Проект в подготовительной группе «Подводное царство – богатое государство». Тематическая неделя «Морские обитатели»

Традиционно в конце июля в детском саду проводится День Нептуна. К этому празднику можно приурочить тематическую неделю, направленную на изучение морских обитателей. В старшей группе дети узнают о разнообразии животного и растительного мира морей, экспериментируют с солёной водой, получают информацию о работе океанологов и создают проекты по защите окружающей среды. Описание экспериментов, рассказы, стихи и загадки о морских обитателях, речевые игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Морские обитатели».

Социально-коммуникативное развитие

Продолжается работа по формированию правил столового этикета через беседы и сюжетно-ролевые игры, дети говорят о своей малой родине, закрепляют знания о , что способствует социально-коммуникативному развитию детей.

Познавательное развитие

В области познавательного развития запланированы просмотры презентаций по теме, внесение рабочей тетради «Морские обитатели», игры на закрепление знаний цифр первого десятка и т.д. Дети собирают коллекцию ракушек и узнают о том, как и кто изучает подводный мир.

Речевое развитие

Для речевого развития взрослый подбирает игры, направленные на формирование умения составлять предложения, находить заданный звук в слове. Старшие дошкольники пересказывают народные сказки и вспоминают произведения литературы, в которых встречаются обитатели моря.

Художественно-эстетическое развитие

Расширяя представления детей о маскировке животных, воспитатель вовлекает их в изготовление игры «Кто умеет прятаться». Для украшения группы дети изготавливают модуль «Красивые рыбы» и рисуют по мокрому цветному песку. Всё это позволяет решать задачи художественно-эстетического развития дошкольников.

Физическое развитие

Педагог знакомит детей с чувашской народной игрой «Хищник в море», в которой происходит закрепление знаний о морских обитателях, вносит атрибуты к игре «Поймай рыбку». Беседа о пользе морского воздуха так же способствует физическому развитию детей старшей группы.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ воспитателя о Чёрном море. Рассматривание Чёрного моря на карте. Цель: выяснить, что в некоторых местах граница России проходит по Чёрному морю. Просмотр презентации «Морские рыбы». Цель: выяснить, как рыбы приспособились жить в воде. Игра «Размытое письмо». Цель: упражнять в составлении распространенных упражнений. Разрезные картинки по теме «Морские рыбы», настольные игры «Найди такую же рыбку», «Кто спрятался в рисунке». Цель: развивать внимание и наблюдательность. Физминутка «Морское путешествие». Цель: познакомить с игрой, разучить слова.
Про-гулка С.р.игра «Ресторан». Цель: закрепить правила столового этикета через игру. Внесение рабочей тетради «Морские обитатели». Цель: привлечь внимание детей к теме недели. Игра «Бросаемся слогами». Цель: вспомнить правила игры. Игра «Перевёртыши». Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. П.и. «Серсо». Цель: учить набрасывать деревянные кольца на кий, развивать глазомер. Народная игра «Краски». Цель: формировать умение прыгать на одной ноге, приземляясь на носок и полусогнутую ногу.
ОД
2 п.д. Игра «Угадай, какой знак?». Цели: развивать умение детей различать дорожные знаки, закреплять знания о правилах дорожного движения. Эксперимент «Окраска морской воды». Цель: выяснить, почему солёная вода не окрашивается. Чтение рассказов из серии «Расскажите детям о морских обитателях» И.Ф.Заянчковского. Цель: развивать интерес к чтению. Оригами + рисование фломастерами «Морские рыбы». Цель: привлечь детей к изготовлению модуля для группы. Рассказ воспитателя о том, чем полезен морской воздух. Цель: расширять знания детей о лечебных силах природы.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Изготовление атрибутов к игре «Искатели» (карты подводного мира, журнал наблюдений и т.д.) Цель: привлечь детей к созданию игрового оборудования. Настольная игра «Умные крышки». Цель: закрепить знания цифр первого десятка. Домашняя заготовка «Рассказ о морской рыбе». Цель: способствовать развитию связной речи, умение чётко излагать свои мысли. Музыкальная дидактическая игра «Прохлопай ритмический рисунок». Цель: развивать музыкальный слух и внимание. Игры с нетрадиционным физкультурным оборудованием. Цель: поощрять самостоятельность в выборе атрибутов.
Про-гулка Труд на огороде, наблюдение за произрастанием овощей . Цель: зафиксировать результаты в дневнике наблюдений. Рассказ воспитателя о медузах. Цель: познакомить детей с разнообразием морского мира. Составление описательных рассказов о морских обитателях. Цель: активизировать речь, обогащать речь эпитетами и сравнениями. Разные виды театра. Цель: развивать театральное мастерство и речь. П.и. «Медведь и пчёлы». Цель: формировать умение запрыгивать на возвышенность. П.и. «Дорожка препятствий». Цель: продолжать учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд; совершенствовать навыки пролезания под дугами; совершенствовать координацию движений.
ОД


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Сказка»

Подготовили: Раудис О.П.
Журавлёва Е.С.
2014 год.
Проект в подготовительной группе
«Подводное царство – богатое государство».
Тип проекта: познавательно-игровой;
Продолжительность проекта: 7 дней;
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность проекта: Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Где мы может это все узнать?
Рыбы живут в воде, они плавают.
У рыбы есть голова, хвост, плавники. Почему в море вода соленая?
Где живут, какие рыбы? (море, океан, реки)
Почему рыбы не говорят?
Сходить в океанариум, дельфинарий.
Посмотреть в интернете, по телевизору;
Прочитать в книгах и энциклопедиях;
Информация о рыбах на дисках;
По телеканалу zoo tv.
Задачи проекта:Образовательные:
- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Основная проблема:
Где бы жили рыбы, если не было рек, морей и океанов?
Почему рыбы не летают?
Ожидаемый результат:
Получение информации из разных источников;
Владеть понятиями «Морские животные», «Рыбы», и т.п.;
Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы, плакаты «Подводного царства»);
Изготовление макета «Подводное царство и его обитатели»;
Мини-эссе вместе с родителями (с зарисовкой).

1 этап. Организационный.
1.Создание проблемной ситуации.
Цель: Заинтересовать детей данной темой.

Цель: Выявить у детей знания о подводном мире.
3.Анализ проблемы.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Где мы можем это все узнать?

Цель: Учить ставить проблемные вопросы.

Цель: Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов.


7.Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок.
Цель: Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, кругозор.
2 этап. Реализация проекта
Организованная форма деятельности.
Цель: Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить образовывать притяжательные прилагательные.

1.Коммуникация:
«Рыбы»
«Морское путешествие»
2. ФЭМП:
«Решение задач»


«Где живет Капелька?»

Цель: Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Рисование:
«Рыбки играют, рыбки сверкают» ;
Лепка:
«Золотая рыбка»;


«Рыбки».


Беседы с детьми:


«Чем питается рыбы?».
«Почему море соленое?».

Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: - источник жизни.

Чтение:
С.Сахаров «Морские сказки»;


Сказка «По щучьему велению».

Игровая деятельность.
Цель: Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи. Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, друг с другом.
Дидактические игры:
«Узнай рыбу по описанию».

«Кто чем питается?».
«Поймай больше слов».
«Четвертый лишний».
«Да - нет».
«Царство рыб».
«Расшифруй рыбку».
Сюжетно ролевые игры:
«Подводное плавание».
«Путешественники».
«Кругосветное путешествие».
Подвижные игры:
«Удочки».

«Рыбалка».
Взаимодействие с родителями:
Цель: Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни.
Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности.
Изучение энциклопедий.


3 этап. Реализация проекта.
Выставка совместных работ по проекту «Подводное царство»;

Плакаты «Подводные царства»;
Макет «Подводное царство и его обитатели»;

Родители:


Смогли реализовать свои творческие способности.
Содержание деятельности Цель Участники

Этап. Организационный. 1.Создание проблемной ситуации.
2. Определение задач воспитательно-образовательной работы.
3.Анализ проблемы.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Где мы можем это все узнать?
4.Формулировка проблемных вопросов.
5.Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.
6.Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта.
7.Подбор подвижных и дидактических игр, стихов, загадок. Заинтересовать детей данной темой.
Выявить у детей знания о подводном мире.
Учить ставить проблемные вопросы.
Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов.
Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, кругозор.
Воспитатели, дети.
Воспитатели.
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
Воспитатели, родители.
Воспитатели, дети, родители.
2 этап. Реализация проекта. Организованная форма деятельности.
1.Коммуникация:
«Рыбы»
«Морское путешествие»
2. ФЭМП:
«Решение задач»
«Ориентировка в пространстве»
Формирование целостной картины мира:
«Где живет Капелька?»
Художественно-эстетическая деятельность:
Рисование:
«Рыбки играют, рыбки сверкают» (с элементами аппликации);
«На дне морском» (сюжетное);
Лепка:
«По щучьему велению» (сценка из сказки);
Конструирование из бумаги (оригами):
«Рыбки».
Непосредственная образовательная деятельность.
Беседы с детьми:
«Что такое подводное царство?».
Подводное царство – богатое государство?».
«Чем питается рыбы?».
«Почему море соленое?».
«Где можно найти нужную информацию?», и др.
Чтение художественной литературы:
Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира;
Чтение:
С.Сахаров «Морские сказки»;
С.Воронина «Добрая раковина»;
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Сказка «По щучьему велению».
Разучивание стихов, загадок о рыбах.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Узнай рыбу по описанию».
«Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?».
«Кто чем питается?».
«Поймай больше слов».
«Четвертый лишний».
«Да - нет».
«Царство рыб».
«Расшифруй рыбку».

Сюжетно ролевые игры:
«Экскурсоводы».
«Подводное плавание».
«Путешественники».
«Кругосветное путешествие».
Подвижные игры:
«Удочки».
«Рыбы».

Взаимодействие с родителями:
Изучение энциклопедий.
Беседа с детьми о подводном мире.
Просмотр телепередач о подводном мире.
Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить образовывать притяжательные прилагательные.
Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях.
Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на знак плюс и минус в пределах 10.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: - источник жизни.
Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Родители:
Приняли активное и заинтересованное участие совместной деятельности с детьми и педагогами группами по развитию знания детей о подводном царстве.
Получили возможность узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду.
Смогли реализовать свои творческие способности. Приложение 1
Конструирование из бумаги (оригами):
«Рыбки».

Приложение 2
Макет «Подводное царство и его обитатели».

Проект «Путешествие в подводный мир» для детей подготовительной группы детского сада

Описание: Проект для детей подготовительной группы детского сада, способствует систематизации знаний дошкольников о подводном мире и его обитателях.

Актуальность: Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.

Проблема: В результате опроса по теме выявлено, что дети проявляют интерес к изучению подводного мира, однако имеют недостаточно четкое представление о флоре и фауне водоемов: рек, озер, морей и океанов.

Цель: Систематизация знаний детей об обитателях подводного мира.

Задачи:
- расширять знания детей о классе рыб (названия, строение, способы питания, размножение);
- учить выделять характерные признаки различных рыб, классифицировать их (пресноводные, морские, аквариумные);
- развивать умение находить причинно – следственные связи, устанавливать взаимосвязь между местом обитания и питанием; рассуждать, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать бережное дружелюбное отношение к живым существам.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, родители.

Сроки реализации: февраль 2016 г.

Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47», группа «Крепыши».

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Виды детской деятельности:
- непосредственно - образовательная;
- исследовательская;
- игровая;
- художественное творчество.

Формы и методы работы:
- непосредственно – образовательная деятельность;
- беседы;
- художественная мастерская;
- опыты, исследования;
- дидактические настольные игры;
- сюжетно – ролевая игра;
- просмотр видеороликов, презентаций;
- тематическая выставка.

Ожидаемый результат: Дети
- выделяют характерные признаки живых объектов, обитающих в водоемах;
- классифицируют рыб: пресноводные, морские, аквариумные;
- устанавливают взаимосвязь между местом обитания рыб, их строением и питанием.

Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – опрос детей, выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.

План реализации

Непосредственно - образовательная деятельность:
- «Подводный мир» - познавательное развитие;
- «В гостях у морского царя» - речевое развитие;
- «Человек и море» - социально – коммуникативное развитие;
- «Кто живет в бескрайнем океане» - чтение художественной литературы.

Исследовательская деятельность:
- «Как появились моря и океаны»;
- «Кто живет в воде»;
- «Почему исчезли панцирные рыбы»;
- «Вода – это хорошо или плохо»;
- «Кто ест водоросли»;
- «Кто чистит аквариум»;
- «Фильтрование воды».

Игровая деятельность:

Дидактические игры:
- «Где, чей дом»;
- «Узнай рыбу по описанию»;
- «Как появляется рыбка»;
- «Назови рыбу и ее дом».
Настольная игра:
- «Веселая рыбалка».
Сюжетно – ролевые игры - путешествия:
- «Путешествие в глубины океана»;
- « Путешествие на речку».

Художественное творчество:
- «Морские коньки играют в прятки» - аппликация;
- «Русалочки в подводном царстве» - рисование;
- «Аквалангисты и водолазы» - лепка;
- Создание композиции «Подводный мир».

Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Путешествие в подводный мир»;
- разучивание с детьми стихов, загадок об обитателях водоемов;
- создание буклетов совместно с детьми «Рыбы, которых я знаю».

Экологический проект «Морские обитатели»

(подготовительная группа)

Участники: воспитатель, родители и дети подготовительной группы.

Вид: фронтальный, информационный, среднесрочный.

Продолжительность: 2 недели.

Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ; Расширение и дополнение знаний у детей об обитателях Чёрного моря, чем питаются, как живут под водой;

Участие детей в проекте « Морские обитатели» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

^ Цель: Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о морских обитателях.

Задачи:


  • Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут, какие растения и животные их окружают.

  • Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.

  • Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.

  • Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению друг с другом.

  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, физическая культура.

Предполагаемый результат:


  1. сформированы представления об обитателях моря, их строении, среде обитания, внешнем виде;

  2. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности;

  3. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности;

1. Этап Подготовительный

1) Включение родителей на родительском собрании в проектную деятельность;

Цель: приобщение родителей к участию в проекте.

2) Провести диагностику знаний детей по теме проекта.

Цель: выявить знания и представления детей о морских обитателях - Что знают? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать? 3) Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий.

^ 2. Этап Содержательный


Познавательная

деятельность


^ 1) Тема: « Рыбы - кто они?»

Цель: уточнить и расширить представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи.

^ 2) Тема: « Речное рыбье царство»

Цель: дать понятие, что в водоёме, так же как на земле, обитают животные, растения, рыбы. Познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, насекомых, растений.

^ 3)Тема:«Морские чудеса»

Цель: познакомить с многообразием морских обитателей. Развивать познавательный интерес к природе.


1 день

Воспитатели, дети.

Воспитатели

Воспитатели


Ознакомление с художественной литературой

^ 1) Чтение и заучивание стихотворения И.Токмаковой «Где спит рыбка?»

Цель: помочь запомнить стихотворение с помощью картинок подсказок, учить выразительно рассказывать стихотворение.

^ 2) Чтение рассказа Н.Носова « Карасики»

Цель: познакомить с новым произведением; закрепить представления о внешнем виде и строении, среде обитания данного вида рыб.

^ 3)Литературный калейдоскоп «Морские обитатели»

Цель: выяснить у детей, какие малые фольклорные формы по данной теме они знают; обобщить знания о морских и речных обитателях.


1 день

9 день


Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, дети, родители


Коммуникация

  1. ^ Пересказ сказки «Змея и рыба»
Цель: помочь понять мораль и содержание сказки, уточнить представления о рыбах.

2) Тема: составление рассказа по серии сюжетных картин» Удачная рыбалка»

Цель: закреплять умения детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием; расширять словарный запас детей.


3 день

8 день


Воспитатели и дети

Воспитатели и дети


^ Художественно-эстетическая деятельность

1)Рисование на тему «Золотая рыбка»

Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания. Учить передавать данные знания в рисунке.

^ 2) Рисование на тему: »На дне морском»

Цель: учить детей применять полученные знания в рисовании; познакомить с новой техникой- рисованием манной крупой. Развивать творческую фантазию.

^ 3) Аппликация «Такие разные рыбки»

Цель: продолжать учить детей различать рыб по внешним отличительным признакам. Закрепить умение симметрично вырезать из бумаги, сложенной вдвое, вчетверо.


  1. ^ Коллективная работа: создание панно « В подводном царстве»
Цель: учиться работать сообща, договариваться в процессе работы.

5)Создание макета

« Обитатели Чёрного моря»

Цель: закрепить знания о морских обитателях; прививать любовь к родному краю; вовлекать родителей в проект.

^ 6)Создание фотоальбома « Подводный мир»

^ 7) Музыкальное развлечение

« В гости к Нептуну»

Цель: создание радостного настроения, положительных эмоций.


1 и 4 день

В течение проекта

В течение проекта

10 день


Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Воспитатели, дети

Дети, родители

Родители

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель


Социализация

1)Ситуативная беседа « Как вести себя на рыбалке»

Цель: познакомить с особенностями рыбной ловли и опасностями, которые нас подстерегают.

^ 2) Подвижные игры: «Караси и щука»

Цель: развивать навыки бега, умение быстро реагировать на сигнал водящего.

« Удочка»

Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость, выносливость.

^ 3)Экскурсия в океанариум.

Цель: прививать любовь к морским животным.


  1. Сюжетно-ролевые игры: «Корабль», «Подводное царство», « Рыболовецкое судно».
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Побуждать к развёртыванию данных игр.

Д/И.» Да- нет», « Подводная охота»,

Цель: закрепить умение находить загаданную ведущим картинку с помощью наименьшего количества вопросов. Правильно считать ход, с помощью кубика.


7 день

В течение проекта (на улице)

2, 5 день

4 день


Воспитатели, дети

Воспитатели, дети.

Родители, дети

Воспитатели, дети


3 этап. Итоговый

1. Интегрированная деятельность «На дне морском».

2. Презентация коллективной работы: панно «В

Подводном царстве».

3. Презентация макета «Обитатели Чёрного моря».

4. Презентация книжек-малышек «Морские обитатели».

5. Презентация фотоальбома «Мир рыб».

Литература

1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Академия развития, 2003.

2. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010

3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009

4. Шорыгина Т.А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва 2008

5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе д/с. - М.: Мозаика-синтез, 2010.

6. Селихова Л.Г. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи детей 5-7 лет. М.: Мозаика-синтез 2005

Старший воспитатель Норина Юлия Валентиновна
Воспитатель Осинкина Оксана Викторовна,
дети и родители подготовительной группы

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые в дальнейшей жизни качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

Наш проект «Подводный мир» начался с вопроса детей о том, почему в группу для питья стали привозить воду из магазина, почему нельзя пить воду из-под крана? Откуда берется в кране вода и почему она никогда не кончается? А куда уходит грязная вода, которую мы выливаем в раковину?

После беседы о воде, о том, как вода поступает в дома, о том, как человек загрязняет водоемы, и как чистят воду для питья, дети задумались о том, что от загрязнения водоемов страдают их жители. Возникла проблема: как люди могут помочь подводным жителям?

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них.

Цель проекта: познакомить детей с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Тип проекта: исследовательско–творческий, средней продолжительности (1 месяц), интегрированный.

Задачи проекта:

  • уточнять знания детей о воде, о ее основных свойствах, значении в жизни живых существ, уточнять знания детей о классе рыб, углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб;
  • стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
  • развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
  • расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу;
  • вызвать интерес к жизни рыб, желание больше узнать о них, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Этапы:

  1. Составление плана – схемы проекта.
  2. Погружение в проект (Приложение 1, 2, 3).
  3. Практическая часть (альбом «Водная стихия», рисунки детей, конспект комплексного занятия «Реки, речки и моря»).
  4. Презентация проекта (Приложение 4, композиция «Морское дно).

На первом этапе мы составили план-схему проекта. С этой целью с детьми обсудили следующие вопросы:

  • Какие знания помогут в решении проблемы?
  • Как эти знания можно получить?
  • Что можно сделать, чтобы решить данную проблему.

Задача педагога на данном этапе — ненавязчиво направлять работу детей:

  • помогать выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
  • подсказать, какие предметы и принадлежности можно использовать;
  • спланировать, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта.

В ходе обсуждения дети предлагали различные варианты занятий, игр, действий, которые ответят на интересующие нас вопросы. Все предложения детей были оформлены в виде плана-схемы.

План – схема проекта «Подводный мир»

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ

Мы будем играть в различные подвижные игры:

  • подвижные игры «Караси и щука», Ручеек”
  • игра-моделирование «Мы — капельки»
  • этюды «На болоте», «Море волнуется» ЦЕНТР НАУКИ
  • рассмотрим глобус,
  • рассмотрим книги, картинки, открытки о подводном мире
  • проделаем опыты с водой: прозрачность, текучесть, изменение состояний, давление воды, соленая и пресная вода, образование волны, круговорот воды в природе ЦЕНТР ПРИРОДЫ
  • посмотрим фильм об обитателях реки Волги,
  • понаблюдаем за обитателями аквариума: «Кто живет в нашем аквариуме», «Как рыбы плавают и как отдыхают», «Как дышат рыбы»
  • будем ухаживать за аквариумом — «Наведем порядок в аквариуме».

ЦЕНТР КНИГИ

  • будем загадывать загадки об обитателях рек, морей и океанов;
  • прочтем стихи о водоемах, их обитателях, прочитаем книги о подводных жителях: А. Глебова «Камешки», Г. Снегирев «Маленькое чудовище», «Колюшка- храбрюшка», «Осьминожек»
  • прочитаем сказки, былины «Садко», «Снегурочка»,
  • составим рассказы по картинам

Подводный мир ЦЕНТР ИГРЫ

Мы будем играть в различные настольные игры:

  • дидактические игры “Где, чей дом”, “Узнай рыбу по описанию”, “Чей хвост (туловище, голова)”, «Как появляется рыбка»
  • сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе»

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ

  • изготовим из природного материала и бумаги обитателей подводного мира,
  • оформим композицию «Морское дно» ЦЕНТР ИСКУССТВА
  • нарисуем аквариум,
  • нарисуем сказки об обитателях моря;
  • сделаем аппликацию «Дельфины»
  • рассмотрим картины с изображением рек, морей, океанов;
  • будем слушать музыку (из серии «Океаник», «Звуки природы») ЦЕНТР ЗНАНИЙ
  • Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Вода вокруг нас”
  • Занятие по ознакомлению с окружающим: “Ходит капелька по кругу”
  • Занятие по ознакомлению с художественной литературой.

Чтение рассказа: “Как люди речку обидели”.

  • Беседа по основам безопасной жизнедеятельности “Вода друг – вода враг”

Итоги проекта «Подводный мир».

К окончанию проекта «Подводный мир» дети подготовительной группы узнали:

  • что вода в природе существует в различных формах: водоемы, осадки (дождь, снег, град, роса), сосулька, туча и т.д.;
  • основные свойства воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, имеет плотность, давление;
  • вода в природе может переходить из одного состояния в другое (лед – вода – пар), существует круговорот воды в природе;
  • существуют причины загрязнения воды, простейшие способы ее очистки;
  • как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание, разницу между морскими и речными обитателями.
  • самостоятельно объяснять связь фактов (используют простое причинное рассуждение потому что: в воде видны предметы, потому что вода прозрачная);
  • самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…: если на улице мороз, то вода замерзает; если воду хорошо очистить, то ее можно пить);
  • делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;
  • замечать изменения в аквариуме, ухудшающие жизнь его обитателей, ухаживать за аквариумными рыбками.

Дети нашей группы стали обращать внимание на то, хорошо ли закрыт кран, а если замечают, что вода из крана капает, сообщают об этом взрослым. Также мы обратили внимание на то, что дети стали наливать меньшее количество воды для питья, объясняя это тем, что не хочется выливать оставшуюся воду в раковину.

С большим интересом дети стали дежурить в уголке природы: проявляют аккуратность при поливе цветов, стараются не расплескивать воду из лейки. Внимательно следят за аквариумными рыбками, придумали каждой рыбке имя.

Самостоятельно проводят простые опыты, рассказывают друг другу результаты этих опытов. Приносят в группу новые книги о реках, морях, океанах, о морских путешествиях, с удовольствием рассматривают картинки, делятся впечатлениями об увиденном.

По окончании проекта у детей возник вопрос, чему и кому еще нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений. Эти темы и станут темами новых проектов.

Приложение 1.

Подвижные игры, этюды.

1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.

3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

5. Этюд «На болоте». Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Приложение 2.

Цикл наблюдений за обитателями аквариума.

1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.

2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.

3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.

4. «Наведи порядок в аквариуме». Цель: Учить замечать изменения в состоянии аквариума – грязь, на дне, налет на стекле, уменьшение воды, пыль и пятна на стеклах, оценивать эти изменения как ухудшение условий для жизни водных обитателей. Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

Приложение 3.

Опыты с водой.

1. “Что увидим через воду?”

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.

Вопросы к детям: что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Предложить детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети закрывают глаза.

Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).

2. “Как напоить Иванушку чистой водой?”

Цель: познакомиться с процессами очистки воды различными способами.

Оборудование: бумажная салфетка, воронка из бумаги, тряпочка, сор, крахмал, емкости.

Предложить ребятам посмотреть, какая мутная вода в банке. Ее нужно очистить, чтобы Иванушка мог ее выпить, не боясь, что заболеет. А как сделать очистительное устройство?

Дети придумывают различные варианты очистки воды. Предложить детям сделать различные очистительные устройства – фильтры (из бумажной воронки, тряпочки, бумажной салфетки). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выяснить, какой же фильтр лучше очищает воду?

3. «Давление воды».

Цель: познакомить детей со свойством воды – давлением.

Оборудование: пластиковая бутылка, спица, цветная вода.

Рассказать детям о том, что вода обладает замечательным свойством: она всегда стремится стечь как можно ниже. Сталкивались ли дети с таким свойством? Как это выглядело?

Вода давит на любой погруженный в нее предмет. Чем больше глубина, тем сильнее давление воды. Чем глубже погружается ныряльщик, тем сильнее давит на него вода. Оценить давление воды можно по тому, с какой силой струя вырывается из отверстия. Для этого нужно проткнуть в бутылке три отверстия и наполнить бутылку водой. Предложить детям подумать, где давление воды больше наверху или внизу.

4. «Плавает или тонет».

Цель: познакомить детей со свойством воды – плотностью, показать отличие пресной и соленой воды.

Оборудование: два прозрачных стакана, теплая вода, соль, сырое яйцо.

Рассказать детям о том, что соленая вода плотнее пресной, поэтому в соленой воде легче плавать, так как вода лучше держит предметы или человека, как бы выталкивает предметы из воды. Предложить детям растворить в одном стакане с водой как можно больше соли, затем попробовать опустить в этот стакан яйцо, затем переложить яйцо в стакан с простой, пресной водой. Что происходило с яйцом в соленой воде, что – в пресной воде? Подвести детей к выводу о том, что соленая вода плотнее пресной.

Приложение 4.

Викторина «Что мы знаем о рыбах».

Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.

Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.

  • Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
  • Рыба гниет с головы.
  • Нем как рыба.
  • И карасей из пруда не выловить без труда.
  • Из костлявой рыбки уха сладка.
  • На безрыбье и рак рыба.
  • Назад только раки ходят.

Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.

  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Русалочка
  • Айболит
  • Путаница
  • Мойдодыр
  • По щучьему велению
  • Садко

Задание 3. Музыкальная пауза.

Пластический этюд «Море волнуется».

Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.

Задание 5. «Собери и назови».

Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.

Задание 6. «Отгадай загадки».

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

В буйном море – океане
Рыба страшная живет,
У нее большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
(Акула)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)

В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)

С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин)

Все ко дну я прижималась
В темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –
Превратилась в плоский блин.
(Камбала)

Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)

На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Мы лихие моряки.
(Окуни)

И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов?
(Скат)

Задание 7. Подвижная игра «Караси и щуки».

Подведение итогов викторины.

Список используемых источников.

  1. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Культурологический подход к социально-психологическому развитию дошкольника / авт.-сост. Пеленкова Л.Л. – Самара, 2008.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.
  5. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
  6. http://festival.1september.ru/articles/502525/