Волосы мухаммада. Уход за волосами по сунне

Наверное, более всего человек следит за своими волосами. Свят Всевышний, Он сделал волосы украшением человека, волосы украшают как мужчин, так и женщин.

Описание волос Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) были чёрные волосы, немелкокучерявые и непрямые, они были вьющимися, подобно волнам на песке. Порой его волосы доходили до края мочек ушей, временами они спускались до шеи. Иногда Пророк (мир ему и благословение) отращивал их и они отрастали до лопаток, до верхней части спины, что ещё более увеличивало красоту Пророка (мир ему и благословение).

Хадис о волосах

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Если у вас растут волосы, то относитесь к ним с почтением ».

Волосы необходимо почитать, проявляя благодарность, так как они являются даром Всевышнего. Поэтому мы должны относиться к ним с уважением, отдавая им должное и стараясь следить за их красотой, так как Всевышний украсил нас волосами.

Забота Пророка (мир ему и благословение) о волосах

Пророк (мир ему и благословение) очень заботился о волосах. Если ты думаешь, что сильно заботишься о волосах, будь уверен, что Пророк (мир ему и благословение) заботился о волосах больше тебя. Он постоянно носил с собой расчёску. Выходя из дома или отправляясь в путешествие, он всегда брал с собой расчёску. Пророк (мир ему и благословение) часто умащивал волосы маслом. Он укладывал свои волосы расчёской. Он покрывал голову, чтобы сберечь волосы от пыли. Пророк (мир ему и благословение) не любил растрёпанные, покрытые пылью волосы. Он ценил красоту и говорил:

«إن الله جميل يحبّ الجمال »

«Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное ».

Поэтому каждый, кто любит красоту, любит то, что любит Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).

У Пророка (мир ему и благословение) было зеркало, которое он брал даже в путешествие. Смотря в зеркало, он следил за собой и своими волосами. Совершая этот прекрасный поступок, желательно произносить следующее дуа, которое читал Пророк (мир ему и благословение):

«اللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْتَ خَلْقِي ، فَحَسِّنْ خُلُقِي »

«О Аллах, как Ты украсил мой облик, укрась и мой нрав ».

Забота о внешней и внутренней красоте, забота о волосах, просьба украсить внешний вид, одновременно с внутренним миром – всё это удивительная Сунна. Человек, практикующий в жизни явные и скрытые стороны Сунны, почувствует смысл красоты, которая заложена Всевышним в человеке.

Путь Пророка (мир ему и благословение) в умащивании волос маслом

Умащивание волос маслом – сунна Пророка (мир ему и благословение). Многие люди используют различные крема и масла, и это очень хорошо. Нам следуют использовать масла. Также необходимо знать, что использование масла в уходе за волосами – сунна нашего Любимца (мир ему и благословение). Особенно использование оливкового масла содержит в себе благодать и следование Сунне, так как Пророк (мир ему и благословение) любил использовать это масло. Он говорил:

«كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة »

«Употребляйте в пищу оливковое масло и умащайтесь им; воистину, оно – от благословенного дерева »

Это масло также упоминается в Коране.

Пророк (мир ему и благословение) использовал масло очень красивым способом. Каждое его движение было совершенным. Его движения были спокойными, полными достоинства. В каждом его действии, без сомнений есть своя мудрость и тайна. Желая умаститься, Пророк (мир ему и благословение) наливал масло из кувшина в левую ладонь. Затем указательным пальцем правой руки наносил масло на правую бровь, после – на левую. Затем он натирал участок волос под нижней губой. После этого протирал веки глаз. Затем протерев ладони, наносил масло на всё лицо, на волосы и на всё тело, куда пожелает. Натирая масло, таким образом, мы будем похожи в действиях на Пророка (мир ему и благословение). Быть похожим в поступках на Пророка (мир ему и благословение) – услада для верующего. Вся жизнь Пророка (мир ему и благословение) является прекрасным примером для нас.

Окрашивание волос

Пророк (мир ему и благословение) красил волосы, когда у него начала появляться седина. Общее количество седых волос у Пророка (мир ему и благословение) не превышало 20 волос, но, тем не менее, он закрашивал их хной.

Сподвижники боялись, что желание украшаться возникает из-за гордости, но Пророк (мир ему и благословение) говорил, что гордость – это пренебрежение истиной, то есть не является проявлением гордости – желание человека выглядеть красиво. Напротив, это – прямое следование Пророку (мир ему и благословение).

Стрижка волос

Пророк (мир ему и благословение) запретил некоторые виды стрижки волос, так как это противоречит естественной красоте человека. Наша религия – религия красоты. Наш Пророк (мир ему и благословение) – пророк красоты. Не разрешается удалять часть волос, оставляя другую, потому что это искажает естественную красоту. Всевышний создал нас с полноценной причёской, для чего же человек приводит себя в неестественный для него вид. На это стоит обратить внимание.

Забытая сунна

Удивительной сунной является захоронение волос, на которую многие люди не обращают внимания, возможно, по причине своего незнания. Пророк (мир ему и благословение) закапывал в землю отстриженные волос и ногти, потому что это – часть человека. Захоронить человека после смерти является проявлением уважения к нему, также уважением к человеку будет захоронение его частей. В хадисах передаётся, что части человека, тоже будут воскрешены в Судный День.

Да возлюбит вас Всевышний

Все мы любим красоту и желаем быть красивыми, мы следим за красотой волос. Кто-то отращивает волосы, кто-то любит короткую стрижку. Так и Пророк (мир ему и благословение) отращивал длинные волосы и укорачивал. Намерение следовать за ним украшает тебя. Стремление выглядеть красиво, желая быть похожим на Пророка (мир ему и благословение) наполняет нас светом красоты слов Всевышнего:

«قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله »

«Ты скажи (о Мухаммад!): Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и Аллах возлюбит вас ».

Стенограмма лекции шейха Мухаммад ас-Сакафа

Перевод с арабского Мухаммадариф Абдулаев

В современном мире выделяют пять основных религиозных направлений - христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм. От них произошло еще множество ответвлений - сект и местных верований.

Древнейшие книги мира

Свое видение мира и самые сокровенные знания люди пытались донести потомкам, запечатлев их сначала на камнях и глиняных табличках, а впоследствии на папирусе и бумаге. Так появились священные книги, в которых излагались главные заповеди каждого религиозного направления.

Для христиан это Библия, для иудеев - Танах, для исламистов - Коран, для индуистов - Веды, для буддистов - Трипитака. Предназначение этих книг - донести до человека информацию о сотворении мира и установить определенные правила в человеческих взаимоотношениях. В чем-то религиозные сюжеты священных книг и писаний перекликаются между собой, в чем-то, наоборот, кардинально отличаются друг от друга. Несомненно одно: каждый человек волен сам сделать выбор, какому Богу он будет поклоняться.

Имена и титулы пророков

Мало кто из нас знает, что в Библии Иисус Христос наделен 200 различными титулами и именами. Наиболее известные из них - это Иисус из Назарета, Иешуа (немаловажную роль в этом сыграл роман Булгакова «Мастер и Маргарита»), Иошуа и ряд других. Например, исламским верующим Иисус Христос более известен под именем Иса. Более того, в XVII веке в православной церкви произошел раскол из-за того, как правильно писать по-русски имя Христа - Иисус или Исус.

Также мало кто из людей знает и все имена пророка Мухаммеда, ведь оно включает в себя всю родословную самого почитаемого от сотворения мира. Полное имя великого пророка превышает полтысячи букв. Наибольшее распространение получили такие имена пророка Мухаммеда, как Мухаммад, Мухаммедул-амин, Ахмад, Аль-Хашир, Аш-Шахид, Рахим, Мустафа, Назир и ряд других.

Главные реликвии верующих

У каждого религиозного течения есть свои особенности и реликвии, которым поклоняются верующие. Главной реликвией христиан является Туринская плащаница, в которую после смерти было завернуто тело Иисуса Христа.

Буддисты почитают святые места, относящиеся к Будде, и его мощи - зуб, локон и кости.

Мусульманские реликвии стали востребованы относительно недавно, так как в традициях ислама принято хоронить покойного вместе с его вещами.

Впрочем, многие религиозные реликвии имеют довольно-таки спорное происхождение. Иногда верующие искренне поклоняются искусным подделкам, выдаваемым за святые мощи, и вещам, якобы принадлежавшим святым угодникам.

Святыни ислама. Волос с головы пророка Мухаммеда

Самой почитаемой святыней всех мусульман считается волос пророка Мухаммеда. Этим фактом не преминули воспользоваться мошенники. Пренебрегая всеми этическими и пользуясь доверчивостью людей, под видом святыни они распространяют среди верующих волосы обычного человека, выдавая их за подлинную реликвию.

Ясно осознавая тот факт, что на голове человека не может быть такого количества волос, чтобы приобрести их смогли все желающие, мошенники в свое оправдание придумали легенду, якобы волос пророка Мухаммеда может размножаться сам по себе. Оставим этот обман на их совести. Тем более что желающих приобрести реликвию все еще хватает, и спрос на нее, как говорится, превышает предложение.

Подлинные же святыни бережно охраняются и не всегда доступны для верующих. Их выносят на всеобщее обозрение в особо торжественные дни. Часто это преподносится как совершение специальных ритуалов. Так, у мусульман существует красивый обычай производить омовение подлинной пряди волос пророка Мухаммеда. Чтобы не пропала ни одна драгоценная волосинка с головы пророка, омовение производят в серебряных ванночках, расположенных в нескольких уровнях относительно друг друга. После процедуры омовения с помощью лупы проверяют, все ли волосы остались на месте.

Считается, что вода, в которой был омыт волос пророка Мухаммеда, приобретает целебные качества, поэтому иметь ее у себя мечтает каждый верующий в Аллаха. Благо, что по окончании ритуала воду просто раздают всем желающим.

Священный волос из бороды Мухаммеда

Также священна для мусульман и другая реликвия - волос из бороды пророка. Верующие мусульмане считают, что подлинных экспонатов волос из бороды имеется всего 3 экземпляра. Первый размещен во второй хранится в мечети Хазратбал, расположенной в индийском городе Шринагаре, третий - в Музее областного значения, принадлежащем Тюменской городской Думе. Так что при желании чудо сможет любой житель Евразийского континента.

Каждый образованный человек должен уважать религиозные чувства других народов, ведь все мы - жители одной планеты Земля и в конце пусть разными дорогами, придем в единый для всех дом нашего Бога-творца.

Уход за волосами – сегодня это не только неотъемлемая часть жизни современного человека, но и целая индустрия, без которой немыслима жизнь общества. Однако, наверное, сегодня мало кому известно, что на протяжении пятнадцати столетий мусульмане, следуя сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), трепетно относятся к вопросу ухода за волосами.

Сам Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отращивал волосы, иногда они едва достигали мочек ушей, а иногда достигали плеч. Но при этом Он (мир ему и благословение Аллаха) периодически менял прическу, расчесывая волосы по-разному, а не однотипно. Опираясь на предания от Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах) можно сказать, что во времена Пророка в Хиджазе были популярны два типа причесок: представители ахли-китаб, то есть христиане и иудеи оставляли прямую челку, язычники же разделяли волосы по середине и расчесывали их по сторонам.

Вначале Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подобно представителям других монотеистических религий, делал прямую челку. После того, как язычество было искоренено в этой области, Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал расчесывать волосы, разделяя их направо и налево.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) советовал своей умме: «Тот, у кого есть волосы, пусть ухаживает за ними», подразумевая под «ухаживанием» мытье, расчесывание и смазывание волос маслами. Сам Он иногда наносил маску оливковым маслом, после чего обматывал волосы тонким мягким материалом, который служила пропиткой для излишек масла. Масло же питало волосы необходимыми витаминами и микроорганизмами, защищая их от образования перхоти.

Однако, оливковое масло было не единственным средством, при помощи которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ухаживал за волосами. При ополаскивании волос Он (мир ему и благословение Аллаха) пользовал хвойную листву кедра, как, впрочем, и вцелом когда мылся.

По преданиям в то время, когда Каис бир Асим (да будет им доволен Аллах) пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) чтобы принять Ислам, Посланник Аллаха повелел ему умыться порошком из хвойных иголок кедра. Также есть предания, где после смерти дочери Благословенного Порока (мир ему и благословение Аллаха) Зайнаб (да будет ею доволен Аллах) Он повелел: « Омойте ее тело водой смешанной с порошком хвои кедра три раза, пять раз, или столько раз, сколько потребуется. Когда будете омывать в последний раз, добавьте в воду камфоры или что-то из этого рода. А как закончите - сообщите мне».

По итогам исследований современных ученых использование порошка из иголок кедра служило хорошим средством защиты от микробов, инфекционных заболеваний, укрепляло стенки кровеносных сосудов, убивало многие микробы внутри человека.

Кстати говоря, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) строго настрого запретил рубить кедровое дерево.

Еще одним средством, которым пользовался Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был цветок Алтея. Он добавлял его в воду, а полезные масла этого растения питали корни волос, придавая им шелковистость.

Гипсофила также входила в число употребляемых Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) трав, которые он использовал для ухода за волосами. По преданиям от Благословенной Аишы (да будет ею доволен Аллах) Пророк умывал волосы водой с добавлением гипсофилы прежде, чем облачиться в ихрам перед хаджем или умрой, а затем смазывал волосы небольшим количеством оливкового масла.

Каждый живущий на земле человек уникален своей судьбой. Самым же достойным среди нас является, безусловно, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), чья биография изучена досконально. До нас дошло множество историй, хадисов, из которых мы имеем возможность черпать ту полезную информацию, которая помогает нам жить достойной праведной жизнью. Не меньшую ценность представляют собой и те благодатные вещи нашего Посланника (мир ему и благословение), которые сохранились на сегодняшний день. Они хранятся во многих уголках нашей планеты, их берегут правоверные мусульмане, которые порой не афишируют это.

В эксклюзивном интервью телекомпании «Махачкала TV » хранитель святынь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) уважаемый шейх Ахмад Бин шейх Мухаммад Аль-Хазраджи рассказывает об уникальных реликвиях, которые хранятся в Объединённых Арабских Эмиратах. Предки шейха Ахмада Аль-Хазраджи сохранили много реликвий, связанных с самим Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), сподвижниками и другими великими личностями в истории Ислама.

Справка:

Ахмад Бин шейх Мухаммад Аль-Хазраджи родился в Абу-Даби в четверг, 18 шаабана 1386 года по Хиджре (1 сентября 1966 г. по григорианскому календарю).

Семья шейха Ахмада аль-Хазраджи известна праведностью и благородством. Её члены являются потомками двух сподвижников – Рафаа и его отца Рафиа Бин Малика Бин Ажлана.

Его отец, шейх Мухаммад Аль-Хазраджи, возглавлял судебные власти в Абу-Даби, а также работал в должности министра юстиции и вакфов почти двадцать лет.

Религиозные знания шейх Ахмад получил от своего отца шейха Мухаммада Аль-Хазраджи.

Шейх Ахмад Аль-Хазраджи уделял огромное внимание сбору арабского и исламского наследия, а также вещей, связанных с Пророком (мир ему и благословение) и сподвижниками, и собрал большую коллекцию.

– Расскажите, пожалуйста, что известно о вещах Пророка (мир ему и благословение), сколько их сохранилось до наших дней?

– Именем Аллаха, милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том! Хвала Аллаху – Господу миров. Благословение Аллаха и Его приветствие нашему господину (саййиду) – верному Мухаммаду, его семейству, всем сподвижникам.

Количество реликвий (асаров) и даже мест, где они хранятся, сегодня неизвестно, их никто не считал. В достоверном хадисе говорится, что, завершив прощальный хадж, Пророк (мир ему и благословение) побрил голову. Тому, кто брил, он указал, чтобы побрил сначала правую сторону. Затем он взял свои благословенные волосы и раздал их сподвижникам, каждому по одному-два волоса. В повествовании об этом, дошедшем до нас, не упоминаются имена сподвижников, и неизвестно, кто и сколько благословенных волос получил. Но мы не сомневаемся, что они сейчас есть во всех исламских странах, во всех старейших центрах Ислама, до которых дошла хиджра, особенно в тех, куда отправлялись дети мухаджиров и ансаров для распространения знаний о вере или для судейства между людьми. Некоторые из них взяли с собой эти ценные вещи. Они хранятся во многих странах, но мы не знаем их количества. Вести о них время от времени доходят до нас.

– Можно ли рассказывать о том, что у кого-то хранятся реликвии Пророка (мир ему и благословение)?

– Мы знаем, что многие люди хранят у себя эти асары. Некоторые не достают их и даже не прикасаются к ним, боясь испортить. Другие хранят их, не говоря никому, чтобы люди не стали приходить к ним. Иногда говорить об этом не позволяют обстоятельства. Возможно также, что кто-то хранит эти асары, но не может рассказать о них людям, так как, к примеру, в стране, где он живёт, это может быть небезопасно.

– Несмотря на то, что люди стараются скрыть нахождение у них таких сокровищ, что известно о них?

– На самом деле асаров много. Это однозначно. Пророческие асары есть в хранилище хазраджитов, они хранятся также в Стамбуле. Мы видели благородные асары в Египте, в местах, связанных с нашим сайидом Хусейном (да будет доволен им Аллах). Есть они и в Ливане – в Бейруте, Триполи, Джамиуль-Мансуре. Также благодатные асары имеются в Дамаске, у потомков старинных родов Дамаска; конечно же, в Мекке и Лучезарной Медине; в Марокко и Мавритании. Это те, о которых мы знаем. Несомненно, могут быть асары и в Пакистане. Они есть в Индии, мы видели их в Дели и Бомбее и испрашивали благодати посредством их.

– А кто-нибудь занимается их поиском?

– Я не знаю. Когда слышу, к примеру, что у кого-то есть благословенный волос, рубаха Любимца Аллаха (мир ему и благословение) или что-нибудь ещё, я иду посмотреть на эту вещь и получить её баракат. К примеру, я видел в Интернете, какую красивую встречу устроили президент Чечни и чеченский народ чаше, из которой пил Пророк (мир ему и благословение).

– Самой распространённой из реликвий являются волосы Любимца Аллаха (мир ему и благословение). Расскажите о них. Говорят, они имеют особые свойства?

– Что касается самых почтенных асаров, то они делятся на несколько видов. Самые высшие из них – отделившиеся от тела Посланника Аллаха (мир ему и благословение), такие как благословенный волос, зубы, срезанные ногти, пот. Они имеют свои особенности. Если мы говорим о благословенных волосах – это наиболее распространённые из асаров. Пророк (мир ему и благословение) сам раздал их своей благодатной рукой. Для меня увидеть их особенности важнее, чем наличие иснада. Почему и что это за особенности? Благородный волос растёт, становится длиннее из года в год. Он делится на два или три волоса. Как-то раз я посетил одного учёного в Бахрейне, шейха Рашида ибн Ибрахима аль-Мурахи, и принёс ему благословенный волос. Спустя сорок дней после этого он связался со мной и сообщил, что благодатный волос вырос и увеличился вдвое – за сорок дней! Позже он привёз его в Абу-Даби, и мы поменяли сосуд, в котором он хранился. Мы поместили его в длинный сосуд. Утром он сообщил мне, что благодатных волос стало три. По-моему, это лучший довод, чем свидетельства иснадов.

Особенностью благодатного волоса является также то, что у него не бывает тени. Если это действительно благословенный волос, то отбрасывать тень он будет только из-за того, что люди оставили на нём следы своих прикосновений. В таком случае его нужно омыть снизу вверх. Если тень появилась и после этого, значит, он недостаточно высушен и его нужно вытереть. Тень может быть и от окуривания бахуром. Таким образом, благословенный волос отбрасывает тень не сам по себе, а из-за различных веществ, которые налипают на него. Если его правильно омыть, особенно водой Зам-зам, у него не будет тени.

Есть ещё одна особенность у благословенного волоса: если вынести его на солнце, тут же появляется облако.

– Как интересно! Расскажите, пожалуйста, эту историю и нашим телезрителям.

– Известный рассказ об этом приводит один из столпов хадисоведения Валиюллах Дехлеви в своей книге «Радостные предвестия о Пророке». Это история о том, как у мальчика оказался благословенный волос. И когда скептики стали говорить, что он не мог принадлежать Пророку (мир ему и благословение), мальчик взял волос и вынес его на солнце, и тут же набежали облака и накрыли его тенью.

У волос Пророка (мир ему и благословение) много особенностей. Когда обладатели хороших, чистых сердец, собравшись вместе и обратившись к Всевышнему, спокойно и умиротворённо поминают Его, благословенный волос качается в такт читаемому «ля иляха илля Ллах». Это признак благодатного волоса, он светится при поминании Аллаха. Это его особенность. Такие признаки более красноречивы, чем иснады.

Но перейдём к иснадам. Иснады – вещь хорошая. Старинные иснады, переданные от отца к сыну, дают представление о том, как и кому передавался благословенный волос, кто унаследовал его и кому довелось хранить его. Это документы с печатью, заверенные учёными каждого века.

– А какие ещё есть реликвии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), дошедшие до нас?

– Что касается других асаров, таких как одежда, печать, мечи, копья, то они должны в точности соответствовать их подробному описанию, оставленному учёными-биографами Пророка (мир ему и благословение). Имеются иснады, которые сопровождают и удостоверяют подлинность этих благородных асаров. По милости Всевышнего Аллаха современная наука в подобных исследованиях позволяет использовать углеродный анализ, как это делается во всём мире. Для этого анализа достаточно небольшого количества материала. Углеродный анализ даёт возможность установить возраст данного асара, как давно он существует. И если окажется, что ему 1395, 1390 или 1399 лет, значит, он существовал во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Перейдем к описанию. К примеру, мы установили, что этому предмету 1398 лет. Как проверить, действительно ли это благородный асар? По описанию и иснадам.

– Скажите, а как и где мусульманам увидеть сохранившиеся вещи?

– При проведении мавлида Пророка (мир ему и благословение) мы демонстрируем все эти асары целиком. Целиком! Мы показываем их прибывшим делегациям, людям, которые хотят увидеть их и получить благодать. Но всякий раз выставлять их все на обозрение невозможно. Мы показываем 4–5 экспонатов, посредством которых люди испрашивают благодати. А во время мавлида Пророка (мир ему и благословение) мы сооружаем большой павильон и демонстрируем все эти экспонаты целиком. Вы видели плащ, но он был сложенным. Вы не видели его развёрнутым, не видели его размер и форму. Он хранится в большом сундуке размером 2,5 на 3 метра, и для выставления его необходимо большое пространство.

Иншааллах, мы надеемся, что при содействии Всевышнего Аллаха мы построим отдельное здание с большим залом для асаров Пророка (мир ему и благословение), чтобы все желающие могли увидеть их в определённые времена.

– Хранить вещи Пророка (мир ему и благословение) – почётная миссия, не каждый её удостаивается. Ведь так?

– Особенность этих священных реликвий состоит в том, что в их хранении есть великая польза. Хранением благословенных асаров оберегается дом, где они находятся, и даже вся страна. Об этом говорил в своей книге вали Аллаха шейх Маульайни. И это закономерно. Ведь ты хранишь то, что имеет отношение к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), что является его частичкой.

Вот вы, к примеру, из другой страны. У нас в Эмиратах любят шейха Зайда (да смилуется над ним Аллах). Если я, приехав к вам или встретившись с вами в какой-либо другой стране, увижу у вас портрет шейха Зайда, я полюблю вас, потому что вы носите портрет шейха, дорогого моему сердцу. А что, по-вашему, сделают ангелы, увидев в каком-нибудь доме частичку Посланника Аллаха (мир ему и благословение)? Нет сомнений, что ангелы днём и ночью окружают этот дом из любви к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение).

А что до тех, кто отрицает эти благословенные асары, то их, хвала Аллаху, мало. Их и всех тех, кто противоречит ахлю Сунна ва-ль-джамаа, не больше 9 % в исламской умме, с учётом всех отклонений, течений и мазхабов не больше 9 %, а 91 % – это ахлю Сунна ва-ль-джамаа, люди правильного пути. Ведь нет мусульманина, который бы отрицал ихсан и иман. На них зиждется и наука тасаввуф.

Беседовал Мухаммадрасул Абакаров

«БИЗНЕС Online» выяснил, что одна из семей Казани с древних времен хранит свою частицу бороды Мухаммеда

Пока Болгар гордился обретенным на днях волосом Мухаммеда, десятки тысяч мусульман стекались в село Шыгырдан Чувашии. Накануне, в преддверии Рамадана, там завершилась выставка сразу 13 ценных реликвий ислама. На фоне всплеска интереса к мусульманским артефактам «БИЗНЕС Online» выяснил, не обидно ли башкирам отдавать свою святыню Татарстану, почему ни одна сакральная вещь не может покинуть Абу-Даби без позволения Рамзана Кадырова и сколько всего волос оставил потомкам основатель ислама.

СВЯТЫНИ В ШЫГЫРДАНЕ И БОЛГАРЕ

В преддверии начала Рамадана мусульмане Татарстана, всего Поволжья, других регионов страны и ближнего зарубежья спешили посетить выставку благодатных реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. В течение трех дней начиная с 15 июня впервые в истории Центральной России в селе Шыгырдан Чувашской Республики были представлены 13 реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. Это его волосы, ключи и замки Каабы (кубовидное построение в середине самой посещаемой в мире мечети «Аль-Харам» в Мекке - прим. ред. ), кувшин Биляла ибн Рабаха аль-Хабаши - муэдзина пророка Мухаммеда и другие.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из организаторов выставки, муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашской Республики Альбир Крганов , все эти реликвии на три дня любезно предоставил муфтий Дагестана Ахмад хаджи Абдуллаев . По его словам, за это время центральную Соборную мечеть имени «Трех сподвижников» посетили порядка 25 - 30 тыс. верующих, желающих получить благодать пророка, отстояв для этого длинную очередь. Возникший ажиотаж напоминает нашумевшие православные выставки - пояса Богородицы, даров Волхвов и т.д. Посетил выставку и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин , который приехал не с пустыми руками, добавив к выставке хранящуюся у него частицу хаджар асвад (черный камень с угла Каабы) и покрывало усыпальницы имама Раббани.

«В исламе есть табаррук - обретение благодати. Конечно, всю, полную благодать дает только Аллах. И тем не менее по милости Всевышнего есть вот такие благодатные вещи, к которым верующие люди относятся с особым уважением», - пояснил Крганов.

Напомним, в минувшее воскресенье, то есть за день до открытия выставки, как уже писал «БИЗНЕС Online», в ходе праздника «Изге Болгар җ ыены», посвященного официальному принятию ислама в 922 году, врио президента РТ Рустам Минниханов принял из рук председателя центрального духовного управления мусульман РФ Талгата Таджуддина волос пророка Мухаммеда, который, как было объявлено, отныне навечно будет храниться в Белой мечети. В церемонии принял участие внук пророка Мухаммеда в 42-м поколении Абдурраззак Ассаиди , а глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев назвал поступок Таджуддина великим и выразил надежду, что на священной земле Болгар «будет баракат» (благополучие). Сам Таджуддин объяснил передачу реликвии так: «Более 700 лет на этой земле не было слышно азана, и вот теперь Аллах позволил нам увидеть святой Болгар в таком цветущем состоянии.

Город Болгар - первая столица в истории ислама после Медины. Когда пророк Мухаммед отправлял сюда троих своих сподвижников, еще не было ни Каира, ни Багдада». По словам источников «БИЗНЕС Online», щедрый дар оказался полной неожиданностью для всех. И, к слову, нет окончательного решения, как конкретно хранить и выставлять артефакт.

Передача волоса пророка Мухаммеда в Белую мечеть и выставка в Чувашии, естественно, вызвали интерес к реликвиям не только со стороны мусульманской общественности. Насколько можно верить в то, что переданный в Болгар волос действительно принадлежит пророку Мухаммеду? Откуда он появился в Уфе? Насколько редко встречаются такие реликвии и в чем их ценность? В этом попытался разобраться «БИЗНЕС Online».

ВОЛОСЫ В ПОДАРОК ИЗ ТУРЦИИ И ИНДИИ

«110 лет волос хранился в Уфе, - пояснил предысторию своего дара сам Таджуддин. - До этого - в Стамбуле. В 1905 году муфтию Мухаммадьяру турецкий султан, увидев, насколько крепко российские мусульмане являются приверженцами ислама, вручил этот волос бороды пророка. Слава Аллаху, мы в Уфе почувствовали баракат. Пусть он хранит благополучие и здесь, и во всей нашей стране».

Как сообщается на официальном сайте ЦДУМ РФ, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммадьяр Султанов (1837 - 1915) в начале прошлого века в составе официальной делегации из пяти человек от Российской империи отправился в Мекку для совершения хаджа. До того муфтии ездили только как частные лица. На обратном пути он был приглашен в Стамбул, где турецкий султан Абдул-Хамид II в знак большой признательности российским мусульманам выделил ему из своей сокровищницы три (по другим данным, два) волоса с бороды пророка Мухаммеда. С тех пор эта священная реликвия хранится в духовном управлении в Уфе и бережно передается от муфтия к муфтию.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель центра исследований Корана и Сунны РТ Фарид Салман , в Турцию волосы пророка в свое время попали, по всей видимости, из Мекки и Медины. «Перед тем, как ваххабиты захватили священные города и разграбили их (начало XIX века - прим. ред. ), турецкие султаны успели вывезти большинство реликвий в Стамбул», - сказал Салман. По преданию, после смерти пророка преданный ему цирюльник сбрил бороду Мухаммеда и сберег ее. Сегодня эта реликвия хранится во дворце-музее «Топкапы» в Стамбуле и ее могут видеть все желающие. В день дворец посещают несколько тысяч человек. Также несколько волос из бороды священного пророка хранятся и в индийской мечети «Хазратбал», и в Тюменском областном музее. Туда волос пророка попал в конце XIX века стараниями тюменского купца-мецената Нигматуллы-хаджи Кармышкова-Сейдукова и хранился в мечети Юрт Ембаевских, пока в 20-х годах прошлого века не был изъят и передан в музей.

К слову, Салман считает недопустимым, что такая реликвия используется, как музейный экспонат. «Волос должен быть возвращен верующим, - отметил Салман «БИЗНЕС Online». - Если русская православная церковь находит в музеях что-либо, связанное с житием святых, или имеющий ту или иную ценность церковный предмет, она юридически добивается возвращения этой ценности в свою юрисдикцию. Поэтому полагаю, мусульманам тоже стоит вести себя активнее в деле возвращения законному владельцу подобных реликвий».

Также Салман сообщил «БИЗНЕС Online» сенсационную новость! «В Татарстане есть еще один человек, у которого хранится священный волос пророка, - поделился мусульманский ученый-теолог. - В свое время, когда я работал муфтием Ямало-Ненецкого автономного округа, этот человек жил там. Я просил его более трепетно и бережно относиться к этому дару, который когда-то был принесен в его семью из Индии - подарен индийскими мусульманами его прадеду. Но, к сожалению, этот человек, хотя он уже в преклонном возрасте, не прислушался к моим просьбам: по состоянию на тот момент реликвия хранилась в неподобающем состоянии. Боюсь, что после него этот священный артефакт может быть утерян. Между тем если бы он пошел навстречу, то мог бы официально получить статус хранителя волоса пророка и войти в историю. Сам этот человек живет сейчас в Казани. Называть его имя я считаю неэтичным. Тем не менее молю Всевышнего наставить его на принятие ответственного в своей жизни решения», - сказал Салман и добавил, что в европейской России, насколько ему известно, других волос пророка Мухаммеда нет. Остальные российские мусульманские реликвии хранятся в Дагестане и Чечне.

ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ КАДЫРОВА!

В отличие от Татарстана, в Чечне реликвии, связанные с Мухаммедом, не в диковинку, последние несколько лет в Грозный регулярно привозят из исламских стран реликвии, принадлежавшие пророку и его сподвижникам. Тысячи мусульман из разных регионов России приезжают в Чечню, чтобы увидеть и прикоснуться к святыням, которые выставляют в мечети «Сердце Чечни».

В 2011 году в Чечню из Англии на вечное хранение были переданы чаша и два коврика, длительное время покрывавшие могилу пророка Мухаммеда. В феврале 2012 года премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган передал Чечне сразу три волоса пророка Мухаммеда, которые хранились в знаменитом турецком «Топ Капы». За несколько дней до этого из Узбекистана в Грозный был доставлен еще один волос Мухаммеда. В том же 2012 году хранитель из ОАЭ шейх Ахмад бин Мухаммад аль-Хазраджи назвал главу Чечни Рамзана Кадырова «хранителем священных реликвий», объявив, что отныне вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены из Абу-Даби только с его согласия.

В 2013 году в Грозном открылся филиал фонда по хранению реликвий пророка Мухаммеда. В праздничные дни экспонаты музея выставляются в мечетях республики. Главным же предметом музейной коллекции является чаша пророка, которой более 1,4 тыс. лет. По легенде, после смерти пророка святыня хранилась у его потомков, которые со временем покинули родину. Позже она оказалась в Великобритании, откуда несколько лет назад ее и доставили в Чечню. В знаменательные дни ее наполняют водой, которую затем раздают местному населению.

В январе прошлого года в Грозный спецрейсом из Абу-Даби прибыли реликвии, находящиеся на постоянном хранении в ОАЭ: волосы пророка, окаменелый след стопы, а также тюбетейка двоюродного брата пророка Али ибн абу-Талиба . Кадыров тогда сообщил, что их привез сын хранителя - шейх Мухаммад аль-Хазраджи и, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, увез три другие реликвии. По словам главы Чечни, такой обмен будет происходить каждые шесть месяцев.

В ноябре 2014 года из Узбекистана в Чечню привезли две чаши и волос пророка Мухаммеда. Реликвии направил в Чечню в знак уважения к семье Кадыровых их хранитель - Абдулхафиз Хан Тура . Один волос при этом остался в Узбекистане, символизируя братство чеченского и узбекского народов. Эти реликвии были подарены в начале XIX века правителю Кокандского ханства (территория современного Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии) турецким султаном. Правитель построил специальное здание для их хранения и завещал оберегать святыни уважаемой в ханстве семье - потомкам пророка Мухаммеда.

НЕ ОБИДНО ЛИ БАШКИРАМ?

Возвращаясь к волосу пророка, переданному в Болгары, хочется спросить, как отнеслись к жесту Таджуддина в Башкортостане? Не воспринимают ли мусульмане Уфы передачу реликвии Татарстану как утрату? «Да, наверное, некоторые так и воспринимают, - признался «БИЗНЕС Online» Мурсаль Ахметов - проректор Российского исламского университета в Уфе. - Но надо понимать, что благодать у нас не уменьшилась, пребывание на протяжении более века этой священной реликвии в Уфе нам на все времена хватит. Кроме того, все мусульмане должны быть выше деления на национальности, территориальные границы и прочие надстройки, которые приняты в обществе. Мы свято верим в возрождение мира, спокойствия на всей земле. И пусть центром этого влияния будет священный Болгар, а мы все как бы участвуем в восстановлении исторической справедливости. Надеюсь, и в Болгаре эта реликвия будет находиться не одно столетие. К слову, я присутствовал на этом важном для всех мусульман мероприятии в Болгаре. Это очень значимое событие! Вы должны понимать, что 110 лет пребывания этой реликвии - волоса пророка Мухаммеда - на уфимской земле дало мощный культурный подъем нашему региону. И верховный муфтий, приняв во внимание то, что возрождение ислама идет из Болгара, куда пришли три сахаба (сподвижника пророка), решил передать волос пророка в Татарстан. Это основное место возрождения ислама - это Серебряный Булгар, как мы его называем. Несомненно, на статусе Болгара наличие этой реликвии отразится самым позитивным образом, привлечет паломников. Это как новое время, переломный момент бытия. Пророк прибыл туда: сначала отправил своих сподвижников, а теперь и сам обозначил свое присутствие на этой священной земле».

К слову, если из Абу-Даби вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены, как было сказано выше, только с разрешения Кадырова и других хранителей, то, как сообщили в пресс-службе ЦДУМ России, Таджуддин лично принял решение о передаче волоса пророка в Болгар.

К слову, тут есть одна загвоздка. Ряд экспертов «БИЗНЕС Online», в том числе и Салман, уверенно говорят о том, что в Уфе хранилось два волоса с бороды пророка. Но как мы уже отмечали выше, на официальном сайте ЦДУМ РФ говорится о том, что турецкий султан выделил российским мусульманам из своей сокровищницы три волоса с бороды пророка Мухаммеда. Вопрос, куда подевался еще один волос, остается открытым...

«КТО ДОКАЖЕТ, ЧТО ЭТО ИМЕННО ВОЛОС ПРОРОКА?»

Справедливости ради стоит отметить, что в мусульманском сообществе существует неоднозначное отношение к предметам, оставшимся от пророка, членов его семьи и ближайших сподвижников. Одни верующие почитают эти реликвии как священные и обладающие чудодейственной силой. Другие же сохраняют скептицизм, не придавая подобным предметам сакрального значения. Председатель исламского культурного центра, член исполкома союза исламских организаций в России Мохаммед Хенни , оценивая по просьбе «БИЗНЕС Online» то, что татарстанскому Болгару преподнесли волос пророка, сказал: «Безусловно, любовь к пророку - это святое, это часть нашей веры. В то же время любовь к мощам, распространенная в христианстве, в исламе не так сильна. Со времен пророка прошло 1400 лет. Кто докажет, что это именно его волос? Или кто-то хочет, чтобы мусульмане превращались в идолопоклонников?»

Считается, что всего по белу свету было распространено более 100 тыс. волос пророка Мухаммеда. Выше мы уже сообщали, что борода пророка хранится во дворце-музее «Топ Капы» в Стамбуле. Напомним также, что, выступая 14 июня на празднике «Изге Болгар җ ыены», глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Бердиев сообщил, что еще при жизни пророк сам раздавал свои волосы и говорил: «От этого вам будет баракат». «Столетиями люди это хранили, и сегодня Талгат хазрат передал волос, чтобы был баракат у всех татар, для всей России. Из-за этого поистине данное место будет святым, люди будут приходить и смотреть. Мухаммед сказал: «Кто посещает мою могилу, тому будет мое заступничество». А если человек увидел волос пророка, это как будто он его самого увидел. Валлахи, вы себе еще не представляете, какой это баракат! Надо сказать огромное спасибо муфтию Талгату Таджуддину. Я не знаю, как он смог это сделать - отдать?! Это великий поступок! И дай Аллах, чтобы мы все вместе, мусульмане России, были едины. А когда есть единство, будет и баракат», - эмоционально выступил Бердиев.

«В свое время пророк Мухаммад (мир ему!) неоднократно брил свою голову и укорачивал бороду, а затем раздавал волосы своим последователям, - пояснил Салман. - Почему? С точки зрения религиозного человека это большая благодать. Мы знаем, например, что волос, который в свое время попал в руки одного из наиболее близких сподвижников пророка (мир ему!) Анаса ибна Малика, был после его смерти, по его же просьбе, положен ему под язык. Хотя мусульмане считают Анаса ибн Малика святым и набожным человеком, он все равно, невзирая на все свои заслуги, надеялся, что волос пророка принесет ему большую пользу. Пророк Мухаммед, мир ему, в свое время сказал: «Тот, кто посетит меня после моей смерти, подобен тому, кто посетил меня живым. Тот, кто посетил меня, будет достоин моего заступничества и свидетельства в судный день».

«Поэтому, когда человек находится в присутствии священного волоса, это практически означает, что он находится в присутствии самого пророка. При этом мусульманин читает особую молитву, молитвословия в честь пророка (мир ему!), то есть разговаривает с ним. Историки в своих рукописях оставили описание множества достоверных чудесных случаев, произошедших в подобных случаях. Есть такой тонкий момент в исламской теологии: посланник Аллаха (мир ему!) сказал, что пророки даже после смерти не умирают, а в местах упокоения находятся в молитвенном состоянии. Их тела нетленны. Поэтому и волос пророка - это часть его: там, где находится его волос, он присутствует сам. Разумеется, в иной плоскости, ином параллельном мире», - пояснил Салман.

«В ГЛАЗАХ ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ ЭТО СОБЫТИЕ ОГРОМНОЙ ВАЖНОСТИ»

«Верующие люди относятся к благодатным вещам с особым уважением, - подтвердил Крганов. - Сейчас Болгар превращается не только в туристическую достопримечательность, а в некое место, где есть сакральные ценности. Там имеются захоронения сподвижников пророка, сейчас вот есть волос пророка, думаю, в дальнейшем появится еще что-то. Болгар реально становится духовной столицей мусульман Поволжья».

По мнению Салмана, преподнесение волоса пророка болгарской Белой мечети, безусловно, приподнимает статус Татарстана в странах, которые относятся к ареалу традиционного ислама. «В глазах традиционалистов Турции, Ирака, Сирии, Египта, эмирата Дубай (ОАЭ), Индии, Пакистана и других это событие огромной важности. Самое главное, чтобы была проведена, не побоюсь этих слов, грамотная пиар-компания на основных для мусульманского мира международных языках - арабском и английском. Это еще благотворнее скажется на имидже нашей республики и, безусловно, сделает ее еще более узнаваемой в мусульманском мире. Радует, что Татарстан возвращает себе подобающее ему значение как в российском, так и в международном масштабе. Президент РТ Рустам Минниханов недавно был назначен председателем группы стратегического видения «Россия - Исламский мир». Это синхронные события одного ряда», - подчеркнул Салман.

Правда, с этим утверждением не совсем согласен Хенни, член исполкома союза исламских организаций в России. «Насколько я знаю, Россия уже давно пытается открыть окно в исламский мир через Татарстан. Казань - это фактически третья столица России, поэтому она должна играть важную роль. Это все очень хорошо, но, по моему мнению, отношения с исламским миром пока все равно не складываются. Даже в самом Татарстане, на мой взгляд, ситуация с исламом напряженная: убийства 2012 года, преследования инакомыслящих, запреты некоторых книг, которые ни к чему не приводят... Возможно, поэтому у замысла Владимира Путина о сотрудничестве с исламским миром пока никакой удачи. К сожалению, есть люди, которые вроде бы оседлали это направление, а на самом деле тормозят его».

Так или иначе, обретение аутентичной мусульманской святыни, подлинность которой никем не оспаривается, безусловно, мощная заявка Болгар на статус одного из центров притяжения для мусульман. В этом смысле волосок пророка весит для верующих во сто крат больше, чем самый большой в мире печатный Коран (800 килограммов). Но, как видим, в этом качестве республики Северного Кавказа пока что дают Татарстану сто очков форы.

«БОЛГАРСКИЙ ПРОЕКТ ДОЛЖЕН ЗАРАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ»

Другие эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», поделились своим видением того, что же все-таки означает передача волоса пророка Мухаммеда из Уфы в Болгар.

Али-Вячеслав Полосин - исламский богослов, разработчик социальной доктрины российского ислама:

Я присутствовал на мероприятиях в Болгаре, в которых приняли участие тысячи людей. Большинство из них, как мне кажется, объединяли национально-исторические корни, что нисколько не мешало федеральному смыслу этих событий. Параллельно мы подписали в Болгаре социальную доктрину российского ислама в четырех экземплярах, по количеству подписантов, а пятый экземпляр как памятный исторический документ оставили на вечное хранение в древнем городе.

Подарить волос пророка - это, конечно, очень большой жест со стороны верховного муфтия России. Он говорит по меньшей мере о большой любви Талгата хазрата Таджуддина к этому месту. Еще не так давно, в 1989 году, Болгар представлял из себя просто городище, где велись археологические раскопки. Тот вид, который древний город приобрел сейчас, сформировался во многом под влиянием Талгата хазрата, который каждый год бывал здесь и проявлял всяческую заботу, а также при поддержке Минтимера Шаймиева. Нет сомнений, что у Болгара огромные перспективы, он будет и дальше развиваться и совершенствоваться. Уже решено, что здесь, вдали от суеты, будет размещена Исламская богословская академия. Ее работа в таком историческом, таком намоленном месте будет очень органична, и это тоже идея Талгата хазрата.

Впрочем, наличие в Татарстане столь важных религиозных символов не будет навязывать что-либо тем, кто придерживается других взглядов и другого мировоззрения. В Татарстане грань между светским и религиозным давно определена и очень четко соблюдается. Когда идешь по улицам Казани, легко встретить женщину в хиджабе, а сразу же следом за ней - девушек в шортах и юбках. Все это сосуществует рядом, и никто никому ничего не навязывает.

Ринат Набиев - завкафедрой КФУ, экс-председатель совета по делам религии РТ:

Талгат Таджуддин неоднократно привозил подобные реликвии в Болгар. Для верующих людей это всегда имело очень большое значение. Мусульмане считают волос пророка очень ценной реликвией. В этом вопросе вряд ли могут быть противоречия или разные толкования. Передача этой реликвии в Болгар - это воля Талгата Таджуддина и желание укрепить позиции Татарстана в исламском мире как обладателя ценной реликвии. То, что волос Мухаммеда передан в руки президента Татарстана, я считаю вполне закономерным явлением, поскольку республика является основным носителем мощных исламских традиций и духовности в России. Эту реликвию будут рассматривать и с мистической, и с исторической точек зрения. Если историческая сторона вопроса может вызывать толкования, то с точки зрения веры и духовности для мусульман в этом вопросе нет сомнений. Для мусульман Татарстана факт хранения волоса пророка должен быть предметом гордости.

Рафик Мухаметшин - ректор Российского исламского института, директор ГБУ «Центр исламоведческих исследований», председатель совета по исламскому образованию:

Дело в том, что болгарский проект должен заработать по-новому. До сих пор Болгар для мусульман был, по сути, местом, где они раз в год собирались по 50 - 60 тысяч человек. Сейчас разработана концепция, президент Татарстана обратился к президенту России с тем, чтобы болгарский фактор был показан по-другому, чтобы он стал постоянным исламским центром. Скорее всего, уже с осени Болгар начнет функционировать в этом статусе, здесь будут введены различные формы обучения и повышения квалификации, со временем будет создана исламская академия. Болгару придается сегодня большое значение как фактору консолидации мусульман в основном Центральной России. Естественно, он должен стать привлекательным не только для туристов. То, что Талгат хазрат передает волос пророка Мухаммеда, - это важно, это усиливает религиозную привлекательность Болгара.

Вот только я бы предостерег от разговоров о паломничестве. Это звучит не совсем корректно, поскольку паломничество - это совершение хаджа. Неслучайно в 1990-е годы было много споров о том, надо ли ездить в Болгар. Даже официальные структуры в Татарстане говорили, что не надо, потому что поездка в Болгар - это такой малый хадж. Поэтому речь не идет о превращении Болгара в центр паломничества, это звучит рискованно. Сегодня необходимо четко расставить акценты. Болгар является одним из древних очагов исламской цивилизации, местом, где предки татар добровольно приняли ислам и развивали государство. Это наша гордость, и тут скорее следует говорить, может быть, о духовном туризме, но не о паломничестве.

Группа стратегического видения, которую по поручению президента России возглавляет президент республики (я тоже являюсь ее членом), недавно собиралась в Москве в первый раз после большого перерыва. Когда мы говорим о работе с мусульманскими странами, помимо политических и экономических направлений мы обсуждаем и сферу духовности. Для этого нужны определенные площадки, четко подчеркивающие, что Россия является государством, в котором есть мусульманские анклавы, где ислам получил широкое распространение. В 922 году был Болгар, а Дербент аж в VII веке! Намного легче разговаривать с мусульманами зарубежья, когда мы можем сказать о том, что мусульмане в России являются коренным населением и что ислам здесь имеет многовековую историю. Думаю, мусульманские страны по-другому смогут смотреть на Россию.