свидетельствует о развитии индивидуальности и независимости и считается признаком начала новой жизни, полной радостных ожиданий и надежд. Заметное отсутствие жёлтого цвета в мандале говорит о поляризации света и темноты и может указывать на вытеснение "тени".

Зелёный цвет отвечает за созидательные и целительные силы в человеке, за его стремление обновить себя. В упоминавшемся уже лечебном колесе зелёный цвет ориентирован на юг и символизирует мудрую способность воспринимать других людей, защищать их и помогать им.

В этой связи зелёный цвет очень часто проявляется в мандале людей, чья профессия связана с оказанием помощи людям или их лечением. Кроме того, зелёный цвет является символом целостности, так как объединяет в себе жёлтый и голубой цвета, т. е. мужское и женское начала.

Одной из разновидностей голубого цвета является бирюзовый , получивший свое название от бирюзы - драгоценного камня , который, как считается, обладает целебными свойствами и защищает своего хозяина. Комбинация зелёного и голубого цветов рождает чувство ответственности, стремление самому решать собственные проблемы, а также способность духа к самоисцелению. Бирюзовый цвет довольно часто встречается в традиционных мандалах.

Голубой цвет является символом бесконечности, глубины океана и высоты безоблачного неба. Он занимает важное место в религиозной символике и соотносится с местом жительства богов. В христианстве голубой цвет считается символом женского начала и прообразом материнства. В мандале голубой цвет соответственно символизирует чувство материнства, беззаветной любви и сострадания.

Тёмные оттенки голубого могут свидетельствовать о наличии элементов тирании в материнском чувстве, как это, например, символически отображено в чёрно-голубом одеянии индийской богини Кали. Первородный хаос, возникающий при этом в ассоциациях, заключает в себе начало и конец сознания.

Синий цвет ассоциируется с цветом темного ночного неба, бушующего моря, с отображением фаз внутренней темноты. В мандалах синий цвет соответствует интуиции и мудрости, способности взглянуть на бесконечную реальность через видимые формы, через цикл, включающий в себя начало и конец, смерть и возрождение.

Фиолетовый цвет (а также его тёмно-сиреневые оттенки) считается королевским цветом, объединяющим в себе мужское и женское начала и символизирующим мистическое слияние объекта и субъекта.

В символике мандалы фиолетовый цвет означает энергию (красное), проявляющуюся на духовном уровне (голубое).

Фиолетовый цвет означает стремление наладить "магические" связи с самим собой и с окружающим миром. При склонности к экстремальным ситуациям фиолетовый цвет может означать чрезмерный индивидуализм, эгоцентрическое поведение и поступки, а гипертрофированная образность может нарушить связь с реальным миром.

Чёрный цвет, т. е. в принципе отсутствие цвета, ассоциируется с темнотой, тайной, со всем отрицательным, со смертью и с пустотой. Чёрный цвет означает темноту, из которой появляется жизнь и сознание и в которую они со временем возвращаются, - живой хаос любого начала, символ бессознательного и потери сознания.

Чёрный цвет может означать также и "психологическую смерть", что отчасти проявляется и в тёмно-голубом цвете, тёмную ночь духа, предшествующую милости нового познания. В алхимических процессах чёрный цвет соответствует фазе глубоких изменений, когда важные превращения происходят незаметно.

Чёрный цвет в мандале может указывать на чувство депрессии, потери или печали. Он может быть также свидетельством интеграции нашей "темной" стороны в самосознание.

В противоположность чёрному цвету белый цвет символизирует свет, человеческое сознание, чистоту, что-то нематериальное и духовное. Если в мандале присутствует слишком много белого цвета, то это может свидетельствовать, с одной стороны, о духовной ясности, о готовности к изменениям, к трансперсональным изменениям психики, а с другой - о недостатке энергии, удалении от восприятия и потребностей тела, об угрозе завышенной самооценки, о сильных, но скрытых эмоциях.

Серый цвет - это нейтральный цвет, состоящий из черного и белого. Он может рассматриваться как выражение равновесного состояния противоположностей.

Если в целом цвет является выражением эмоций, то серый цвет, так сказать, состояние не-цвета, может быть признаком недостатка чувств, а иногда и депрессивного состояния.

Цвета, корреспондирующие с семью чакрами, соответствуют семи цветам радуги. Если все они спонтанно проявляются в мандале, то это свидетельствует о наличии "ощущения радуги". Дождь, как оплодотворяющий элемент, и дуга, как олицетворение связи между отдельными частями, являются символом магического духовного возрождения.

Каждому, кто занимается интерпретацией рисунков мандалы, нужно помнить, что каждый цвет имеет как положительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он используется.

Начнём с черного цвета. Он традиционно ассоциируется с отрицанием жизни - разрушением. С другой стороны, можно рассматривать его как психологическую смерть, предшествующую новой жизни. Черный символизирует темноту чрева и земли, в которую брошено зерно. Любая жизнь зарождается во тьме.

Помоим наблюдениям, большинство американцев избегают пользоваться черным цветом, если не считать случаев патологии. Черный цвет нередко используется пациентами с психическими расстройствами и крайне редко - здоровыми субъектами. Я считаю, что это связано скультурными табу, в частности с избеганием темы смерти и поощрением оптимизма. Американцы не любят касаться неприятных вещей. В изобразительных же работах клиентов и специалистов из Европы и в особенности из латиноамериканских стран черный цвет используется чаще, причем он во многих случаях вовсе не ассоциируется с депрессией и патологией. Мне это представляется признаком более здоровой позиции, которая связана с восприятием жизни и смерти как составных частей одного и того же.

Трудно проигнорировать и связь этого цвета с представлением о черной расе. Было бы ошибочно полагать, что если быть черным (иметь черную кожу) хорошо, то черный цвет всегда имеет положительное психологическое содержание. Оно определяется не физическими, а эмоциональными характеристиками субъекта. Кроме того, наши эмоциональные реакции имеют висцеральный характер (мы чувствуем «нутром»), слизистая же оболочка внутренних органов имеет красноватый оттенок. Обозначая биологическую границу субъекта, цвет кожи во многих случаях воспринимается также и как показатель эмоционального состояния. На это указывают глаголы «покраснеть» (от того или иного чувства), «побледнеть».

Общепринятое отрицательное отношение к черному цвету обусловлено тем, что он ассоциируется с тьмой, которая у многих вызывает страх. Во многих культурах существуют ритуалы, посредством кото-

рых люди пытались помочь солнцу взойти; утро было временем всеобщего ликования. Провинциальные жители верят, что ночь имеет тысячу глаз, наполнена жизнью. Она, как и бессознательное, внушает людям страх. Отсутствие света означает утрату веры, а потому обилие черного цвета в изобразительной продукции может являться признаком депрессии.

Теперь рассмотрим серый цвет. Этот цвет часто присутствует в мандалах употреблявших героин наркоманов, которые получают метадон, и иногда может указывать на наличие чувства вины. Серый цвет также может свидетельствовать об апатии и ощущении усталости от жизни. Обилие серого цвета в рисунке может указывать на утрату способности испытывать от неё радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть перспективу жизни.


Я полагаю, что тёмно-фиолетовый цвет является одним из наиболее значимых. Он указывает на состояние, которое предшествует дистанцированию от матери, на симбиотическую зависимость от неё. Это состояние ассоциируется с тёмно-фиолетовым цветом, поскольку он является результатом смешивания красного – цвета либидо – и синего цвета, который ассоциируется с амниотической жидкостью. И любовь, и ненависть связаны с эмоциональной привязанностью, а потому присутствие тёмно-фиолетового цвета в центре мандалы может указывать на сильную зависимость от матери с преобладанием чувства любви или ненависти. Последнее более вероятно, если речь идёт о рисунке взрослого мужчины, либидо которого блокировано в силу его эмоциональной зависимости от матери. С другой стороны, тёмно-фиолетовый цвет может указывать на активность фантазии, которая в арт-терапии обычно играет положительную роль.

В историческом прошлом тёмно-фиолетовый цвет считался цветом королей. Тот, кто верит в своё благородное происхождение и считает себя особенным, нередко использует этот цвет. Он также может свидетельствовать о кровосмесительной связи в благородной семье. В истории известны случаи, когда мать-королева и её сын занимали трон совместно. Иногда это также могли быть брат и сестра, и в этом случае также можно предполагать наличие кровосмесительных тенденций.

Символическое значение темно-фиолетового цвета может быть раскрыто путем обращения к древним мифам, в особенности тем, в ко­торых описываются ритуалы жертвоприношений. Этот цвет в мифах нередко связывается с принесением в жертву молодого бога.

Когда речь идет о коричневом цвете, у многих возникают ассоци­ации с фекалиями. Коричневый цвет может указывать на контакт с фе­калиями во время родов и страх загрязнения. Иногда он указывает на наличие мазохистических тенденций. С другой стороны, коричневый цвет может быть признаком большого потенциала, ассоциируясь, в ча­стности, с готовой к посеву почвой. Если коричневый цвет занимает незначительное пространство в центре мандалы, это может свидетель­ствовать о заниженной самооценке ее автора.

Теперь рассмотрим красный цвет. Я полагаю, что этот цвет связан с мужскими проявлениями и физиологией - сексуальной потребностью, кровью, деструктивными тенденциями и способностью отстаивать свои интересы. Все это необходимо для выживания, однако, когда красный цвет присутствует на рисунке в избытке, это может указывать на гнев и потребность кому-то отомстить. Когда же красный цвет используется вместе с черным, это свидетельствует об агрессивных тенденциях, гото­вых реализоваться в разрушительных действиях. В то же время, хотя крас­ный цвет ассоциируется с кровью и взрывным темпераментом, он свиде­тельствует и о способности защищать свои интересы и свое «я», а пото­му его следует считать признаком психического здоровья. Неизменное отсутствие красного цвета в серии мандал может указывать на пассив­ность и недостаточную способность добиваться своего.

Когда красный цвет смешивается с черным (такое сочетание мож­но назвать грязно-красным цветом), трудно исключить наличие про­блем, связанных с различными запретами, а также заболевания крови. У примитивных народов такой цвет ассоциируется с менструальной кровью, а потому - и с кровосмесительными потребностями, ранами и физическими заболеваниями. В отдельных случаях он может отра­жать опыт прохождения хирургических операций. Психологическое значение этого цвета определяется формой фигуры и его расположением в мандале.

Розовый цвет можно с большой долей уверенности считать символом тела (конечно, если абстрагироваться от различий в цвете кожи, о чем было сказано выше). Большинство людей связывают розовый и

телесный цвета с нежностью, чувствительностью, уязвимостью. Обилие розового цвета в мандале может указывать на эмоциональную хруп кость и незащищенность, страх обнажения и потребность в защите со стороны психотерапевта. В этом цвете можно увидеть проявление воз вращения к внутриутробному состоянию.

Розовый цвет нередко используется теми, кто переживает соматическое неблагополучие. В период месячных многие женщины используют розовый и красный цвета. Женщины в большей степени, чем мужчины, придают значение своему физическому состоянию и на подсознательном уровне «понимают», что происходит в их теле. Они могут использовать розовый цвет в период менструаций, даже если они ничего не говорят о своей озабоченности физическим состоянием. Если в мандале присутствует розовый цвет, следует спросить женщину, нет ли у нее месячных, чтобы избежать ошибочного предположения о том, что у нее имеются определенные соматические проблемы.

Если розовый цвет сочетается в мандале с черным и, особенно, если на рисунке они расположены рядом, высока вероятность проявления у пациента саморазрушительных тенденций. В сочетании с розовым черный может ассоциироваться с ведьмой или иным разрушительным началом, «разверзшейся землей, готовой поглотить все живое» (Neumann, 1970, р. 58).

Обратимся теперь к оранжевому цвету - одному из наиболее интересных, поскольку он является результатом смешивания красного и желтого цветов. Оранжевый указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться и в чувстве любви, и в чувстве ненависти. И в том и в другом случае красный цвет либидо сочетается с золотым или желтым цветом - цветом отца. Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам или отцу. Присутствие в мандале большого количества оранжевого цвета свидетельствует об амбивалентном отношении к мужским фигурам и потребность в самоутверждении. В мандалах женщин оранжевый цвет может указывать на проблемный характер отношений с мужчина­ми. В некоторых случаях он отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную самооценку и выраженную амбициозность.

Оранжевый цвет в сочетании с цветом индиго (темно-синим), осо­бенно когда они присутствуют в мандале в виде изогнутых фигур и ис­пользуются мужчинами, может быть проявлением Эдипова комплекса.

Когда в рисунке женщины оранжевый сочетается с темно-зеленым и черным цветами, это может быть свидетельством проблем сексуальной идентичности.

Желтый цвет - цвет солнца. Ярко-желтый цвет указывает на вы­сокий интеллект и сильный характер. В отличие от оранжевого, жел­тый цвет ассоциируется со здоровым самоутверждением, свободным от дефензивности и противостояния авторитетам. Светло-желтый цвет в мандалах как мужчин, так и женщин в большинстве случаев отражает ясный ум и любознательность. Он нередко также свидетельствует о хороших, теплых отношениях с отцом. Во многих мифах яркое желтое солнце с его всепроникающими лучами ассоциируется с плодородием и золотой спермой бога. Солнце и вода являются важнейшими услови­ями развития растительной, органической жизни.

Зеленый цвет ассоциируется с критическим состоянием, посколь­ку его положительные и отрицательные значения крайне поляризова­ны. Этот Цвет отражает растительную жизнь. С мифологической же точки зрения он может рассматриваться как единство матери (синий цвет) и отца (желтый цвет) и символизировать здоровый рост и разви­тие. Он также указывает на способность заботиться о других и о себе, свидетельствует о состоянии зрелости, когда субъект интроецирует ма­теринские и отцовские качества и сам становится родителем.

Иной смысл присущ темно-зеленому цвету. Последний ассоции­руется с лесом, в котором обитают ведьмы и другие злые существа. Бледно-зеленый цвет, например, цвет шартрез, нередко используется больными шизофренией. Этот цвет вызывает у меня мысль об испепе­ляющем солнце, обесцвечивающем воды жизни. Практика показывает, что его наличие в рисунке является индикатором прекращения роста и развития и утраты энергетического потенциала. Хотя в бледных оттен­ках зеленого присутствует отцовский желтый цвет, он не ассоциирует­ся с поддержкой. Грязно-зеленый цвет можно считать противополож­ностью розового и, следовательно, носителем противоположных харак­теристик.

На наличие в рисунке любых оттенков зеленого цвета нужно об­ращать особое внимание. Любопытно, что психотерапевты и медицин­ские сестры часто пользуются зеленым и желтым цветами при рисова­нии мандал. Я полагаю, что в данном сочетании желтый цвет выражает силу характера, проявляемую через заботу о других; зеленый же цвет в

этом случае отражает способность оказывать другим поддержку. Зеленый, таким образом, свидетельствует о поддержке других, хотя прежде всего он ассоциируется со способностью заботиться о себе самом. Если зеленый цвет присутствует в большом количестве, это может указывать на некоторую ригидность или тенденцию к гиперопеке. Избыточное количество зеленого цвета требует пристального внимания, в особенности, если это характерно для мандал представителей помогающих профессий.

Перейдем к светло-голубому (или небесному) цвету. Для многих людей он символизирует воду как источник жизни и бескорыстную любовь матери, возможно поэтому он на многих рисунках обозначает деву Марию. Этот цвет также часто ассоциируется с тем местом, где человек чувствует себя защищенным и лелеемым и свободным от каких-либо обязательств. В женских мандалах этот цвет указывает на положительное отношение к себе как к женщине и идентификацию с материнскими функциями. Если же этот цвет в большом количестве используется муж­чиной, это может указывать на некоторую пассивность. Любопытно, что некоторые мужчины используют этот цвет в сочетании с оранжевым. Такая комбинация указывает на наличие конфликта, который, по всей видимости, относится еще к детству, когда мать (светло-голубой цвет) была поставлена на пьедестал, а отец (оранжевый цвет) рассматривался как ее противоположность. Данное сочетание цветов может поэтому свидетельствовать об актуализации эдипального конфликта.

Теперь обратимся к темно-синему цвету. Исторически он принад­лежал богине Кали, архетипу Великой Матери в его разрушительных проявлениях, символизируя чрево-могилу, идею о том, что все появив­шееся на свет должно умереть. Этот цвет используется теми людьми, для которых характерен конфликт с матерью. Она воспринимается ими как угроза, как нечто пытающееся их поглотить.

Парадоксальным образом, однако, присутствие в мандале темно-синего цвета указывает на интуитивные способности. Этот цвет, таким образом, имеет и определенные положительные значения. Негативным же аспектом симбиоза с матерью являются паранойяльные тенденции или дефензивные проявления. Если в мандале присутствует темно-си­ний цвет, можно сказать ее автору, что у него имеются интуитивные способности, а также способность к эмпатии. Нелишне также спросить их о том, нет ли в их отношениях с матерью каких-либо проблем.

Многие алкоголики обладают заметной интуицией и повышенной чувствительностью, при этом они часто используют темно-синий цвет врисунках мандалы. Я полагаю, что страдающие аддиктивными рас­стройствами лица нередко принимают алкоголь и наркотики, чтобы блокировать стимулы, которые являются для них невыносимыми. Они прибегают к алкоголю и наркотикам как к средству контроля над не­приятными эмоциями.

Когда темно-синий цвет располагается рядом с красным, можно констатировать наличие конфликта, условно называемого «единобор­ство с драконом»: «Космический герой вступает в поединок с драко­ном, для того чтобы обрести независимость. Он побеждает дракона, воплощающего собой архетип Великой Матери, тем самым освобож­дая себя и свое сознание от ее доминирования» (Neumann, 1970, р. 315).

Данные два цвета - красный и синий, - указывающие на борьбу за независимость и преодоление симбиотической зависимости, явля­ются в то же время составными частями темно-фиолетового цвета, сим­волизирующего мать в образе царственной особы. Чтобы стать самим собой, человек должен отделиться от матери и ее темных аспектов (ас­социирующихся с драконом). Когда это отделение происходит, он на­чинает более активно использовать красный, голубой и желтый цве­та. Время единоборства с драконом - это интервал от 16 до 25 лет. Если человек не победил в этом единоборстве, темно-фиолетовый цвет сохраняется в его рисунках даже в зрелом возрасте.

Наконец, коснемся сиреневого цвета или цвета лаванды. Этот цвет нередко используется при изображении таких форм, которые напоми­нают языки пламени и исходят от неких мифологических существ. Дан­ный цвет, как правило, символизирует единство с божественной мате­рью и мистические переживания. К положительным аспектам сирене­вого цвета следует отнести его связь с ощущением единства с вселенской жизнью. Этот цвет может также передавать опыт нового рождения. Сиреневый, цвет является результатом соединения голубого цвета - цвета положительного материнства с розовым - цветом сублимиро­ванной сексуальности. Сливаясь, они производят сиреневый цвет.

Этот цвет имеет и негативное содержание, поскольку часто встре­чается в мандалах тех лиц, которые страдают бронхиальной астмой и другими респираторными заболеваниями. Кроме того, он может указы­вать на асфиксию, имевшую место при рождении. Похожего бледно-го

лубого цвета бывают младенцы, перенесшие асфиксию, и губы страдающих одышкой больных. Таким образом, сиреневый цвет определенным образом связан с дыханием. Когда он присутствует в мандале проходящих LSD-терапию пациентов, это может указывать на возникновение них проблем с дыханием в ходе сессий с использованием LSD.

Ябы также хотела обратить внимание на связь сиреневого цвета с религиозными и мистическими переживаниями. Когда он присутству­ет в мандале, высока вероятность того, что автор рисунка является, ре­лигиозным человеком, и тогда сиреневый цвет является знаком духов­ного опыта.

Особым смыслом в изображениях мандалы обладают радужные переливы или множество цветов, расположенных в определенной пос­ледовательности. Они могут иметь как положительное, так и отрицатель­ное содержание. Так, например, мандалы, в которых все цвета изображены без какого-либо порядка, могут отражать выраженные негативные переживания, связанные с утратой привычного чувства «я». Однако те же изображения, в случае, если им на смену впоследствии приходит более упорядоченное расположение цветов, могут указывать на положительные переживания экстатического характера. Изображения радуги могут быть связаны с первой стадией того процесса, который, предпола­гая момент дезинтеграции, ведет затем к обретению новой целостности.

Больные шизофренией часто используют цвета таким образом, что их рисунки вызывают ощущение дезинтеграции. Изображения радуги в этом случае имеют негативное содержание, указывая на распад лич­ности. Аналогичное значение могут иметь изображения радуги в ри­сунках пациентов с пограничными расстройствами.

Наличие у пациента конфликтных отношений с родителями пси­хотерапевт может определить потому, какие цвета использует пациент при создании мандалы. Так, например, если у женщины имеются на­пряженные отношения с матерью, она может при создании своей ман­далы вначале использовать темно-синий цвет. Когда же ей удастся ус­тановить хорошие отношения с женщиной-психотерапевтом, в ее мандалах может появиться небесно-голубой цвет, указывающий на положительный опыт общения со значимым для нее лицом женского пола. Аналогичный процесс будет характерен для мужчины, который при создании своей первой мандалы использовал грязно-желтый цвет, указывающий на неразрешенный конфликт в его отношениях с отцом.

В ходе психотерапии, проводимой мужчиной, выступающим для паци­ента в качестве примера хорошего отца, такой пациент постепенно нач­нет использовать ярко-желтый цвет, указывающий на установление новых, положительных отношений с родительской фигурой, каковой является психотерапевт.